Система природы гольбах кратко

Гольбах п.А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного

Поль Анри Гольбах (1723-1789) принадлежит к числу французских материалистов ХУШ в. Его труд «Система природы» (1770) появился в период расцвета классического естествознания и в целом классической картины мира. Философия развивалась в тот период в тесной связи именно с механикой, она осмысливала результаты ее достижений, и в виду этого господствующей формой философии в этот период стал механистический материализм. «Система природы» является философским обобщением представлений о мире и человеке, составленным в полном соответствии с естественнонаучной картиной мира. Данная тенденция прослеживается как в онтологии, так и в гносеологии Гольбаха.

В учении о бытии Гольбах опирается на учение Спинозы о существовании единственной материальной субстанции — природы, существующей вечно и порождающей все многообразие предметов и явлений. Однако в отличие от Спинозы, Гольбах не отождествляет природу с Богом, для Гольбаха природа — это только природа. В отличие от французских материалистов более раннего периода, Гольбах не рассматривает материю как совокупность разрозненных конкретно-чувственных вещей, а воспринимает ее как великое целое, где объективностью обладает не только единичное, но и общее.

Анализируя проблему движения материи, Гольбах опирается на законы классической механики Ньютона, однако спорит с Ньютоном по вопросу о самодвижении материи. Гольбах трактует природу по принципу causa sui и таким образом утверждает для материи возможность к самодвижению. Из этого же принципа вытекает его представление о наличии в природе постоянных и необходимых законов, которые порождают только естественные причины и следствия. Весь универсум детерминирован сущностью самой природы, т.е. случайности объективно не существуют. Таким образом, на основе учений Спинозы и Ньютона философом создается новое материалистическое понимание природы.

В гносеологии Гольбах занимает четко выраженную позицию эмпиризма. Все идеи, формирующиеся в человеческом разуме, имеют чувственное происхождение и отражают в сознании людей реально существующие вещи и явления. Познание начинается с ощущений и заканчивается идеями. Ложные ощущения человек всегда может проверить с помощью других ощущений, посредством опыта. “Эксперименты, а не воображения могут вырвать у природы тайны”, — считает Гольбах.

Вопросы для конспектирования:

  1. Какие виды движения выделяет Гольбах?
  2. В силу каких причин происходят движения тел?
  3. Какой характер имеют причина и следствие и как они связаны между собой?
  4. Как Гольбах понимает проблему порядка и беспорядка и отношения между этими категориями?
  5. В каких отношениях, по Гольбаху, находятся материя и сознание?
  6. Как Гольбах решал проблему необходимости в учении о природе?
  1. Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. — М., 1963.
  2. Кочарян Н.Т. Поль Гольбах. — М., 1978.
  3. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIIIвека. — М., 1986.
  4. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIIIвека. — М., 1973.
Читайте также:  Природные особенности среднего урала

Источник

Система природы гольбах кратко

«СИСТЕМА ПРИРОДЫ»

«СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного» (Système de la Nature ou des Loix du Monde Physique et du Monde Morale) – произведение П.А.Гольбаха, содержащее систематическое изложение механистического материализма 18 в. на основе философского истолкования ньютоновской механики. Гольбах развивает здесь также спинозовский подход к природе как к причине самой себя (causa sui), но если у Спинозы природа это Бог, то у Гольбаха природа – это только природа, отождествляемая им с материальной субстанцией. Книга была издана в Амстердаме в 1770 (под именем Ж.Б.Мирабо) и 13 августа того же года предана публичному сожжению по приговору парижского парламента. Состоит из двух частей. В 1-й части рассматривается природа – с одной стороны, как «великое Целое», обладающее самодвижением, с другой – как совокупность частей, по отношению к каждой из которых нет смысла говорить о самодвижении: в «различных телах природы вовсе нет самопроизвольных движений, ибо они непрерывно действуют друг на друга» («Система природы». М., 1924, с. 19). Гольбах исходит здесь из ньютоновской трактовки взаимодействия сил, при этом материальная точка превращается у него в материю, а инерция – в самодвижение материи.

