Урок по биологии на тему «Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц»
Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения птиц разных экологических групп.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: Работа учащихся в группах.
Оборудование: иллюстрации, фломастер и раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент (5 минут). Сегодня мы изучим с вами многообразие птиц, их систематические и экологические группы.
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. На прошлом уроке вы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.
Вспомните, какова численность животных класса Птицы? Более 9000 видов.
Какое второе название имеет класс Птицы? Пернатые.
Как называется наука, изучающая птиц? Орнитология.
А специалист, изучающий птиц? Орнитолог.
На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это птица? Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей. Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных, обитающих на суше. Всего насчитывают около 8600 видов птиц. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные места обитания. В каждом из них они приспособились к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц с которыми вы познакомитесь на этом уроке.
Ребята, а что за наука помогает ориентироваться в многообразии животных? Систематика, целью которой является распределение животных по различным группам – их классификация. Все виды птиц ученые объединяют в три надотряда (систематические группы): Пингвины, Страусовые и Типичные птицы. И три экологических типа птиц.
Учитель: а на чем строится Систематика? Систематика строится на основе генетической близости, общности происхождения, степени родства. Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные, способные к длительному полету, теплокровные. Эти и другие особенности жизнедеятельности дали возможность птицам широко расселиться по Земле.
Глядя на различных птиц, мы очень часто безошибочно можем сказать, в каких условиях они живут. Невозможно спутать древесных и водоплавающих, лесных и степных птиц. По тому, в каких местообитаниях живут птицы и чем питаются, они объединяются в экологические группы.
Учитель. Ребята, давайте, и вы на несколько минут побудете учеными. Глядя на внешний облик птиц, попробуйте распределить птиц на группы.
Работа в группах. Учащиеся получают набор карточек с изображением птиц разных экологических групп. В течение 3-4 минут группы учащихся из 4 – 5 человек распределяют птиц по группам.
Учитель: сколько групп у вас получилось, по каким признакам производился отбор.
( По типу питания и места обитания, гнездования)
Что называют экологической группой животных? Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения.
По каким признакам птиц объединяют в экологические группы?
Для ответа на эти вопросы учитель организует самостоятельную работу учеников, которые приступают к изучению нового материала по учебнику.
В процессе эволюции представители класса приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию видов. Экологические группы птиц:
Птицы побережий водоемов и болот
Птицы открытых пространств
2. Птицы побережий, водоемов и болот
4. Птицы открытых воздушных пространств
Учитель. Мы подробно остановимся только на одной группе
ІІІ. Осмысление блока новой информации
Работа в группах.
Задание. Перед вами лежит карточка №1 с заданием. Разложите карточки с изображением птиц по местам их обитания. Из цветных карточек выберите описание образа жизни птиц и приспособления к месту их обитания.
Инструктивная карточка.
1.Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.
2.Отметьте особенности питания и гнездования данных птиц.
3.Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе.
Карточка № 1
Экологическая группа птиц по месту обитания
Образ жизни и приспособления к месту обитания
Синицы, дятлы, дрозды, рябчики, тетерева, глухари
Укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями.
По способу питания есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные
Птицы степей и пустынь
Сильные ноги и длинная шея позволяют им вовремя заметить опасность и скрыться от врагов.
Растительноядные,
насекомоядные
Птицы побережий водоемов и болот
Длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Эти особенности дают им возможность, добывая корм, сохранять туловище от намокания. Есть особый пух, который превращается в порошок, покрывающий перья, защита от намокания. Хищники
Уплощенное лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий, оперение густое, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира всеядны
Птицы открытых воздушных пространств
Крылья длинные серповидно загнутые. Клюв небольшой, а разрез рта огромный, углы рта заходят за глаза. Ноги короткие. Раздвоенные хвост руль при полете. Насекомоядные.
После подготовки учащиеся рассказывают (3-5 мин) о наиболее характерных признаках птиц изученной экологической группы.
А теперь давайте проверим, правильно ли мы распределили птиц по местам их обитания?
Учитель . А могут ли птицы разных систематических групп быть в одной экологической? Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям
Учитель. Ребята, а какова роль птиц в природе. Роль птиц в природе весьма значительна
· Регулируют численность насекомых и мелких грызунов.
· Птицы сами служат пищей другим животным, являются важным звеном в цепи питания живых организмов.
· Велико значение птиц в распространении семян.
· Цветки некоторых тропических растений опыляются птицами (колибри), которые подобно насекомым, питаются цветочным нектаром.
Но многие птицы стоят на грани исчезновения, о чем свидетельствует Краская книга. Слайд 13
Многие птицы стали символами различных конкурсов, гербов городов и поселков.
1.Назовите птицу
2.Назовите среду обитания и приспособленность (экологическая группа)
Задание 2. Распределите птиц по экологическим группам
3. Птицы открытых пространств.
4. Птицы побережий водоемов и болот.
5. Птицы, добывающие корм в воздухе.
Источник
Систематические группы птиц охрана птиц
Задание 1. Заполните схему.
Класс Птицы Систематическая группа
Страусовые
Систематическая группа
Пингвины
Систематическая группа
Типичные птицы
Признаки:
крупные, не умеют летать, крылья редуцированы, контурные перья рассучены
Признаки:
крылья — ласты, короткий хвост
Признаки:
летающие, длинные хвосты, яркий окрас
Представители:
стаус, эму, казуары
Представители:
пингвин
Представители:
синицы, пищухи, тетерева и мн.др.
Задание 2. Заполните схему.
