Система природы автор философ

ГОЛЬБАХ П.А. «СИСТЕМА ПРИРОДЫ»

Поль Анри Гольбах (1723-1789) принадлежит к числу французских материалистов ХУШ в. Его труд «Система природы» (1770) появился в период расцвета классического естествознания и в целом классической картины мира. Философия развивалась в тот период в тесной связи именно с механикой, она осмысливала результаты ее достижений, и в виду этого господствующей формой философии в этот период стал механистический материализм. «Система природы» является философским обобщением представлений о мире и человеке, составленным в полном соответствии с естественнонаучной картиной мира. Данная тенденция прослеживается как в онтологии, так и в гносеологии Гольбаха.

В учении о бытии Гольбах опирается на учение Спинозы о существовании единственной материальной субстанции – природы, существующей вечно и порождающей все многообразие предметов и явлений. Однако в отличие от Спинозы, Гольбах не отождествляет природу с Богом. В отличие от французских материалистов более раннего периода, Гольбах не рассматривает материю как совокупность разрозненных конкретно-чувственных вещей, а воспринимает ее как великое целое, где объективностью обладает не только единичное, но и общее.

Анализируя проблему движения материи, Гольбах опирается на законы классической механики Ньютона, однако спорит с Ньютоном по вопросу о самодвижении материи. Гольбах трактует природу по принципу causa sui и, таким образом, утверждает для материи возможность самодвижения. Из этого же принципа вытекает его представление о наличии в природе постоянных и необходимых законов, которые порождают только естественные причины и следствия. Весь универсум детерминирован сущностью самой природы, т.е. случайности объективно не существуют. Таким образом, на основе учений Спинозы и Ньютона философом создается новое материалистическое понимание природы.

Читайте также:  Календарное планирование неделя природы старшая группа

В гносеологии Гольбах занимает четко выраженную позицию эмпиризма. Все идеи, формирующиеся в человеческом разуме, имеют чувственное происхождение и отражают в сознании людей реально существующие вещи и явления. Познание начинается с ощущений и заканчивается идеями. Ложные ощущения человек всегда может проверить с помощью других ощущений, посредством опыта. “Эксперименты, а не воображения могут вырвать у природы тайны”, – считал Гольбах.

Вопросы для конспектирования

1. Какие виды движения выделяет Гольбах?

2. В силу каких причин происходят движения тел?

3. Какой характер имеют причина и следствие, как они связаны?

4. Как Гольбах понимает проблему порядка и беспорядка?

5. В каких отношениях, по Гольбаху, находятся материя и сознание?

6. Как Гольбах решал проблему необходимости в учении о природе?

1. Гольбах П.А. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1963.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Поль Анри Гольбах и его основные философские идеи

Поль Анри Гольбах был философом материалистом, которому характерны воззрения многих современников его эпохи европейского общества. Он никогда не стеснялся в выражениях и был максимально прямолинейным, чем, кстати, в большей степени и настроил против самого себя некоторых представителей различных философских школ своего времени.

Воззрения П. Гольбаха

Главным философским трудом П. Гольбаха считается «Система природы», иногда её называют «библией материализма». В этом произведении мыслитель синтезирует все душевные качества человека в деятельности тела. Это лежит в основе того, что он напрочь отрицает свободу воли и даже саму суть совершенствования.

Добродетель, по мнению П. Гольбаха — это деятельность, которая сконцентрирована на получение пользы для человека как члена общества, эта деятельность проявляется посредством чувства самосохранения.

Читайте также:  Где растет венерин башмачок природная зона

Философ считал, что счастье заключается в удовольствии. Он утверждал, что материя существует сама по себе, при этом она есть причина всего: она – собственная причина. Каждое материальное тело состоит из атомов.

П. Гольбах первым вывел определение материи в его классическом виде.

Материя – это всё то в объективной реальности, что оказывать влияние на человеческие чувства, при этом вызывает определённые ощущения.

Самый простой пример наподобие того, как удары пальцев по клавишам, превращают звук в музыкальное произведение, так и удары предметов о наши органы дают ощущения всевозможных свойств. П. Гольбах старался максимально просто сформулировать и интерпретировать процесс сознания, хотя до него было выдвинуто множество тезисов и идей по этому поводу.

Философы Франции, преодолевая непоследовательность Дж. Локка и критикуя идеи Дж. Беркли, отстаивали принцип материальности мира в его механистической форме, хотя во взглядах некоторых из них и прослеживались диалектические идеи развития организмов.

Идеи французских просветителей

Для понимания материалистического объяснения душевных, личностных специфических особенностей человека, можно взять цитату из книги врача из Франции, который придерживался идей материализма Ж. О. де Ламерти из книги «Человек-машина»: «Что нужно было, чтобы превратить бесстрашие Кая Юлия, Сенеки или Петрония в малодушие или трусость? Всего только расстройство селезёнки или печени, или засорение воротной вены. А почему? Потому, что воображение засоряется вместе с нашими внутренними органами, от чего и происходят все эти своеобразные явления истерических и ипохондрических заболеваний».

Французские просветители разнились своими взглядами. Иногда прослеживались даже полностью противоположные воззрения. Однако в общей массе они были полярно противоположны миру официальной практики и идеологии. Объединялись ровно настолько, насколько противостояли правящим сословиям. Все они опирались на принцип: в случае, когда человек и его личные качества зависят от окружающей среды, тогда его пороки принимаются как следствие воздействия этой среды. Изменить человека и освободить его от недостатков можно только путём развития в нём положительных качеств, вместе с этим необходимо также менять окружающую среду и общественную в том числе.

Читайте также:  Индия объекты неживой природы объекты живой природы

Мыслители и философы придерживались той позиции, что они живут в эпоху перемен, в переломное время, когда чувствуется приближение торжества разума и победы просветительских идей, в «век триумфа философии».

«Энциклопедия» как признак великой эпохи

Местом, где сконцентрировались умы философской науки и их единомышленники оказалась «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Д. Дидро и его соратник Ж. Л. Д’Аламбер видили своей целью – представить «общую картину усилий человеческого разума во всех народах и во все времена».

Это произведение, которое собрало самых ярких представителей не только Франции, но и всей Европы, стало отражением духовной жизни эпохи.

«Энциклопедию» хоть и по частям, но всё же переводили в России.

«Энциклопедию» считают важнейшим памятником литературы, который был создан французскими просветителями.

Источник

Оцените статью