Система поддержки природных ресурсов
Государственная программа «Воспроизводство и использование природных ресурсов»
Государственная программа «Воспроизводство и использование природных ресурсов»
Календарь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом «Поиск»
Подписка
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
Источник
8.3.4 Современная система управления охраной и использованием природных ресурсов в России
Согласно Конституции в Российской Федерации сформированы законодательные и исполнительные органы по управлению охраной и использованием природных ресурсов. Законодательную власть осуществляет Государственная Дума, в состав которой входят Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам и Комитет по экологии. Исполнительную власть в области природопользования осуществляет Правительство Российской Федерации.
До недавнего времени функции управления природопользованием и охраной окружающей среды выполняли Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России), а также другие ведомства – Комитет санитарно-эпидемиологического надзора России (Госкомсанэпиднадзор), Федеральный горный и промышленный надзор (Госгортехнадзор России), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз). Ряд конкретных вопросов охраны природы решался в других министерствах и ведомствах.
Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 введена новая структура федеральных органов исполнительной власти. На основании Указа принципиально меняется структура органов управления охраной и использованием природных ресурсов. Упразднены Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология) и Федеральная служба лесного хозяйства России, а их функции переданы в Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Таким образом, управлять использованием и охраной природных ресурсов отныне будет одно министерство, что, безусловно, ослабит природоохранные функции государства. Необходим вневедомственный государственный экологический контроль и надзор. Однако бесконечные перестройки в деле управления природопользованием так и не решили этот важнейший вопрос. За последнее десятилетие возникло расхождение между потребностью в четкой организации управления природопользованием и фактическим положением дел в этой области. Сложилась ситуация, при которой небывалая реорганизационная активность и перестройки центральных органов управления природопользованием дезориентировали структуры управления на периферии. Очень часто ведомственные мотивы в столкновениях за власть над ресурсами преобладали, над задачами их сохранения, возобновления, целесообразного неистощительного использования.
Создание современной системы управления использованием и охраной природных ресурсов, ее отражение в законодательстве имеют три тесно взаимосвязанных аспекта: политический, экономический и административный.
В центре политического аспекта управления лежит разграничение полномочий и функций между федеральными и региональными органами исполнительной власти, между Центром и субъектами Федерации. Ситуация, при которой сталкиваются старые тенденции тотальной централизации власти и новые центробежные тенденции суверенизации, вредит идее и практике подлинного федерализма, всей системе государственного управления. Ресурсы расположены в регионах. Стремление субъектов Федерации распоряжаться богатствами своих территорий в рамках законов, соблюдающих интересы всей страны, вполне естественно и справедливо. И только на основе реализации этого права возможна затем сбалансированная интеграция интересов всех частей государства в деле управления природными ресурсами.
Экономический аспект проблемы связан с определением отношений и прав собственности на природные ресурсы и разработкой обоснованной системы платности использования ресурсов. Существовавшая длительное время в нашей стране система «одного хозяина – государства» и труднопреодолимое отношение к ресурсам как к бесплатным дарам природы до сих пор мешали установлению статуса природных ресурсов как объектов собственности, обладающих высокой стоимостью. Рентообразующая роль природных ресурсов не оценивалась, а сырьевая оценка распространялась по существу только на минеральные ресурсы. Государство осуществляло полномочия собственника из рук вон плохо. Реформирование экономики требует идентификации всех природных ресурсов как объектов собственности, в основном государственной собственности, и правильной оценки их рентообразующей роли. Чтобы государство могло полно осуществлять права собственника, также важно четкое разграничение полномочий по управлению государственной собственностью на природные ресурсы между федеральными и региональными органами власти. Решение проблем собственности и платности – важное условие повышения эффективности экономики и уменьшения экологической напряженности.
Административный аспект управления природопользованием одержит ряд проблем распределения функций и формирования оптимальных функциональных и организационных структур и в Центре, и в регионах. Получилось так, что наиболее стойким препятствием на пути становления эффективной системы правления рациональным использованием и охраной ресурсов оказалась, как это ни парадоксально, сама организационная структура управления – консервативная и бюрократическая, озабоченная прежде всего интересами самосохранения и работающая в основном сама на себя. Аппарат управления кроме поставленных перед ним задач обладает и собственными целями, особенно когда государство свои задачи не может четко сформулировать. Как известно, когда внутренние цели ведомства превалируют над государственными возникает кризис всей системы государственного управления. Поэтому оптимизация управления использованием и охраной ресурсов предполагает в первую очередь оптимизацию управления людьми, которые образуют определенную организационную структуру и выполняют функции, определенные государством и предусмотренные законодательными нормами.
Сегодня практически все дело управления природными ресурсами и их охраны пассивно подчинено неустойчивой политико-экономической ситуации. В этих условиях многочисленные декларации и концепции, и прежде всего концепция устойчивого развития, – не более, чем утопия. Другой аспект проблемы управления ресурсами заключается в том, что фактически на усиленной эксплуатации и экспорте ресурсов недр страны строится сейчас (по существу традиционно) значительная часть надежд на предотвращение экономического коллапса, на исправление и улучшение экономической ситуации. Любое противоречие между интересами охраны ресурсов и интересами получения «быстрых денег» решается и, по-видимому, еще долго будет решаться в пользу последних.
К сожалению, оснований для таких выводов достаточно. Ведь производство поддерживается почти исключительно за счет экспорта продукции энергоемких сырьевых и базовых отраслей. Все это говорит о фактическом отказе, пусть вынужденном и временном, но все-таки отказе от политики ресурсосбережения. Удвоение выпуска в России экологически опасной продукции вызвано его сокращением на Западе, где сильно ужесточены требования безопасности. Наша индустрия с готовностью взяла на себя эту миссию, даже не подсчитав масштабы ущерба, наносимого экономике, среде обитания, населению.
Утвержденная к настоящему, моменту функциональная структура МПР России и перечень задач министерства позволяют говорить о сохранении преимущественно эксплуатационной идеологии и прежней ценностной ориентации, согласно которой главные богатства России находятся в ее недрах. Однако правильная ресурсологическая оценка, связанная с глобальными прогностическими моделями и эколого-экономическим анализом современной ситуации в мире и в нашей стране, свидетельствует о другом: главным природным богатством России являются ассимиляционный и продукционный потенциалы ее биоты, в основном лесов, на значительной части территории, не затронутой хозяйственной деятельностью. Именно они обусловливают мощную средообразующую, средорегулирующую и средоочистительную функцию биома северной и северо-восточной Азии, имеющую большое значение для всей планеты.
Контрольные вопросы к лекции 8.3
1. В чем заключается различие между управляемым развитием и направляемым развитием общества и экономики? Назовите главные приоритеты новой стратегии.
2. Перечислите важнейшие принципы экоразвития и условия их реализации.
3. Что вы можете сказать об участии населения в процессе выработки и принятия решений по проблемам экоразвития?
4. Что вы знаете о международном сотрудничестве в области охраны и использования природных ресурсов?
5. Какое принципиальное отличие между управлением экономической системой и эколого-экономической системой?
6. Какие трудности ожидают человечество при переходе к новой стратегии развития? Сформулируйте основные принципы организации управления экоразвитием.
7. Оцените современную систему управления охраной и использованием природных ресурсов в России.
Источник