Экологические группы птиц По местам обитания:
птицы открытых пространств, водоплавающие, птицы побережий, водоемов и болот
По местам гнездования:
корники, дуплогнездники, наземногнездующиеся, кустарниковые, кроногнездные
По типу питания:
растительноядные, зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные, падалееды
Задание 3. Заполните таблицу.
Приспособленность птиц к местам обитания Экологическая группа Виды Образ жизни и приспособления к месту обитания Птицы леса дятлы, рябчики, тетерева, глухари живут в лесах;
укороченные крылья, длинные хвосты, тонкие заостраенные клювы
Птицы открытых пространств дрофа, страусы обитают в степях,лугах, пустынях;
сильные ноги, длинная шея
Водоплавающие птицы утки, гуси, лебеди хорошо плавают, уплощенное тело Птицы побережий, водоемов и болот аисты, цапли, чайка, тупики длинные тонкие ноги, большой клюв, питаются рыбами, насекомыми, лягушками
Задание 4. Заполните таблицу.
Приспособленность птиц к типу питания Экологическая группа Виды Особенности строения клюва Хищные совы, сороколупы крючкообразный загнутый клюв, очень острый Растительноядные ласточки, стрижи небольшой и заостренный Насекомоядные касатка, ласточка небольшой, как у растительноядных
Задание 5. Сделайте кормовой столик в укромном месте парка или сада. Регулярно подкармливайте птиц, этим вы спасете многих из них от гибели в зимнее время.
Источник
Многообразие птиц
В результате эволюции сформировалось многообразие птиц. В природе насчитывается более 10 тысяч современных видов. На территории России находится около 800 видов, отдельно орнитологи выделяют 156 видов вымерших птиц.
Классификация
Класс Птицы, относящийся к типу Хордовые, включает два подкласса – ящерохвостые и веерохвостые. К первому подклассу относится переходная форма от пресмыкающихся к птицам. Ящерохвостые, включающие вид археоптерикс, обитали 150 млн. лет назад. Веерохвостые – все вымершие и ныне живущие птицы, которые подразделяются на четыре надотряда:
В таблице “Многообразие птиц” кратко описаны современные надотряды пернатых.
Представители
Проводят жизнь на суше и под водой. Отлично плавают, имеют обтекаемую форму тела, ласты, острый клюв. Не умеют летать. На суше неуклюжие, ходят медленно
Имеют недоразвитые крылья. Летают плохо (невысоко поднимаются в воздух) или не умеют летать. Нижние конечности высокие, сильные, мускулистые. Перья мягкие, киль отсутствует, ключица недоразвитая. Хорошо бегают, обладают острым зрением и слухом
Самый многочисленный надотряд. Хорошо приспособлены к полёту и проживанию в разной среде обитания. Имеют характерные для птиц черты – киль, сросшиеся позвонки, полые кости, крылья и т.д.
Воробьи, вороны, филины, орлы
Пингвины имеют киль и по другой системе классификации относятся к новонёбным. Выделение в отдельный надотряд, очевидно, связано с особым строением перьев, обильным запасом жира, подводным плаваньем.
Экологические группы
Птицы расселились по всей планете и приспособились жить в разных условиях, изменив форму клюва, отрастив длинные шеи, ласты. Птицы адаптировались к жаркому и холодному климату, к ветреной и влажной погоде, к равнинам и горным массивам.
В соответствии со средой обитания выделяют шесть экологических групп птиц:
которые читают вместе с этой
- луговые и полевые – чибис, куропатки, журавли;
- лесные – рябчик, дятел, кукушка;
- водоплавающие– утка, гусь, гагара;
- пустынные и степные – стрепет, страус;
- болотные и прибрежные – цапля, аист, пеликан;
- парковые и садовые – синицы, воробьи, скворцы.
По способу питания птицы разделяются на пять групп
- растительноядные– употребляют зёрна, ягоды, орехи (клёсты, снегири);
- насекомоядные– едят личинок, насекомых, а также паукообразных (ласточки, грачи, синицы);
- хищники– охотятся на птиц, млекопитающих, амфибий, пресмыкающихся, рыб (орлы, совы, цапли);
- падальщики– употребление трупов животных (грифы, стервятники);
- всеядные– едят растения, насекомых, животных (сорока, ворона).
По отношению к человеку птиц разделяют на три группы:
- синантропы– неотрывно живут в городах, используя дома для гнездования и получая пищу от человека;
- урбофилы– живут за пределами города, но легко осваивают городские ландшафты, приспосабливаясь к жизни человека;
- урбофобы– живут вдали от людей, за пределами городов.
Самая крупная птица на планете – африканский страус весом 75 кг и высотой 2,7 м. Из летающих птиц тяжеловесом признана дрофа, вес которой составляет 20 кг. Самый большой размах крыльев имеет андский кондор – до 5 м. Самая маленькая птица планеты – колибри-пчёлка, длина тела которой не превышает 6 см.
Значение
Многообразие и значение птиц играют значительную роль в сельскохозяйственной деятельности человека:
- птицы поедают насекомых-вредителей;
- уничтожают сорняки;
- охотятся на мелких грызунов.
Мясо птиц употребляют в пищу, мягкий пух используют в качестве наполнителя, помёт – для удобрения. В природе птицы являются распространителями семян растений, а также звеном пищевой цепочки.
Что мы узнали?
Из статьи 7 класса биологии мы узнали об общей классификации класса Птицы, особенностях каждого надотряда, экологических группах, связанных с местом обитания и приспособленностью птиц к внешним условиям, а также значении птиц в природе.
Источник