Система, многообразие и эволюция живой природы
методическая разработка по биологии (10, 11 класс)
Элективный курс «Система, многообразие и эволюция живой природы » предназначен для учащихся 10 -11 классов средней школы.
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по биологии;
Спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии;
Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по биологии, подготовленного Федеральным государственным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений»
ЕГЭ по биологии –форма итогового контроля знаний. В учебниках по биологии материал изложен упрощённо, что недостаточно для нормальной сдачи экзамена в 11 классе. Углубленный уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся, а также на более полное изучение этих стандартов. Знания, полученные на таких занятиях по биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни, углубить некоторые биологические понятия
Данный курс поможет повторить основные разделы школьной программы по всем направлениям биологии, позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов, человека; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции, извлечь необходимую информацию из большого числа источников и более эффективно подготовиться к ЕГЭ.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями ЕГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Отработка навыка работы с тестами ЕГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к ЕГЭ и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 10 и в11 классах.
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к ЕГЭ.
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям
Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
Особенности строения бактериальной клетки;
Особенности строения тканей растений, животных и человека;
Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Основные положения биологических теорий.
Сущность законов Г.Менделя.
Учение об уровнях организации жизни.
Характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.
сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
распознавать и описывать органы и системы органов животных и человека на рисунках, таблицах;
характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
применять теоретические знания «Общей Биологии» в практике решения генетических задач;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
Общее количество часов – 34ч.
Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.
Раздел 1.Царство Растения. ( 12 ч.)
Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.
Лишайники – симбиотический организм.
Демонстрация схем и таблиц отражающих:
- строение клетки и тканей высших растений;
- строение органов высших растений;
- основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.
- многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;
- многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;
- многообразие и особенности строения лишайников.
Лабораторные и практические работы
- Строение растительной клетки.
- Строение растительных тканей.
- Тренинги. Работа с тренировочными заданиями
Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
- многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;
- съедобные и несъедобные грибы.
Лабораторные и практические работы
Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)
Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.
Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)
Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.
Лабораторные и практические работы
Раздел 5. Царство Животные.(15 ч.)
Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
- особенности строения клетки и тканей животного организма;
- многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
- многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.
Лабораторные и практические работы
- Строение животной клетки и тканей животного организма..
- Внешнее строение представителей типа Членистоногие.
- Особенности строения рыб.
- Особенности строения птиц связанные с полётом.
- Особенности строения млекопитающих.
13. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями
Общее количество часов – 34ч.
Раздел 6: Человек и его здоровье. — 12ч.
Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная система. Пищеварительная система и обмен веществ. Дыхательная и выделительная система. Кровеносная система, первая помощь при кровотечениях. Нервная система и высшая нервная деятельность человека. Органы чувств. Анализаторы. Кожа и её производные. Железы внутренней и внешней секреции. Размножение и развитие человека.
Раздел 7: Общая биология.- 12 часов.
Химический состав живых организмов -1ч.
Элементный и молекулярный состав, вода, минеральные соли, углеводы, липиды, белки,их строение и функции, нуклеиновые кислоты,их строение.
Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, одномембранные , двумембранные и немембранные органоиды клетки, основные различия клеток прокариот и эукариот.
Обмен веществ и превращение энергии. -2ч.
Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме-ассимиляция(пластический обмен), диссимиляция(энергетический обмен). АТФ и её роль в метаболизме. Фотосинтез, хемосинтез, биосинтез белка.
Размножение и индивидуальное развитие организмов. -2ч.
Воспроизведение клеток: митоз, мейоз. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.
Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий закон Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещевание. Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Методы генетики. Селекция, центры происхождения культурных растений.
Эволюционное учение Ч.Дарвина, развитие органического мира, происхождение человека.
Экология и учение о биосфере. — 1ч.
Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Понятие о биосфере.
Раздел 8: Решение тестовых заданий ЕГЭ прошлых лет — 10ч
Решение типовых заданий ЕГЭ прошлых лет.
В результате изучения курса ученик должен:
общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли.
- правильно распределять время при выполнении тестовых работ;
- правильно решать задачи базового и повышенного уровня;
- решать биологические задачи.
Тематическое планирование элективного курса
Источник