Физическое описание с пространственной ориентацией
Физические потоки между окружающей средой и экономикой
Физические потоки в пределах экономики
Отсутствие экономической оценки
Дополнительный рынок (расчетная) и нерыночная оценка
Дифференциация национальных счетов —
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ЭКОНОМИКА
РАЗЛИЧНЫЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА:
1: Экологическая статистика в узком смысле
Счета природного ресурса и окружающей среды в более широком смысле;
6: Экономическая система учета (SNA)
Балансы: Материал / энергия
1+2+3+5+6: (Спутник) система комплексного эколого- экономического учета (СЭЭУ)
Система расширенного экономического учета
Системы, использующие главным образом физические единицы, могли бы расширить информацию об окружающей среде, включив в себя сведения относительно физических потоков между окружающей средой и экономикой (использование природных ресурсов, поток отходов). Существующие системы учета природных ресурсов и экологической статистики предоставляют такие данные (рис. 1.1, окна 1 и 2). Описание в физических единицах может быть расширено путем включения информации о процессах преобразования экономики. Балансы материал/энергия включают описание использования природных ресурсов, их преобразование в системе производства и потребления и поток отходов, возвращаемый в природную среду (рис. 1, окна 2 и 3). Учет природных ресурсов и балансы материал/энергия частично пересекаются, особенно в отношении потоков между экономикой и окружающей средой (рис. 1., окно 2).
В случае СЭЭУ описание экономических операций в денежном выражении было расширено за счет включения данных по использованию окружающей природной среды. Целью подобных систем является всесторонняя оценка затрат и выгод экономических операций и их воздействия на окружающую среду (рис. 1.1, окна 5 и 6). Такая оценка не только облегчает включение экологических интересов в экономический анализ, но также задает общий масштаб измерения, которое позволяет собрать интегрированные эколого-экономические данные в сжатом виде.
Таким образом, СЭЭУ, в принципе, должна охватывать обе системы национального учета при описании экономических операций и экологических счетов, включая все денежные и физические потоки, которые отражают взаимосвязь между экологией и экономикой (рис. 1.1, окна 2, 3, 5 и 6). Однако в настоящее время реализация этой идеальной концепции вряд ли возможна, поскольку всесторонние системы данных, которые описывали бы взаимодействие экологии и экономики, все еще отсутствуют. Некоторые страны выдвинули весьма амбициозные подходы, не осуществив при этом достаточно полного описания природной среды.
Это происходит не только из-за отсутствия адекватной финансовой поддержки. Дополнительные финансовые ресурсы, несомненно, привели бы к определенному прорыву в развитии всесторонних, всеобъемлющих статистических систем в области окружающей среды, однако главная причина отсутствия всестороннего экологического учета заключается не столько в недостатке средств, сколько в трудности описания окружающей среды со всеми ее климатическими, биологическими, физическими и химическими изменениями и построения общей модели этих сложных взаимосвязей. В настоящее время большинство экологических оценок описывают состояние естественной окружающей среды в какой-то определенной точке в определенный момент времени. В целом, за исключением отдельных региональных исследований, полностью отобразить динамику природных процессов невозможно. Поэтому полная интеграция существующих экологических и экономических систем данных продолжает оставаться недостижимой.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что было бы полезно создать комплекс экологических счетов, базирующихся на принципах СЭЭУ, для России. Учитывая важность природных ресурсов для экономики и тот факт, что существующие методы оценки этих ресурсов являются несовершенными, мы полагаем, что применение названных счетов должно быть расширено, насколько это возможно, и они должны включать соответствующую денежную оценку ресурсов.
Задача подготовки таких счетов для Российской Федерации— впечатляющая проблема для страны таких масштабов и размеров как Россия. Можно применить подход “сверху вниз” для налогообложения ресурсов по неким агрегированным физическим показателям и их стоимости на общем уровне. Такие агрегированные показатели, однако, вряд ли найдут широкое применение. Они будут маскировать важные региональные различия и не будут иметь значения в плане стратегии, которая является основной целью их применения. Отсюда мы делаем вывод, что цель подготовки экологических счетов на национальном уровне должна формироваться по принципу “снизу вверх”. Детальные оценки ресурсов должны быть сделаны на региональном уровне в физически показателях, которые затем должны быть расширены до денежных. Из этих структурных блоков в конечном счете будет получен обзор на национальном уровне, который будет полезен в стратегическом плане.
Источник