Система поддержки природных ресурсов

Система поддержки природных ресурсов

Государственная программа «Воспроизводство и использование природных ресурсов»

Государственная программа «Воспроизводство и использование природных ресурсов»

Календарь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом «Поиск»

Подписка

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Источник

8.3.4 Современная система управления охраной и использованием природных ресурсов в России

Согласно Конституции в Российской Федерации сформиро­ваны законодательные и исполнительные органы по управле­нию охраной и использованием природных ресурсов. Законода­тельную власть осуществляет Государственная Дума, в состав которой входят Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам и Комитет по экологии. Исполнительную власть в об­ласти природопользования осуществляет Правительство Россий­ской Федерации.

До недавнего времени функции управления природопользо­ванием и охраной окружающей среды выполняли Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государственный ко­митет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология Рос­сии), а также другие ведомства – Комитет санитарно-эпидемиологического надзора России (Госкомсанэпиднадзор), Федеральный горный и промышленный надзор (Госгортехнадзор России), Федеральный надзор России по ядерной и радиа­ционной безопасности (Госатомнадзор России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружаю­щей среды (Росгидромет), Федеральная служба лесного хозяйст­ва России (Рослесхоз). Ряд конкретных вопросов охраны приро­ды решался в других министерствах и ведомствах.

Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 введена новая структура федеральных органов исполни­тельной власти. На основании Указа принципиально меняется структура органов управления охраной и использованием при­родных ресурсов. Упразднены Государственный комитет Рос­сийской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэко­логия) и Федеральная служба лесного хозяйства России, а их функции переданы в Министерство природных ресурсов Рос­сийской Федерации. Таким образом, управлять использованием и охраной природных ресурсов отныне будет одно министерст­во, что, безусловно, ослабит природоохранные функции госу­дарства. Необходим вневедомственный государственный эко­логический контроль и надзор. Однако бесконечные перестрой­ки в деле управления природопользованием так и не решили этот важнейший вопрос. За последнее десятилетие воз­никло расхождение между потребностью в четкой организации управления природопользованием и фактическим положением дел в этой области. Сложилась ситуация, при которой небыва­лая реорганизационная активность и перестройки центральных органов управления природопользованием дезориентировали структуры управления на периферии. Очень часто ведомствен­ные мотивы в столкновениях за власть над ресурсами преобла­дали, над задачами их сохранения, возобновления, целесообраз­ного неистощительного использования.

Читайте также:  Природные поделки с каштана

Создание современной системы управления использованием и охраной природных ресурсов, ее отражение в законодательст­ве имеют три тесно взаимосвязанных аспекта: политический, экономический и административный.

В центре политического аспекта управления лежит разграни­чение полномочий и функций между федеральными и регио­нальными органами исполнительной власти, между Центром и субъектами Федерации. Ситуация, при которой сталкиваются старые тенденции тотальной централизации власти и новые центробежные тенденции суверенизации, вредит идее и практике подлинного федерализма, всей системе государственного управления. Ресурсы расположены в регионах. Стремление субъектов Федерации распоряжаться богатствами своих территорий в рамках законов, соблюдающих интересы всей страны, вполне естественно и справедливо. И только на основе реализации этого права возможна затем сбалансированная интеграция интересов всех частей государства в деле управления природными ресурсами.

Экономический аспект проблемы связан с определением отношений и прав собственности на природные ресурсы и разработкой обоснованной системы платности использования ресурсов. Существовавшая длительное время в нашей стране система «одного хозяина – государства» и труднопреодолимое отношение к ресурсам как к бесплатным дарам природы до сих пор мешали установлению статуса природных ресурсов как объектов собственности, обладающих высокой стоимостью. Рентообразующая роль природных ресурсов не оценивалась, а сырьевая оценка распространялась по существу только на минеральные ресурсы. Государство осуществляло полномочия собственника из рук вон плохо. Реформирование экономики требует идентификации всех природных ресурсов как объектов собственности, в основном государственной собственности, и правильной оценки их рентообразующей роли. Чтобы государство могло полно осуществлять права собственника, также важно четкое разграничение полномочий по управлению государственной собственностью на природные ресурсы между федеральными и региональными органами власти. Решение проблем собственности и платности – важное условие повышения эффективности экономики и уменьшения экологической напряженности.

