«Четверо дружных». По мотивам сказки дедушки Данзана.
Александра Красикова
«Четверо дружных». По мотивам сказки дедушки Данзана.
Цель: Формировать положительное отношение к театрально – игровой деятельности. Поддерживать стремление играть с театральными куклами. Вызвать желание выступать перед детьми младшей группы и взрослыми, проявляя свои творческие способности. Воспитывать эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу). Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки. Вызвать у детей интерес к бурятским сказкам и желание их обыгрывать.
«Четверо дружных».
По мотивам сказки дедушки Данзана.
Участвуют куклы с «живой рукой» : Слон
Публикация «„Четверо дружных“, По мотивам сказки дедушки Данзана,» размещена в разделах
Декорация: Лес, дерево с плодами.
Ход спектакля:
Звучит бурятская мелодия. Дети в бурятских костюмах с листвой в руках исполняют танец леса, по окончанию танца в центре остается дерево с плодами, а дети – лес встают полукругом. Ведущий читает текст, а дети, изображающие лес покачиваются из стороны в сторону.
Ведущий: Давным-давно росло на опушке леса большое дерево с крупными и сочными плодами, вкус которых нравился всем жителям этого леса. Но больше всех любили питаться ими слон, обезьяна, заяц и птица. Слон срывал плоды своим длинным хоботом, обезьяна собирала их, прыгая с ветки на ветку, заяц питался сочными опавшими плодами, а птица, имея крылья, могла летать вокруг дерева и выбирать любой понравившийся ей фрукт.
Выходит слон, обходит вокруг дерева, осматривается, срывает плод и ест его (бросает возле дерева).
Слон: Дерево мое большое, сильное
Мне легко плоды с него срывать
Урожаи здесь всегда обильные
И в тенечке можно полежать
Дождь пойдет, оно меня укроет
Тихим шелестом листочков успокоит.
Выходит обезьяна, обходит дерево и танцует возле него, затем срывает плод и ест. Из леса прибегает заяц, он любуется деревом.
Заяц: Каждый день сюда я прибегаю
Здесь плоды с земли я собираю
Сам их ем и деточек кормлю.
Звучит музыка и к дереву прилетает птица.
Песня птицы: Я летаю над ласковым лесом
Над прозрачной и чистой рекой
Как на свете живется чудесно
Если дерево рядом с тобой.
Слон, обезьяна, заяц, птица под звуки мелодии идут вокруг дерева, а дети изображающие лес садятся, скрестив ноги и шелестят листвой. По мере чтения текста ведущим дети замедляют свой ход, изображая старых животных.
Ведущий: Шли годы: дерево росло, животные старели. И вот обезьяна уже не может так резво, как в юности, прыгать по ветвям дерева и все чаще питается тем, что находит на земле. Птица тоже не могла летать как прежде, так как поранила крыло, и оно плохо заживало. А слон объел все нижние ветки и, сколько не тянулся, не мог достать для себя любимых фруктов и был вынужден собирать опавшие плоды. Таким образом, зайцу доставалось все меньше и меньше еды. И вот однажды все четверо в одно и то же время подошли к любимому дереву с целью полакомиться. Опавших плодов оказалось мало, и под деревом разгорелась настоящая ссора.
Заяц: Это вы виноваты, что плодов стало мало. Я со стародавних времен собирал опавшие плоды.
Слон: Нет, это я больше прав имею на это дерево. Я помню те времена, когда дерево доставало мне до живота, и я спокойно перешагивал через него.
Обезьяна: Подождите, подождите, это я всех больше прав имею на это дерево. Я помню те времена, когда дерево было с меня ростиком.
Птица: Друзья мои, не спешите! Это я принесла семя в своем клюве из соседнего леса и посадила его на этом месте. В засуху приносила воду в своем клюве и поливала его, и вот оно выросло.
Все вместе: Да, это ты больше прав имеешь на это дерево.
Птица: Вы же мои друзья! Я хочу, чтобы мы вместе питались вкусными плодами этого дерева. А давайте встанем пирамидой друг на друга и нарвем плодов с верхних ветвей.
Ведущий: Все звери согласились с этим мудрым решением птицы. Слон посадил себе на спину обезьяну, зайца и птицу, которые, встав друг на друга, образовали пирамиду. Таким образом, все насытились.
Слон: Друг нам в жизни очень нужен
С другом жить нам веселей
Обезьяна: Друг хороший нас утешит
Заяц: Друг в беде всегда поможет
Все для нас он сделать сможет
Без друзей нам не прожить.
Дети берутся за руки и под бурятскую мелодию обходят дерево, и встают вместе с детьми изображавшими лес образуя полукруг. Кланяются.
Использование разных видов театров в развитии творческих способностей дошкольников Использование разных видов театров в развитии речевых и творческих способностей у детей Одна из важных задач детского сада – формировать.
Поделки для оформления детского сада Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н. Заболоцкий. «Ангел Хранитель».
Источник
Скульптура «Туншэ» или «Четверо дружных» пгт. Агинское
В квартале от центральной площади посёлка городского типа Агинского (Забайкальский край), на перекрёстке улиц Комсомольская и Базара Ринчино, в 2008 году установлена необычная скульптура высотой 3.8 метра, литая из бронзы — «Туншэ», или «Четверо дружных».
