Сколько птиц погибает при перелете

Под Калининградом началось массовое кольцевание перелетных птиц

На Куршской косе началась массовая миграция птиц. Корреспондентам «РГ» удалось понаблюдать за кольцеванием карельских, ленинградских, новгородских и псковских пернатых, а также птиц из Швеции и Финляндии, которые летят на зимовку в Южную и Западную Европу.

Сезон массовой осенней миграции у птиц начинается в середине сентября и длится до конца октября. В это время над Куршской косой — узкой полоской суши длиной около 100 километров между Балтийским морем и Куршским заливом — могут ежедневно пролетать до 1-2 миллионов зябликов, чижиков, юрков, дроздов, зарянок, трясогузок и других пичужек.

Часть осенних «мигрантов» попадает в птичью ловушку полевого стационара «Фрингилла» — биологической станции Зоологического института РАН по кольцеванию птиц и изучению их миграционного состояния. Сотрудники стационара внимательно изучают каждую пленницу, взвешивают, измеряют длину крыла, оценивают состояние жирового запаса, после чего надевают на лапку кольцо и отпускают, чтобы птица могла продолжить путешествие. Вся процедура занимает не больше 20 секунд, что позволяет птице не находиться долго в состоянии стресса.

В массовый сезон орнитологи «Фрингиллы» кольцуют в среднем от 500 до 1 000 птиц в день. Впрочем, в очень плохую погоду птичья ловушка может весь день простоять пустой. А наибольший «улов», собранный учеными в один октябрьский день в 1983 году, оценивается в 9 тысяч окольцованных пернатых.

По словам Анатолия Шаповала, старшего научного сотрудника биологической станции на Куршской косе, только один процент окольцованных птиц попадает в руки человека вторично. Однако даже такая небольшая выборка позволяет узнать, в каких местах гнездятся птицы, где они зимуют, с какой скоростью перемещаются во время миграций, сколько птиц погибает при перелете и так далее.

Эту информацию используют как для проведения фундаментальных научных исследований, так и в прикладных целях. К примеру, результаты кольцевания могут пригодиться авиакомпаниям, не желающим, чтобы самолет во время полета столкнулся с косяком пернатых «мигрантов».

— Куршская коса — уникальное место, единственное место в мире, где пролетает такое огромное количество птиц, — рассказывает Анатолий Шаповал. — Так сложилось потому, что, во-первых, коса окружена заливом и морем с двух сторон. И сухопутные птицы, которые не очень-то любят летать над водой, используют ее как своеобразный стокилометровый мост, позволяющий им придерживаться суши. Кроме того, Куршская коса вытянута с северо-востока на юго-запад, что совпадает с основными направлениями миграций птиц.

Источник

Враг №1: как часто самолёты сталкиваются с птицами и животными

Удивительную посадку, которую совершили пилоты самолёта A321 «Уральских авиалиний», который после взлета с аэродрома Жуковский попал в стаю чаек, сравнивают с историей 10-летней давности в Нью-Йорке, когда в двигатели А320 тоже попали птицы, и летчики приводнились на реке Гудзон. Выжили тоже все, а случай назвали «чудом на Гудзоне». За своей «чудо в кукурузном поле» пилоты Юсупов и Мурзин стали Героями России, а пятеро бортпроводников получили ордена Мужества, пишет авиационный колумнист Анастасия Дагаева на сайте Московского Центра Карнеги.

Читайте также:  Какая птица выше всех летает ответ

И хотя в подмосковной истории выжили все 233 человека, нерадостные вопросы остались. Почему не отогнали чаек? Какова орнитологическая обстановка около других российских аэропортов? Ведь несмотря на то, что в радиусе 15 километров от аэропортов никаких свалок быть не должно, в Жуковском одна такая находится в 2 километрах!

Однако, даже если её оперативно закроют, столкновения с птицами не прекратятся, они были всегда и происходят всё чаще по всему миру. Первым столкнулся с птицей ещё один из легендарных братьев Райт – в 1905 году в штате Огайо, пролетая над кукурузным полем.

В середине прошлого века пришла эра реактивных двигателей, люди стали больше летать, а самолеты все чаще сталкиваться с птицами. Материалы Международной организации гражданской авиации (ICAO), Федеральной авиационной администрации США (FAA) и Росавиации отмечают следующее. На птиц приходится почти 95% столкновений самолетов с дикими животными, но не все страны добросовестно фиксируют эти столкновения: больше 70% сообщений приходится на страны Европы и Северной Америки.

За 2008–2015 годы в мире произошло 97 751 столкновение диких животных с самолетами. Получается в среднем по 12 218 случаев ежегодно. В период за 2001–2007 годы столкновений зафиксировано в 2,3 раза меньше.

Лишь треть всех столкновений стала причиной повреждений самолета различной степени — от полной неисправности (0,05%) до практически незаметных царапин или вмятин (92%). В 2501 случае столкновение повлияло на полет, что вызвало аварийную посадку (49%), прерванный взлет (20%), отключение двигателей (3%) и т. д.

Чаще всего столкновения с птицами происходят летом, особенно в августе, так как поднимаются в воздух молодые неопытные, а кроме того начинается миграция (40% птиц, попадающих в самолет, перелетные). Более 80% всех столкновений происходит на высоте до 500 метров, то есть на этапе взлета или посадки самолета – то есть в самые сложные фазы полета.

В другом документе — в отчете FAA, анализирующем ситуацию в авиации США за 1990–2018 годы, сказано, что 2018 году зафиксировано 16 020 столкновений с дикими животными (15 799 из которых с птицами), что на 9% больше, чем в 2017 году, и в 9 раз больше, чем в 1990 годы.

