Славяне обожествляли силы природы

85. Почитание сил природы

Обожествление природы. Древнерусский автор писал о язычниках: «Они всё богом называли: солнце и месяц, землю и воду, зверей и тварей». Действительно, для славян священное значение имели сам огонь («сварожич»), вода, земля («мать сыра земля»), воздух. Поклонялись они и священным деревьям (дубу, березе), камням и источникам. Сверхъестественными свойствами наделялись также животные: медведь, конь, волк, змея.

Огонь почитался как одна из грозных сил природы, несущая одновременно добро и зло. Разжигая в печи огонь, хозяйка произносила особый заговор: «Встань царь-огонь! Царю-огню не иметь воли в моем доме, а иметь волю в одной вольной печи…» Пламя воспринималось как живое существо, требующее «еды» и «питья», а также бережного и уважительного отношения. Об этом говорится в народной сказке.

Зажглись на чужом дворе два огня и стали разговаривать:

— Ох, брат, погуляю я на той неделе! — говорит один.

— А разве тебе плохо? — спрашивает другой.

— Чего хорошего: печь затапливают — ругаются, вечерние огни затепливают — опять бранятся…

— Ну, гуляй, если надумал, только нашего колеса на вашем дворе не трогай. Мои хозяева хорошие: зажгут с молитвой и погасят с молитвой.

Не прошло и недели, как двор у плохих хозяев сгорел, а чужое колесо, которое валялось на том дворе, осталось целым.

Священный огонь славяне получали древним способом — с помощью трения одного сухого бревна о другое. Этот огонь наделялся особой очистительной силой. От него зажигали печи и лучины во всем селе. Разрушительной силой обладал огонь, возникший от удара молнии. Считалось, что его погасить водой невозможно. Его боялись и никогда не вносили в дом.

Мать сыра земля.

Чудесная способность земли каждый год покрываться растительностью, рождать хлеб и другие плоды, кормить людей и животных превращала ее в символ плодородия и материнства. В глазах язычника она была всеобщей матерью:

Гой, земля еси сырая, Земля матерая, Матерь нам еси родная! Всех еси нас породила, Вспоила и вскормила И угодьем наделила; Ради нас, своих детей, Зелий еси народила…

Мать-земля требует к себе почтительного уважения. Весной, после посева, ее запрещалось копать и трогать до времени, запрещалось даже ходить по ней босиком. Считалось, что тот, кто бранится и ругается, обижает землю. Землей клялись на Руси. Отправляясь в далекий путь, брали с собой горсть родной земли.

У древних славян, как и у многих других народов Европы и Азии, существовало представление, что небо и земля — муж и жена. Земля, напоенная дождем, приносит урожай и питает все живое.

Языческие символы на славянских колтах и диадемах

Языческие символы на славянских колтах и диадемах

Вода была любимой природной стихией славян. Византийский автор писал, что славяне «почитают … реки и нимф». У рек и водных источников они селились, устраивали свои святилища. У воды происходили игрища и гадания. Все славяне — и западные, и восточные, и южные — почитали воду во всех видах — в реках и озерах, в дожде и в колодце. Вода, также как земля и огонь, требовала уважительного отношения и жертвоприношений. Язычники понимали связь земных и небесных вод. Поэтому с заклинаниями о дожде обращались к земным источникам. Чтобы пошел плодородный дождь, они расчищали ключи и колодцы, углубляли русло реки. Для вызывания дождя в колодец бросали зерно, а чтобы дождь был крупным, бросали горох.

