Система учета природных ресурсов

2.7. Учет природных ресурсов, государственные кадастры природных ресурсов

Эффективное управление природопользованием возможно только при исчерпывающей и комплексной информации о природных ресурсах России. Сейчас информация о природных ресурсах сосредоточена в ведомственных кадастрах, формах государственного учета и отчетности об их использовании (табл. 5).

Кадастровая форма предоставления природно-экономической ин­формации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод све­дений (количественных, качественных и территориально-адресных показателей), характеризующих определенный вид природных ресур­сов, включая экономическую оценку, а также характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые элементы отраслевых кадастров: государ­ственную регистрацию природопользователей, количественный учет природных ресурсов, их бонитировку и экономическую оценку. Основными принципами формирования этой системы являются обеспечение требований комплексного природопользования, полной до­стоверности количественного и качественного учета природных ре­сурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.

Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов, которая представляет собой выявление и периоди­ческий учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов. Пока­затели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ре­сурсов, делятся на исходные и расчетные.

Исходные показатели делятся на натуральные и экономические:

1) натуральные показатели:

• объем запасов, количество природного ресурса в границах при­родного объекта (тонн, кубических метров, гектаров и др.),

  • объем добычи, использования природного ресурса за год (тонн/год, кубических метров/год, гектаров/год),
  • потери природного ресурса при добыче и переработке,
  • выход полезной продукции в удельном и валовом измерении,
  • расстояние транспортировки природного ресурса и продукции, полученной в результате первичной переработки,
  • сроки эксплуатации запасов,
  • количество и степень повреждения других природных ресурсов (как попутно используемых, так и неиспользуемых);

2) экономические показатели:

  • цена единицы количества продукции, полученной из природного ресурса (в зависимости от вида ресурсов и продукции могут приниматься цены мирового, внутреннего, регионального и местного рынков),
  • цены побочной продукции, полученной из сопутствующих природных ресурсов,
  • издержки по добыче, транспортировке, переработке, воспроизводству природного ресурса,
  • стоимость (экономическая оценка) природных ресурсов, не используемых, но подвергаемых негативному воздействию.

В результате расчетов экономической оценки природных ресурсов определяются следующие показатели: |

1) валовые показатели оценки запасов основного природного ресурса в границах рассматриваемого природного объекта:

  • собственно рентная оценка (чистый «сверхнормативный» доход),
  • воспроизводственная оценка (для возобновимых природных ресурсов),
  • суммарная оценка или совокупная стоимость ресурса для пользователя,
Читайте также:  Природа лучший лекарь молча выслушает

2) удельные показатели оценки запасов основного природного ресурса в расчете на единицу количества его запасов:

  • удельная рента.
  • удельная воспроизводственная оценка,
  • удельная суммарная оценка;

3) дополнительные показатели (для собственников и пользователей природных ресурсов):

  • воспроизводственные оценки других возобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении,
  • стоимость других невозобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении.

Создание системы кадастров является фундаментальной проблемой управления, хозяйственной эксплуатации и охраны природных ресурсов. Управление природными ресурсами в условиях перехода к рыночным отношениям возможно при исчерпывающей и комплексной информации, предоставляемой в удобной и концентрированной форме.

В настоящее время они имеют ряд существенных недостатков:

  • кадастры охватывают не все природные ресурсы и объекты;
  • информация о природных ресурсах, в основном, носит ведомст­венный характер;
  • не определен порядок пользования ведомственной информаци­ей, составляющей основу кадастров, многие данные являются закрытыми даже для использования их органами государствен­ной власти и управления в регионах, не установлен также еди­ный порядок оплаты или бесплатного доступа к этой информа­ции для заинтересованных организаций;
  • показатели отдельных кадастров трудно сопоставимы или совсем несопоставимы друг с другом по содержанию. Даже имея данные по отдельным природным ресурсам на отдельной терри­тории, весьма затруднительно сделать вывод о взаимосвязи воз­можностей их использования; формы хранения и обновления информации также различны и не сравнимы (вид носителя, мас­штабы, степень сжатия, программное обеспечение и т.п.);
  • в большинстве отраслевых кадастров отсутствуют показатели, позволяющие оценить социально-экономическую эффектив­ность использования ресурса на данной территории;
  • в существующих кадастрах практически не предусмотрена воз­можность переоценки природных ресурсов при изменении социально-экономических условий производства и потребления;
  • при оценке природных ресурсов недостаточно учитывается эко­логический фактор.

Источник

Система эколого-экономического учета природных ресурсов

Существует большое разнообразие подходов к разработке статистических систем, описывающих взаимосвязи между естественной природной средой и экономикой. При этом можно выделить две диаметрально противоположных позиции. Одна из них представляет статистические данные о состоянии окружающей среды. При этом описываются природно-экономические связи с учетом их воздействия на окружающую среду. Большая часть этой статистической структуры занята пространными описаниями природной среды, включая использование, например, карт специфических регионов (экосистем или экологических зон). Информация обычно представляется в физических единицах. При противоположном подходе внимание в отдельных статистических разделах сконцентрировано на экономике, а эколого-экономические связи рассматриваются только в том случае, если они относятся к конкретным экономическим операциям (например, природоохранные расходы или фактические затраты при ликвидации ущерба). Обе эти системы напрямую связаны с обычными национальными счетами, поскольку представляют данные в денежном выражении относительно фактических рыночных операций.