Такие законы механики, как равенство сил действия и противодействия, взаимосвязь притяжения и отталкивания входят в «Систему природы» в виде фундаментальных законов природы. Так, общественный договор интерпретируется, исходя из чувств симпатии и антипатии, аналогичных природным свойствам притяжения и отталкивания. В качестве материальной единицы выбирается атом, наделенный механическими свойствами – формой, положением, размерами, механическим движением. Невозможность объяснить с механистических позиций качественное своеобразие вещей и явлений привела Гольбаха к идее круговорота природы, т.е. вечно повторяющегося и возобновляющегося процесса превращения веществ, исключающего появление чего-то принципиально нового. Следствием механистического истолкования закона причинности оказывается фатализм: по мнению Гольбаха, нет ни одной пылинки, ни одного атома, которые не находились бы там, где должны находиться, и не двигались бы так, как должны двигаться. По отношению к человеку это означает, что он не обладает свободой воли, а идет по жизни с той же необходимостью, с какой камень скатывается по склону горы. Обоснование фатализма вызвало резкую критику, в т.ч. и обвинение в имморализме, опровержению которого Гольбах посвящает главы 13–14 в книге. По его мнению, «система фатализма. не приводит к смещению понятий добродетели и порока» (там же, с. 173): даже если признать, что действия человека «произведены существом, вынужденным к нему силой необходимости. вменение в вину все же может иметь место» (там же, с. 172). Вместе с тем «фаталист. сожалел бы о своих ближних, скорбел бы по поводу их заблуждений. никогда не сердясь на них» (там же, с. 183), он постарался бы не применять слишком суровые наказания, помня о том, что природа порождает плевелы с той же необходимостью, что и благородные злаки. Утверждая возможность нравственного вменения поступков человека, Гольбах не смог, однако, дать убедительное обоснование этого с позиций своего фатализма.

Читайте также:  Закон об охране окружающей природной среды 1995

2-я часть книги посвящена гл.о. критике религии; Гольбах настаивает на том, что атеизм вполне совместим с нравственностью, поскольку она «естественна». Истинную основу нравственности он видит в осознании того, что человек – мыслящее и чувствующее существо, наделенное себялюбием, ради которого люди объединяются в общество. Он ратует за справедливые законы, воспитывающие добродетельных людей, соединяющие общественное благо с себялюбием. Он критикует противоречия в священных книгах, невежество и фанатизм церковников. Как и другие просветители, Гольбах полагает, что воспитание способствует появлению просвещенного монарха, создающего счастье своих подданных. Русский перевод П.С.Юшкевича (1924).

Источник

ГОЛЬБАХ П.А. «СИСТЕМА ПРИРОДЫ»

Поль Анри Гольбах (1723-1789) принадлежит к числу французских материалистов ХУШ в. Его труд «Система природы» (1770) появился в период расцвета классического естествознания и в целом классической картины мира. Философия развивалась в тот период в тесной связи именно с механикой, она осмысливала результаты ее достижений, и в виду этого господствующей формой философии в этот период стал механистический материализм. «Система природы» является философским обобщением представлений о мире и человеке, составленным в полном соответствии с естественнонаучной картиной мира. Данная тенденция прослеживается как в онтологии, так и в гносеологии Гольбаха.

В учении о бытии Гольбах опирается на учение Спинозы о существовании единственной материальной субстанции – природы, существующей вечно и порождающей все многообразие предметов и явлений. Однако в отличие от Спинозы, Гольбах не отождествляет природу с Богом. В отличие от французских материалистов более раннего периода, Гольбах не рассматривает материю как совокупность разрозненных конкретно-чувственных вещей, а воспринимает ее как великое целое, где объективностью обладает не только единичное, но и общее.

