Система живой природы урок

Конспект урока по биологии на тему: «Биология – наука о живой природе. Система живой природы и методы ее изучения.»

Урок № 1
Тема урока: Биология – наука о живой природе. Система живой природы и методы ее изучения.
Цель урока: сформировать у школьников понятие о системе живой природы и
особенностях ее изучения
Оборудование и материалы: учебник для 7 класса «Биология», «Рабочая
тетрадь к учебнику для 7 класса «Биология», фотографии и
плакаты, иллюстрации.
Базовые понятия и термины: система живой природы, природа, система живой
природы, биология, наблюдение, эксперимент, организм.
СТРУКТУРА УРОКА
1. Организационный этап………………………………………………………………………3 мин
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности………………..7 мин
3. Изучение нового материала……………………………………………………………20 мин
4. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся…………………………..8 мин
5. Подведение итогов урока…………………………………………………………………4 мин
6. Домашнее задание………………………………………………………………………3мин
ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих
2.Актуализация опорных знаний: предлагаю учащимся вспомнить, как одним словом назвать все, что нас окружает. (Ответ: Природа, живая и не живая). Вспомнить свойства живого
Природа

Живая Не живая
Движение
Дыхание
Питание
Выделение
Рост
Развитие
Размножение
Обмен веществ
Клеточное строение
Сходный химический состав

Много ли объектов с такими свойствами вы знаете? (ответ: Да)
Действительно, живое на земле очень многочисленно и разнообразно,
Все организмы делятся на пять царств: Вирусы, Бактерии, Растения, Грибы, Животные.
Как же нам изучить природу, научиться использовать ее и к ней приспособиться?

3. Изучение нового материала.
1. Система живой природы
Окружающий мир представляет собой единую систему.
Сис­тема это целое, состоящее из частей (компонентов), которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. Основными компонентами окружающего мира являются живая и неживая природа. Между живой и неживой природой существуют многочисленные взаимосвязи.
Например, для всех живых организмов (представителей живой природы) необходима вода (компонент неживой природы), без воды жизнь невозможна. В то же время богатая растительность лесов сохраняет влагу в почве, увлажняет воздух. После вырубки лесов уменьшается количество воды в почве, мелеют реки, климат становится более сухим.
Живая и неживая природа также являются сложными систе­мами. В состав системы живой природы входят живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии, между которыми существуют взаимосвязи. Например, растения служат нищей для травоядных животных. После отмирания остатки растении и останки животных попадают в почву, где почвенные грибы и бактерии разлагают их до минеральных, т.е. очень простых веществ, которыми питаются растения.
«Биос» — в переводе с латинского означа­ет — «жизнь», а «логос» — «учение», т.е. дословно «биологи это учение о жизни, учение обо всем живом. Биология изучает внешнее и внутреннее строение живых организмов, их жизнедеятельность, многообразие, взаимодействие, влияние на них компонентов нежи­вой природы. Основоположником биологии как науки является Аристотель
Так как живых организмов очень много, биология подразделяется на различные биологические науки
2. Изучение биологических объектов
Рассказ учителя:
Человек получает биологические знания с помощью двух основ­ных методов — наблюдения и эксперимента.
Наблюдение
Человек некоторое время наблюдает за каким-нибудь живым ор­ганизмом, а потом на основе увиденного делает выводы. Например, в результате наблюдений было установлено, что для прорастания семян требуется вода. Семена сначала набухают, поглощая воду, а потом прорастают. Значит, без воды семена не прорастут. Однако часто одних наблюдений для окончательного вывода недостаточно, тогда используют научный эксперимент.
Эксперимент
Эксперимент или опыт,— это метод познания явлений природы в контролируемых человеком условиях. Например, вы решили вы­яснить — при какой температуре прорастают семена пшеницы и ку­курузы. Для этого семена культур высеивают в два ящика с почвой. Один из ящиков ставят в холодильник при температуре +2—3 °С, а другой оставляют в комнате при температуре +18—20 °С. В этом эксперименте контролируемым условием является температура. Да­лее наблюдают за появлением всходов. Оказывается, что в холодном месте появляются только всходы пшеницы, а в теплом — всходы и пшеницы, и кукурузы. В этом случае можно сделать вывод о том, что для прорастания семян кукурузы требуется более высокая температура, чем для прорастания семян пшеницы. Эти знания вы получили с помощью эксперимента.
3.Значение биологических знаний и отрасли их применения.
Биология имеет чрезвычайно важное значение для решения многих проблем настоящего. Она тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, и поэтому её считают наукой XXI века.
4. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
Что такое система? Из каких компонентов (частей) состоит окружающий нас мир?
Приведите примеры взаимосвязей живой и неживой природы.
Приведите примеры взаимосвязей компонентов системы живой природы.
Как человечество использует биологические знания?
Прослушайте описание опыта и ответьте, с помощью какого метода получены следующие биологические знания. Прокоммен­тируйте свой ответ. Вы поместили луковицу в баночку с водой. Записали день, когда это сделали. Потом отметили день, когда у луковицы появилась зеленая стрелка.
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание

Читайте также:  Природные красоты краснодарского края

§ 1 учебника, пример опыта или наблюдения.

Источник

Урок биологии 10 класс по теме «Системная организация живой природы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Живой мир необычайно разнообразен. В настоящее время описано примерно 500 тыс. видов растений и более 1,6 млн. животных, более 3 тыс. видов микроорганизмов. И ещё порядка двух миллионов видов ждут своего открытия учёными.

В задачи биологии входит выявление и объяснение общих явлений и процессов для всего многообразия форм жизни.