Читайте также:  Ленорман птицы и лиса

Хуже статистика в России. Росавиация второй год подряд фиксирует более 1000 сообщений о столкновении с птицами. В 2018 году 25 авиакомпаний страны имели такие случаи. В 2017 году на 100 000 взлетов и посадок приходилось 3,7 происшествий и инцидентов, связанных со столкновением с дикими животными, включая птиц, в США этот показатель был на уровне 1,5.

Авторы отчета FAA обеспокоены тем, что участились случаи попадания в самолеты крупных птиц: гусей, уток, чаек и прочих, чей вес больше килограмма. Это создает угрозу серьезных повреждений фюзеляжа, крыльев, двигателей, что может приводить и к фатальным последствиям для людей (птицы при столкновении всегда погибают). Популяции крупных птиц стремительно растут, как и их адаптивность к жизни вблизи аэродромов и даже космодромов. В 2005 году во Флориде несколько грифов врезались в космический шаттл Discovery в момент его отрыва от земли.

По статистике авиакатастроф, вызванных птицами, с 1912 года (первого фатального случая) произошло 55 несчастных случаев, в которых погибло 277 человек. Самая серьезная авиакатастрофа случилась 4 октября 1960 года. При взлете все четыре двигателя самолёта Eastern Airlines облепила огромная стая скворцов. Двигатели вышли из строя, и самолет рухнул в Бостонскую бухту. На борту находилось 62 человека, все погибли.

Гарантированных способов решить эту проблему пока не нашли. Производители двигателей и самолетов, авиакомпании и аэропорты лишь снижают вероятность столкновений или серьезность последствий. Самое опасное — это отключение двигателя, или нескольких двигателей. С одним отключенным двигателем можно долететь до ближайшего аэропорта, а с двумя — садиться нужно немедленно, как это и было в Нью-Йорке и в Подмосковье.

Интересно, что существует тип испытаний — «заброс птиц». Из огромной пневматической пушки на высокой скорости вылетают тушки птиц в работающий на стенде двигатель. Причём нужна здоровая, неощипанная птица. Всего для инженерных испытаний и сертификации их требуется от 70 до 100. Чаще всего это чайки весом 1 килограмм, однако после случая на Гудзоне, когда в двигатель попало несколько канадских гусей весом 3,6 килограмма каждый, США и Европа решили включить в тесты птиц крупнее чаек.

При испытаниях двигатель от удара птицы должен как минимум остаться на месте, не загореться и не взорваться. Производители двигателей думают и над усилением конструкции, способной выдерживать мощные удары. Но при этом утежеляются и сами двигатели.

На земле для отпугивания птиц используют несколько видов оборудования: пропановые пушки (за счёт газа они издают хлопки, которые слышны на расстоянии до одного километра), биоакустические установки (имитируют тревожные крики разных видов птиц, предупреждающие об опасности) и акустические установки, имитирующие звуки выстрелов.

Читайте также:  Птичка клювом на пальце

В ход идут и простые технические средства: зеркальные шары с глазами хищных птиц, имитации хищных птиц, блестящие ленты, пугала. В арсенале «Шереметьева» — противоприсадочные сети и шипы, которые не позволяют птицам садиться в пределах аэродрома. Шипы также крепят на зданиях и сооружениях аэропорта. Во «Внукове» на лётном поле установлены ловушки для ворон и голубей, против хищных птиц используют телеметрическое оборудование и датчики слежения.

Но все это нужно регулярно менять, поскольку птицы быстро привыкают. Всегда находится пара видов птиц, которые игнорируют эти шумы, адаптируются к ним и спокойно используют эту территорию для успешного размножения», — рассказывал «Медузе» руководитель отраслевой группы авиационной орнитологии Сергей Рыжов.

Эффекта привыкания нет разве что у контактных средств профилактики, типа использования ловчих птиц. Этот метод орнитологи используют в аэропортах больше 40 лет, и он эффективен — птицы не перестают бояться тех, кто их убивает. «Домодедово» и «Внуково» используют для этих целей ястребов-тетеревятников.

Источник

Исследование показало, что птицы разбиваются об ветряки при миграции

Смертность птиц и летучих мышей от ветряных турбин увеличивается во время сезонных миграций. Статья об этом опубликована в PLoS ONE.

Несмотря на то, что связь между ветряными электрогенераторами и гибелью летающих животных была известна и ранее, в ходе этого исследования авторы рассмотрели данные о 248 ветряных турбинах в Соединенных Штатах, что составляет треть от их общего количества в стране. Благодаря большому охвату ученые планировали выявить закономерности в этом процессе.

Джон Ллойд и его коллеги подсчитали количество птиц, найденных мертвыми в районе турбин в период с 2009 по 2021 год. Выяснилось, что наблюдатели за указанный период обнаружили 3789 птиц и 10 291 летучих мышей, при этом учитывались только те случаи, про которые была точно известна дата.

Созданные на основе этих данных модели показали, что сезонная картина смертности зависит от региона. Большинство ветряков США находится в прериях и равнинах центральных и западных штатов, где многие виды птиц обитают круглый год и постоянно подвергаются риску столкновения. Напротив, лесные птицы страдают от этих турбин только во время их дальних миграций, и у них было два пика смертности, соответствующие весенней и осенней миграции. Независимо от экорегиона пик гибели летучих мышей приходится на конец лета и осень, при этом повышенное число случаев гибели летучих мышей приходится на период с середины июня до середины ноября.

Авторы надеются, что их исследование позволит оптимизировать размещение ветроэлектрогенераторов в стране, чтобы минимизировать урон для живой природы.

Ранее палеонтологи рассказали, где жили живые «бублики» Obamus возрастом 550 миллионов лет.

Источник

Оцените статью