Читайте также:  Льняная каша секреты природы калорийность

Читайте также другие темы главы XV «Почитание природы и культ предков» раздела «Славянская мифология»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Источник

Как славяне поклонялись стихиям

Думали вы когда-нибудь о том, что окружающая нас природа – живая? Взять, например, лес. Чутко следя за каждым нашим шагом, он искренне протягивает каждому пришедшему свои зеленые ладошки для дружеского рукопожатия. Но если вы больны или не в духе – лесу будет плохо. Вас то он вылечит, вытянет, как губка все неприятности, успокоит и подбодрит, но сам может и поплатиться: где-то засохнет ветка, не вылупится птенец, не вырастет гриб. Похожие процессы происходят в степи и горном ущелье, пустыне и болоте, маленьком озерце и огромном океане…

Часто приходится слышать, что до принятия христианства на Руси бытовали исключительно варварские, примитивные языческие культы, порой даже связанные с человеческими жертвами. Одним словом, духовная первобытность. Конечно, сегодня легко высмеивать предрассудки и взгляды людей, живших несколько столетий назад. Однако, как не странно, многие верования наших древних предков по-прежнему продолжают жить в наших повседневных обычаях. Доказательств этому сколько угодно. Например, почему нельзя здороваться через порог за руку? Зачем на свадьбе разбивают тарелку? И почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота? Многие ответят: на счастье. Да разве это объяснение? А ведь все перечисленные обычаи как раз оттуда — из языческих времен.
Предлагаю вам вновь заглянуть в прошлое. Там, в этом загадочном и интересном мире, кроются истоки нашего с вами мировоззрения.
Одухотворение сил природы и поклонение им на протяжении многих столетий оставалось важной частью мировоззрения славян. Например, деревья. Они долго оставались объектом почитания христиан на Руси, даже не смотря на запреты, церкви. Это объясняется тесной связью наших предков с лесом. Чаще всего священными считались старые деревья, с наростами, дуплами, выступающими из-под земли корнями или расщепленными стволами, а также имевшие два или три ствола, выросшие из одного корня. Между стволами таких деревьев пролезали больные, сквозь них проносили детей в надежде на выздоровление.
В XVIII-XIX веках около святых деревьев и в рощах нередко совершали богослужения и устраивали крестные ходы. Случалось, что у деревьев венчались. Часто это происходило у старообрядцев: если родители не давали согласия на брак, то парень с девушкой садились на лошадь, отправлялись к заветному дубу, объезжали вокруг него три раза, и брак считался заключенным. Особенно часто такие проявления язычества давали о себе знать в годы смут, когда сопротивление церковным правилам рассматривалось как форма борьбы против власти. Так известно, что Степан Разин велел желающим вступать в брак венчаться не в церкви, а около верб.
Кроме прочего существовал особый ритуал кормления деревьев. Обычай приносить на седьмой неделе Пасхи еду к деревьям и устраивать возле них ритуальную трапезу, можно было наблюдать в русских деревнях до конца XIX века.
Древние славяне поклонялись и камням, видя в них опору, основу мира, символ мировой горы. Позднее почитание культовых камней в народной культуре стало связываться с именами христианских святых или легендарных героев: Богородицы, св. Параскевы, преподобного Феодора, св. Афанасия и других. Особо почитали камни, возвышавшиеся из воды — на реке или протоке. К ним приходили в Петров день (потому что имя Петр значит «камень»). К камням совершали паломничества больные, где обычно оставляли свои приношения (хлеб, полотенца, платки и другие дары). У священных камней совершали поминальные и охранительные ритуалы. Считалось, что камни, как и другие силы природы, нельзя оскорблять, иначе они могут жестоко отомстить.
Почитание камней в христианизированной форме до сих пор широко распространено в России. Так на Русском Севере такие камни называются «поклонными». Как правило, это крупные валуны с множеством естественных впадин и углублений, происхождение которых связывается с земным пребыванием (жизнедеятельностью) популярных святых.
