Система природы поля анри гольбаха

20. Поль Гольбах «Система природы» (Материализм Поля Гольбаха)

«Система природы» — «эта библия материализма». Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель, по Гольбаху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она — своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Именно Гольбах дал «классическое» определение материи: материя есть все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Подобно тому как удары пальцев музыканта по клавишам, скажем, клавесина рождают музыкальные звуки, так и воздействия предметов на наши органы чувств рождают ощущения всевозможных свойств. Он, как видим, весьма упрощенно трактовал процесс познания, хотя ранее так много гениального было уже сказано на этот счет.

Человек – воспринимающее, чувствующее, рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью.

Чувства – зрение, осязание, вкус, обоняние, слух.

Разумное существо умеет распознать и избрать средства для достижения поставленной цели – счастья.

Опыт – результат влияния на нас предметов и явлений, впечатления, ощущения, возбуждения, которые испытывают наши органы чувств, те хорошие или плохие воздействия, которые производят на нас предметы и которые запечатлевает наша память.

Мысль – деятельность, происходящая в человеке, который получает и воспроизводит в своей памяти впечатления от внешних предметов или от изменений в органах его собственного тела.

Истина – всякое суждение, основанное на точных и многократно проверенных данных опыта, полученных здоровым человеком.

Материя по отношению к нам есть все то, что воздействует каким-либо образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным вещам, основывается на различных впечатлениях, производимых в нас этими вещами.

Материя и движение взаимосвязаны. Материя всегда в движении, движение способ существования материи.

21.Философия субъективного идеализма Дж. Беркли

Английский философ Джордж Беркли(1685–1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории И. Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства.

Беркли не без тонкости заметил: в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовывать отвлеченную идею общего для всех них вещества как некоего субстрата. Однако это, по Беркли, невозможно: у нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без какого-либо остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений или «идей». И в самом деле, в таком случае от материи ничего не остается: она как бы растворяется в некоторой «туманной» неопределенности, которая вообще ни на что не может воздействовать. Отсюда афористический постулат Беркли: «Быть–значит быть в восприятии», А если, скажем, данная береза никем не воспринимается, что же–она перестает существовать!? Беркли на это возражал примерно так: тогда ее воспринимают другие люди или вообще живые существа. А если все они заснули и отключились от восприятия? Беркли на это возражал так: Бог как вечный субъект всегда все воспринимает.

Читайте также:  Анализ мероприятия будь природе другом

Но рассуждение с атеистических позиций приводит к следующему выводу. Если Бога нет, тогда то, что мы считаем материальными объектами, должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнув в момент восприятия, они тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но, утверждал Беркли, так уж сложилось: что благодаря постоянному бдению Бога, вызывающего в нас идеи, все на свете (деревья, скалы, кристаллы и т.д.) существует постоянно, как и полагает здравый смысл.

Беркли–привлекательный писатель, обладавший изящным стилем (причем свои многочисленные работы он написал до 28 лет!). Он был не только священником (епископ в Клойне, Ирландия) и философом, но и психологом. Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как эти вещи воздействуют на наши органы чувств, но мы не схватываем сути самой вещи, а ведь свойства весьма относительны к воспринимающему субъекту. Чувственные впечатления–это феномены психики. Если у вас одна рука холодная, а другая теплая, опустите руки в теплую воду, и вы почувствуете одной рукой холод, а другой–тепло. Беркли доказывает верную мысль–об относительности наших восприятий, их зависимости от состояния субъекта.

Все это верно, однако это не спасает Беркли от крайних выводов, ведущих к субъективному идеализму, апологетом которого мы привыкли его считать. Но он ведь священник, искренне веривший в Бога, и уже этим самым он скорее объективный идеалист! Поэтому его нельзя обвинять(как это обычно делают) в солипсизме’.

Вообще всерьез доказывать, что мир существует независимо от нас и от наших ощущений – это, как бы выразился И. Кант, «скандал в философии».

Источник

Гольбах п.А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного

Поль Анри Гольбах (1723-1789) принадлежит к числу французских материалистов ХУШ в. Его труд «Система природы» (1770) появился в период расцвета классического естествознания и в целом классической картины мира. Философия развивалась в тот период в тесной связи именно с механикой, она осмысливала результаты ее достижений, и в виду этого господствующей формой философии в этот период стал механистический материализм. «Система природы» является философским обобщением представлений о мире и человеке, составленным в полном соответствии с естественнонаучной картиной мира. Данная тенденция прослеживается как в онтологии, так и в гносеологии Гольбаха.