Каждый организм независимо от сложности устройства представляет собой совокупность упорядоченно взаимодействующих структур, образующих единое целое, т.е. является системой. Отметим, что именно целое, а не сумма частей! Поскольку целое определяет новое свойство, которого не было у отдельных компонентов. При этом системы могут состоять из более мелких систем и сами входить в свою очередь в системы большего масштаба. Такая системность и иерархичность устройства является основным в организации и существовании жизни.

При этом не существует организмов, которые не взаимодействовали бы с окружающей средой, не обменивались с ней энергией и веществом. Именно эта особенность позволяет организмам поддерживать свою целостность (упорядоченность) и выполнять свои функции. При этом организмы имеют возможность обмениваться информацией и реагировать на изменения условий окружающей среды – это свойство получило название раздражимость (не путать с раздражительностью!).

Особо обратим внимание, что отличительной характеристикой биологических систем от всех других является самостоятельность организации и протекания всех процессов жизнедеятельности, хранение и передача информации о своей структуре и функциях. Эти механизмы одинаковы для всех живых организмов, что позволяет сделать вывод о единстве всего живого.

Таким образом, биологическую систему можно определить как самообновляющиеся, самовоспроизводящиеся и саморегулирующиеся на основе потоков вещества, энергии и информации структуры, состоящей из подсистем низшего уровня и являющейся подсистемой высшего уровня.

Читайте также:  Природные ресурсы африканской страны того

Уровни организации жизни на Земле.

Существование жизни на каждом последующем уровне определяется структурой более низшего уровня, что определяется как иерархичности живого.

Молекулярный уровень – это самый низший уровень, здесь проходит граница между живым и неживым. Этот уровень представлен системами в формате макромолекул – биополимеров, которые участвуют в построении всех живых организмов. Нуклеиновые кислоты, построенные из пяти азотистых оснований и двух моносахаров; белки построены в основном из 20 стандартных аминокислот –, которые присущи только живым организмам, но сами по себе не могут считаться живыми, т.к. не обладают всеми свойствами живого.

Клеточный уровень – характеризуется единством структурной организации всех живых организмов, которое заключается в том, что существует некая структура, отделяющая внутреннюю среду клетки от внешней; система внутренней среды, которая отвечает за выполнение всех жизненных функций клетки, генетический аппарат. Клетка – низшая система, которой присущи все свойства живого.

Органно-тканевой уровень возникает вместе с появлением многоклеточных организмов, обладающих дифференцированными клетками, которые объединяются в ткани. Различные ткани сочетаясь составляют структуры, выполняющие определённые жизненные функции – органы. Системы органов образуют в свою очередь целостные многоклеточные организмы.

Организменный уровень. Разнообразие организмов, относящихся к одному или разным видам, — следствие не разнообразия дискретных единиц низшего порядка, а все усложняющихся их пространственных комбинаций., обуславливающих новые качественные особенности. При этом каждая особь – организм как целое – имеет свои отличительные черты. Это относится и к многоклеточным и к организмам представленных одной клеткой.

Популяционно-видовой уровень – первая надорганизменная макросистема, компонентами которой являются особи одного вида (сходные по совокупности критериев вида). Вид в целом в форме популяций выполняет роль биотических компонентов биогеоценозов. Популяция – единица эволюции, Именно в ней происходят эволюционные процессы.

Читайте также:  Кому могут принадлежать природные ресурсы

Биогеоценотический (от греч. биос – жизнь, геос – Земля, ценоз – общий), экосистемный уровень – исторически сложившиеся на определённой территории устойчивые сообщества популяций разных видов, связанных между собой и с окружающей средой обменом веществ, энергии и информации.

Биосферный уровень (от греч. биос – жизнь, сфера – шар). Это высший уровень организации жизни на нашей планете, где компонентами выступают не отдельные участки поверхности Земли и отдельные популяции, а в единстве оболочек Земли (водной, газовой, каменной) и живого, способного трансформировать космическую энергию Солнца в различные виды (химических связей, тепловую, механическую, электрическую и т.д.).

Вывод: Все многообразие жизни обнаруживает единство, проявляющееся в иерархичности системной организации живой природы. Взаимосвязь и взаимообусловленность существования живого и неживого на планете Земля обусловлены постоянными потоками энергии, информации и вещества.

Законы функционирования биосистем более высоких уровней не отменяют те, которые характерны для систем более низкого уровня.

Жизнь в целом и человека в частности на планете Земля – явление космическое, уникальное, обусловленное множеством закономерных факторов, но главным является приток энергии извне. Существование биологических систем разных уровней организации без притока энергии невозможно.

Современные биосистемы различных уровней сформировались в результате достаточно длительного периода их эволюции и планеты в целом — пренебрежение человеком, в процессе хозяйственной деятельности, знаниями о законах функционирования природы может привести к нарушениям в работе биосистем.

Задание 1. Расположите в правильной последовательности биосистемы различных уровней от низшего к более высокому:

Организм; ткань; макромолекулы; орган; клетка; система органов

Ответ: макромолекулы – клетка – ткань орган – система органов – организм

Задание 2. Тест индивидуально или в виде опроса

Найти и записать в тетрадь науки, изучающие разные уровни организации живой материи.

Подобрать для каждого уровня организации по 5 примеров (не повторяться)

Тест по теме «Уровни организации живой природы»

Определить к какому уровню организации относятся следующие примеры:

1В 1в 2д 3е 4г 5ж 6а 7з 8е 9з 10в 2В 1в 2д 3е 4г 5ж 6а 7б 8е 9з 10в 3В 1в 2б 3г 4г 5з 6в 7ж 8е 9д 10а 1в 2а 3е 4г 5ж 6в 7б 8е 9з 10д

-82%

Достижение метапредметных результатов образования через использование медийно-информационной грамотности

Источник

Оцените статью