Анализируя проблему движения материи, Гольбах опирается на законы классической механики Ньютона, однако спорит с Ньютоном по вопросу о самодвижении материи. Гольбах трактует природу по принципу causa sui и, таким образом, утверждает для материи возможность самодвижения. Из этого же принципа вытекает его представление о наличии в природе постоянных и необходимых законов, которые порождают только естественные причины и следствия. Весь универсум детерминирован сущностью самой природы, т.е. случайности объективно не существуют. Таким образом, на основе учений Спинозы и Ньютона философом создается новое материалистическое понимание природы.

В гносеологии Гольбах занимает четко выраженную позицию эмпиризма. Все идеи, формирующиеся в человеческом разуме, имеют чувственное происхождение и отражают в сознании людей реально существующие вещи и явления. Познание начинается с ощущений и заканчивается идеями. Ложные ощущения человек всегда может проверить с помощью других ощущений, посредством опыта. “Эксперименты, а не воображения могут вырвать у природы тайны”, – считал Гольбах.

Вопросы для конспектирования

1. Какие виды движения выделяет Гольбах?

2. В силу каких причин происходят движения тел?

3. Какой характер имеют причина и следствие, как они связаны?

4. Как Гольбах понимает проблему порядка и беспорядка?

5. В каких отношениях, по Гольбаху, находятся материя и сознание?

Читайте также:  Приведите примеры природно очаговых трансмиссивных заболеваний

6. Как Гольбах решал проблему необходимости в учении о природе?

1. Гольбах П.А. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1963.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Гольбах п.А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного

Поль Анри Гольбах (1723-1789) принадлежит к числу французских материалистов ХУШ в. Его труд «Система природы» (1770) появился в период расцвета классического естествознания и в целом классической картины мира. Философия развивалась в тот период в тесной связи именно с механикой, она осмысливала результаты ее достижений, и в виду этого господствующей формой философии в этот период стал механистический материализм. «Система природы» является философским обобщением представлений о мире и человеке, составленным в полном соответствии с естественнонаучной картиной мира. Данная тенденция прослеживается как в онтологии, так и в гносеологии Гольбаха.

В учении о бытии Гольбах опирается на учение Спинозы о существовании единственной материальной субстанции — природы, существующей вечно и порождающей все многообразие предметов и явлений. Однако в отличие от Спинозы, Гольбах не отождествляет природу с Богом, для Гольбаха природа — это только природа. В отличие от французских материалистов более раннего периода, Гольбах не рассматривает материю как совокупность разрозненных конкретно-чувственных вещей, а воспринимает ее как великое целое, где объективностью обладает не только единичное, но и общее.

Анализируя проблему движения материи, Гольбах опирается на законы классической механики Ньютона, однако спорит с Ньютоном по вопросу о самодвижении материи. Гольбах трактует природу по принципу causasuiи таким образом утверждает для материи возможность к самодвижению. Из этого же принципа вытекает его представление о наличии в природе постоянных и необходимых законов, которые порождают только естественные причины и следствия. Весь универсум детерминирован сущностью самой природы, т.е. случайности объективно не существуют. Таким образом, на основе учений Спинозы и Ньютона философом создается новое материалистическое понимание природы.

В гносеологии Гольбах занимает четко выраженную позицию эмпиризма. Все идеи, формирующиеся в человеческом разуме, имеют чувственное происхождение и отражают в сознании людей реально существующие вещи и явления. Познание начинается с ощущений и заканчивается идеями. Ложные ощущения человек всегда может проверить с помощью других ощущений, посредством опыта. “Эксперименты, а не воображения могут вырвать у природы тайны”, — считает Гольбах.

Вопросы для конспектирования:

  1. Какие виды движения выделяет Гольбах?
  2. В силу каких причин происходят движения тел?
  3. Какой характер имеют причина и следствие и как они связаны между собой?
  4. Как Гольбах понимает проблему порядка и беспорядка и отношения между этими категориями?
  5. В каких отношениях, по Гольбаху, находятся материя и сознание?
  6. Как Гольбах решал проблему необходимости в учении о природе?
  1. Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. — М., 1963.
  2. Кочарян Н.Т. Поль Гольбах. — М., 1978.
  3. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIIIвека. — М., 1986.
  4. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIIIвека. — М., 1973.

Источник

Оцените статью