Читайте также:  Природные ведьмы могут все

В учении о бытии Гольбах опирается на учение Спинозы о существовании единственной материальной субстанции — природы, существующей вечно и порождающей все многообразие предметов и явлений. Однако в отличие от Спинозы, Гольбах не отождествляет природу с Богом, для Гольбаха природа — это только природа. В отличие от французских материалистов более раннего периода, Гольбах не рассматривает материю как совокупность разрозненных конкретно-чувственных вещей, а воспринимает ее как великое целое, где объективностью обладает не только единичное, но и общее.

Анализируя проблему движения материи, Гольбах опирается на законы классической механики Ньютона, однако спорит с Ньютоном по вопросу о самодвижении материи. Гольбах трактует природу по принципу causa sui и таким образом утверждает для материи возможность к самодвижению. Из этого же принципа вытекает его представление о наличии в природе постоянных и необходимых законов, которые порождают только естественные причины и следствия. Весь универсум детерминирован сущностью самой природы, т.е. случайности объективно не существуют. Таким образом, на основе учений Спинозы и Ньютона философом создается новое материалистическое понимание природы.

В гносеологии Гольбах занимает четко выраженную позицию эмпиризма. Все идеи, формирующиеся в человеческом разуме, имеют чувственное происхождение и отражают в сознании людей реально существующие вещи и явления. Познание начинается с ощущений и заканчивается идеями. Ложные ощущения человек всегда может проверить с помощью других ощущений, посредством опыта. “Эксперименты, а не воображения могут вырвать у природы тайны”, — считает Гольбах.

Вопросы для конспектирования:

  1. Какие виды движения выделяет Гольбах?
  2. В силу каких причин происходят движения тел?
  3. Какой характер имеют причина и следствие и как они связаны между собой?
  4. Как Гольбах понимает проблему порядка и беспорядка и отношения между этими категориями?
  5. В каких отношениях, по Гольбаху, находятся материя и сознание?
  6. Как Гольбах решал проблему необходимости в учении о природе?
  1. Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. — М., 1963.
  2. Кочарян Н.Т. Поль Гольбах. — М., 1978.
  3. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIIIвека. — М., 1986.
  4. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIIIвека. — М., 1973.

Источник

Гольбах п.А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного

Поль Анри Гольбах (1723-1789) принадлежит к числу французских материалистов ХУШ в. Его труд «Система природы» (1770) появился в период расцвета классического естествознания и в целом классической картины мира. Философия развивалась в тот период в тесной связи именно с механикой, она осмысливала результаты ее достижений, и в виду этого господствующей формой философии в этот период стал механистический материализм. «Система природы» является философским обобщением представлений о мире и человеке, составленным в полном соответствии с естественнонаучной картиной мира. Данная тенденция прослеживается как в онтологии, так и в гносеологии Гольбаха.

Читайте также:  Доброй ночи природа луна

В учении о бытии Гольбах опирается на учение Спинозы о существовании единственной материальной субстанции — природы, существующей вечно и порождающей все многообразие предметов и явлений. Однако в отличие от Спинозы, Гольбах не отождествляет природу с Богом, для Гольбаха природа — это только природа. В отличие от французских материалистов более раннего периода, Гольбах не рассматривает материю как совокупность разрозненных конкретно-чувственных вещей, а воспринимает ее как великое целое, где объективностью обладает не только единичное, но и общее.

Анализируя проблему движения материи, Гольбах опирается на законы классической механики Ньютона, однако спорит с Ньютоном по вопросу о самодвижении материи. Гольбах трактует природу по принципу causasuiи таким образом утверждает для материи возможность к самодвижению. Из этого же принципа вытекает его представление о наличии в природе постоянных и необходимых законов, которые порождают только естественные причины и следствия. Весь универсум детерминирован сущностью самой природы, т.е. случайности объективно не существуют. Таким образом, на основе учений Спинозы и Ньютона философом создается новое материалистическое понимание природы.

В гносеологии Гольбах занимает четко выраженную позицию эмпиризма. Все идеи, формирующиеся в человеческом разуме, имеют чувственное происхождение и отражают в сознании людей реально существующие вещи и явления. Познание начинается с ощущений и заканчивается идеями. Ложные ощущения человек всегда может проверить с помощью других ощущений, посредством опыта. “Эксперименты, а не воображения могут вырвать у природы тайны”, — считает Гольбах.

Вопросы для конспектирования:

  1. Какие виды движения выделяет Гольбах?
  2. В силу каких причин происходят движения тел?
  3. Какой характер имеют причина и следствие и как они связаны между собой?
  4. Как Гольбах понимает проблему порядка и беспорядка и отношения между этими категориями?
  5. В каких отношениях, по Гольбаху, находятся материя и сознание?
  6. Как Гольбах решал проблему необходимости в учении о природе?
  1. Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. — М., 1963.
  2. Кочарян Н.Т. Поль Гольбах. — М., 1978.
  3. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIIIвека. — М., 1986.
  4. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIIIвека. — М., 1973.

Источник

Оцените статью