Крепость, твердость и нерушимость камня много значили в хозяйственной, профилактической и лечебной магии: чтобы не болела голова, во время первого грома на Украине трижды ударяли себя камнем по голове или трижды перебрасывали его через голову; а чтобы не болели ноги, в Сочельник становились босыми ступнями на камень. В Полесье было принято в Чистый четверг до восхода солнца трижды запрыгнуть на камень, чтобы «быть-стать здоровым». Повсеместно при посадке капусты укладывали на грядку камень, чтобы кочаны выросли большими и твердыми.
Земля. Землю мы сами до сих пор называем Матерью, и это трудно оспорить. Только далеко не всегда люди обращаются с ней так, как положено почтительным детям. Язычники же относились к Земле с величайшей любовью, и все сказания говорят, что она платила им тем же. Земля была свидетельницей торжественных клятв; при этом её касались ладонью, а иногда вынимали кусок дёрна и возлагали себе на голову, мистическим образом делая ложь невозможной, так как считалось, что Земля не станет носить лжеца.
Огонь. Не забывается народом великое множество примет и поверий, связанных с Огнём. В присутствии Огня прежде считалось немыслимым выругаться: «Сказал бы тебе, да нельзя — печь в избе!». Приход гостя часто определяли по такой примете: если из затопленной печи неожиданно выпадал уголек или сыпались искры – жди гостей! Почетным местом в доме тоже считалось место на лавке возле печи. Считалось, что через печную трубу приходят и уходят души людей. Когда в доме рождался ребенок или кто-то умирал, первым делом спешили открыть заслонку печной трубы. А если в момент рождения ребёнка Огонь неожиданно угасал, то в этом видели верный признак рождения будущего злодея. Печь сравнивали и с материнским лоном. Об удачливом человеке говорили, что он «в печи родился».
Русская сваха, пришедшая сватать невесту, непременно протягивала руки к печи, грея ладони, в какое бы время года это ни происходило: тем самым она призывала Огонь себе в союзники, заручалась его поддержкой.
Новобрачную молодой муж трижды торжественно обводил вокруг очага.
Человек, знавший за собой вину, не мог приближаться к родному очагу, пока не совершит искупительного обряда.
Часто в печи лечили больных детей. Ребенка сажали на лопату и трижды заносили в остывшую печь, после чего он считался заново рожденным. Такой обряд назывался — «перепекать» младенца.
И вот, наконец, ответ на вопрос: «Для чего перед новобрачными разбивают тарелку?» Правда, прежде разбивали горшок, только что побывавший в Огне: «Сколько кусочков, столько вам и сыночков!». Теперь люди чаще всего не помнят смысла этого действа.
Вода. Живя в краю, изобильном реками и озерами, древние славяне, естественно, выработали целый комплекс религиозного почитания воды. Ее стихия иной раз требовала жертв: могла погубить человека или смыть весенним разливом целую деревню. К воде обращались на «вы» и были уверены, что самые нерушимые клятвы даются близ водоемов. Водой также испытывали на суде, с помощью ее гадали о будущем, лечили хворых.

Читайте также:  Доход от использования природных ресурсов называют

Хорошо бы нам вспомнить о том, что весь организм нашей планеты страдает от беспечности и жестокости человека… не то мать-Земля после того, что мы с ней сотворили, возьмет да и стряхнет нас, как докучающих паразитов!

Действительно, в языческих обрядах сокрыта величайшая мудрость. Считается, что до христианских времён славяне жили этакими дикарями в лесах, немытые и неграмотные. Не принято упоминать, что у славян была своя культура и вера, помогавшая им жить тысячелетия и выдерживать натиск любых врагов. Вера эта основана на понимании сил Природы, единение с ними. Отсюда и древняя письменность влавян — руны, изучение и понимание которых вводит нас в диковинный мир ушедших лет, заставляет в почтении склонить головы нашим мудрым предкам.
Увы, внедрение христианства навязало новых святых и чужих богов, новых и чуждых ценностей. Тысячелетие христиантсва не прошло даром. Многое забыто. Многое исковеркано, изложено иначе, оплёвано и проклято.
Но истина — в наших корнях, истоках. В тех же лесах.
Спасибо за статью.

Как мне повезло нынче с цензорами.
Спасибо за понимание и добрые слова!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Читайте также:  Природные зоны климат италии

© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Оцените статью