Административный аспект управления природопользованием одержит ряд проблем распределения функций и формирования оптимальных функциональных и организационных структур и в Центре, и в регионах. Получилось так, что наиболее стойким препятствием на пути становления эффективной системы правления рациональным использованием и охраной ресурсов оказалась, как это ни парадоксально, сама организационная структура управления – консервативная и бюрократическая, озабоченная прежде всего интересами самосохранения и работающая в основном сама на себя. Аппарат управления кроме поставленных перед ним задач обладает и собственными целя­ми, особенно когда государство свои задачи не может четко сформулировать. Как известно, когда внутренние цели ведомст­ва превалируют над государственными возникает кризис всей системы государственного управления. Поэтому оптимизация управления использованием и охраной ресурсов предполагает в первую очередь оптимизацию управления людьми, которые об­разуют определенную организационную структуру и выполняют функции, определенные государством и предусмотренные зако­нодательными нормами.

Читайте также:  Между какими природными зонами расположена лесотундра

Сегодня практически все дело управления природными ре­сурсами и их охраны пассивно подчинено неустойчивой поли­тико-экономической ситуации. В этих условиях многочислен­ные декларации и концепции, и прежде всего концепция устой­чивого развития, – не более, чем утопия. Другой аспект про­блемы управления ресурсами заключается в том, что фактиче­ски на усиленной эксплуатации и экспорте ресурсов недр стра­ны строится сейчас (по существу традиционно) значительная часть надежд на предотвращение экономического коллапса, на исправление и улучшение экономической ситуации. Любое про­тиворечие между интересами охраны ресурсов и интересами по­лучения «быстрых денег» решается и, по-видимому, еще долго будет решаться в пользу последних.

К сожалению, оснований для таких выводов достаточно. Ведь производство поддерживается почти исключительно за счет экспорта продукции энергоемких сырьевых и базовых от­раслей. Все это говорит о фактическом отказе, пусть вынужденном и временном, но все-таки отказе от политики ре­сурсосбережения. Удвоение выпуска в России экологически опасной продукции вызвано его сокращением на Западе, где сильно ужесточены требования безопасности. Наша индустрия с готовностью взяла на себя эту миссию, даже не подсчитав масштабы ущерба, наносимого экономике, среде оби­тания, населению.

Утвержденная к настоящему, моменту функциональная структура МПР России и перечень задач министерства позво­ляют говорить о сохранении преимущественно эксплуатаци­онной идеологии и прежней ценностной ориентации, соглас­но которой главные богатства России находятся в ее недрах. Однако правильная ресурсологическая оценка, связанная с глобальными прогностическими моделями и эколого-экономическим анализом современной ситуации в мире и в нашей стране, свидетельствует о другом: главным природным богатством России являются ассимиляционный и продукционный потенциалы ее биоты, в основном лесов, на значительной части территории, не затронутой хозяйственной деятельностью. Именно они обусловливают мощную средообразующую, средорегулирующую и средоочистительную функцию биома се­верной и северо-восточной Азии, имеющую большое значе­ние для всей планеты.

Читайте также:  Природный заказник долины реки сетунь

Контрольные вопросы к лекции 8.3

1. В чем заключается различие между управляемым развитием и направляемым развитием общества и экономики? Назовите главные приоритеты новой стратегии.

2. Перечислите важнейшие принципы экоразвития и условия их реализации.

3. Что вы можете сказать об участии населения в процессе вы­работки и принятия решений по проблемам экоразвития?

4. Что вы знаете о международном сотрудничестве в области охраны и использования природных ресурсов?

5. Какое принципиальное отличие между управлением эконо­мической системой и эколого-экономической системой?

6. Какие трудности ожидают человечество при переходе к но­вой стратегии развития? Сформулируйте основные принци­пы организации управления экоразвитием.

7. Оцените современную систему управления охраной и ис­пользованием природных ресурсов в России.

Источник

Оцените статью