Читайте также:  Обобщающее название природных ресурсов количество которых ограничено запасами

На рисунке 1. эти две концепции — физические данные и денежный учет — обозначены в окнах 1–6. Между этими двумя крайними позициями находятся подходы, которые могли бы быть классифицированы по степени использования денежных показателей.

Рис. 1.1. Источники данных для комплексного эколого-экономического учета (Источник: Организация Объединенных Наций, 1993, 2000)

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ЭКОНОМИКА

Физическое описание с пространственной ориентацией

Физические потоки между окружающей средой и экономикой

Физические потоки в пределах экономики

Отсутствие экономической оценки

Дополнительный рынок (расчетная) и нерыночная оценка

Дифференциация национальных счетов —

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ЭКОНОМИКА

РАЗЛИЧНЫЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА:

1: Экологическая статистика в узком смысле

Счета природного ресурса и окружающей среды в более широком смысле;

6: Экономическая система учета (SNA)

Балансы: Материал / энергия

1+2+3+5+6: (Спутник) система комплексного эколого- экономического учета (СЭЭУ)

Система расширенного экономического учета

Системы, использующие главным образом физические единицы, могли бы расширить информацию об окружающей среде, включив в себя сведения относитель­но физических потоков между окружающей средой и экономикой (использование природных ресурсов, поток отходов). Существующие системы учета природных ресурсов и экологической статистики предоставляют такие данные (рис. 1.1, окна 1 и 2). Описание в физических единицах может быть расширено путем включения информации о процессах преобразования экономики. Балансы материал/энергия включают описание использования природных ресурсов, их преобразование в системе производства и потребления и поток отходов, возвращаемый в природную среду (рис. 1, окна 2 и 3). Учет природных ресурсов и балансы материал/энергия частично пересекаются, особенно в отношении потоков между экономикой и окружающей средой (рис. 1., окно 2).

В случае СЭЭУ описание экономических операций в денежном выражении было расширено за счет включения данных по использованию окружающей природной среды. Целью подобных систем является всесторонняя оценка затрат и выгод экономических операций и их воздействия на окружающую среду (рис. 1.1, окна 5 и 6). Такая оценка не только облегчает включение экологических интересов в экономический анализ, но также задает общий масштаб измерения, которое позволяет собрать интегрированные эколого-экономические данные в сжатом виде.

Таким образом, СЭЭУ, в принципе, должна охватывать обе системы нацио­нального учета при описании экономических операций и экологических счетов, включая все денежные и физические потоки, которые отражают взаимосвязь между экологией и экономикой (рис. 1.1, окна 2, 3, 5 и 6). Однако в настоящее время реализация этой идеальной концепции вряд ли возможна, поскольку всесторонние системы данных, которые описывали бы взаимодействие экологии и экономики, все еще отсутствуют. Некоторые страны выдвинули весьма амбициозные подходы, не осуществив при этом достаточно полного описания природной среды.

Читайте также:  Какие цвета волос могут быть от природы

Это происходит не только из-за отсутствия адекватной финансовой поддержки. Дополнительные финансовые ресурсы, несомненно, привели бы к определенному прорыву в развитии всесторонних, всеобъемлющих статистических систем в области окружающей среды, однако главная причина отсутствия всестороннего экологического учета заключается не столько в недостатке средств, сколько в трудности описания окружающей среды со всеми ее климатическими, биологическими, физическими и химическими изменениями и построения общей модели этих сложных взаимосвязей. В настоящее время большинство экологических оценок описывают состояние естественной окружающей среды в какой-то определенной точке в определенный момент времени. В целом, за исключением отдельных региональных исследований, полностью отобразить динамику природных процессов невозможно. Поэтому полная интеграция существующих экологических и экономических систем данных продолжает оставаться недостижимой.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что было бы полезно создать комплекс экологических счетов, базирующихся на принципах СЭЭУ, для России. Учитывая важность природных ресурсов для экономики и тот факт, что существующие методы оценки этих ресурсов являются несовершенными, мы полагаем, что применение названных счетов должно быть расширено, насколько это возможно, и они должны включать соответствующую денежную оценку ресурсов.

Задача подготовки таких счетов для Российской Федерации— впечатляющая проблема для страны таких масштабов и размеров как Россия. Можно применить подход “сверху вниз” для налогообложения ресурсов по неким агрегированным физическим показателям и их стоимости на общем уровне. Такие агрегированные показатели, однако, вряд ли найдут широкое применение. Они будут маскировать важные региональные различия и не будут иметь значения в плане стратегии, которая является основной целью их применения. Отсюда мы делаем вывод, что цель подготовки экологических счетов на национальном уровне должна формироваться по принципу “снизу вверх”. Детальные оценки ресурсов должны быть сделаны на региональном уровне в физически показателях, которые затем должны быть расширены до денежных. Из этих структурных блоков в конечном счете будет получен обзор на национальном уровне, который будет полезен в стратегическом плане.

Источник

Оцените статью