Автор её — известный скульптор мирового масштаба Даши Намдаков. Образ им взят из буддийской мифологии, он отражает понятие «равновесие», по-бурятски «туншэ» — единство, поддержку и крепкую нерушимую дружбу, которой всё по плечу. «Любовь к родной земле нас объединяет, вера в единство дает нам силу» — написано на постаменте.
Четыре друга – это слон, обезьяна, заяц и птица (куропатка) – персонажи известной притчи-джатаки. Изображения этих друзей можно встретить практически в каждом буддийском храме особенно в традиции Махаяны.
Скульптура представляет собой пирамиду из четырех животных слон-основание, обезьяна и заяц-середина, птица-вершина. Белый слон в изваянии символизирует энергию, проницательность, осмотрительность и силу. Обезьяна — универсальный символ предприимчивости, целеустремлённости; заяц олицетворяет возрождение, а также интуицию и свет во тьме. Птица же символизирует благое предзнаменование.
В памятнике отражен хорошо знакомый тибетский мотив «четырёх друзей» — слона, обезьяны, зайца и куропатки, образующих акробатическую пирамиду под кроной дерева — который имеет источник в легенде Титтира-джатаки об одной из прошлых жизней Будды. Однако в притче-джатаки Титтира упоминаются только три животных — слон, обезьяна и куропатка. Эта история с моралью о том, что нужно уважать, прежде всего, мудрость и накопленный опыт, а также необходимость взаимопомощи: только, помогая друг другу, друзья могут дотянуться до спелых плодов, о единении всех живых существ во имя достижения благородной цели.
Четыре травоядных животных также представляют четырёх обитателей — неба (куропатка), деревьев (обезьяна), земли (слон) и подземелья (заяц). Иногда птица отождествляется с тетеревом или рябчиком, а баньян обычно изображается как фруктовое дерево.
Похожий сюжет встречается и в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты», только здесь четыре животных — это осёл, собака, кот и петух.
Скульптура пользуется большой популярностью и имеет большую смысловую нагрузку. Жители потирают носы у животных на счастье.
Джатаки – своеобразный жанр буддийской литературы, в котором мы находим элементы басни, волшебной сказки, анекдота, моралити, притчи и жития (само слово «джатака» наиболее близко по своему смыслу к русскому «житие»). Каждая из джатак — это рассказ об одном из предшествующих существований Бодхисаттвы (Будды), который, согласно индийскому учению о переселении душ, прежде чем воплотиться в Гаутаму и достичь нирваны, многократно возрождался в облике различных растений, животных, богов и людей.
Джатака о куропатке
Притча повествует о том, как Шарипутре, одному из старших учеников Будды, не удалось найти жилище в городке Вайшали, поскольку младшие ученики эгоистично поспешили занять для себя все доступные места. Ранним утром следующего дня Будда, узнав, что Шарипутра провёл ночь один под деревом, поведал притчу Титтира-джатаки.
«Во времена стародавние у подножия Гималайских гор рос огромный баньян, и жили под его сенью куропатка, обезьяна и слон. Относились они друг к другу без всякой почтительности и уважения. Поняв в конце концов, что дальше так жить нельзя, они решили: «Надо выяснить, кто из нас старший, – того и будем почитать и слушать». И они придумали такой способ определения старшего. Однажды, когда они все трое сидели под баньяном, куропатка и обезьяна спросили слона: «Скажи-ка, братец, каким ты помнишь это баньяновое дерево с того времени, когда впервые осознал себя?» Слон ответил: «Друзья мои, в те времена, когда ещё крошечным слонёнком я, бывало, прогуливался возле этого баньяна, он был высотой с траву; когда я останавливался над ним, его верхушка как раз доходила мне до пупка. Так вот: я помню это дерево с тех пор, как оно было размером с траву». Затем куропатка и слон задали тот же вопрос обезьяне. «Друзья мои, – ответила обезьяна. – В те времена, когда я была совсем крошкой, я могла, сидя на земле, рвать и есть плоды, которые росли на самой верхушке баньянчика, для этого мне даже не нужно было вытягивать шеи. Так вот: я помню этот баньян еще совсем маленьким деревцем». И, наконец, слон и обезьяна обратились с тем же вопросом к куропатке. «Друзья мои! – ответила им куропатка. – Когда-то, давным-давно, росло поблизости огромное баньяновое дерево. Я питалась его плодами, и как-то раз, облегчаясь, вместе с помётом обронила на этом самом месте баньяновое зёрнышко. Из него-то и выросло потом это дерево. Так что я помню баньян с тех пор, когда его и на свете не было, стало быть, я старше вас всех».
Выслушав мудрую куропатку, обезьяна и слон сказали ей: «Дорогая, ты и впрямь старшая среди нас. Отныне мы будем оказывать тебе все подобающие почести, смиренно приветствовать тебя и обращаться к тебе уважительно; мы будем возвышать тебя и словом и делом, будем складывать руки перед грудью, ожидая твоего благословения, и признаем во всём твоё превосходство. Мы станем следовать твоим наставлениям, ты же отныне веди и учи нас». Куропатка наставила их и научила жить по нравственному завету, которому следовала и сама. И все трое в последующей жизни строго придерживались пяти заповедей, оказывали друг другу знаки внимания, почитали друг друга и в речах своих были вежливы. И оттого что поступали так, с окончанием земного срока все трое возродились на небесах».
Будда поведал, что в своём прошлом воплощении его ученик Маудгальяяна (Моггаллана) был слоном, Шарипутра (Сарипутта) старший был обезьяной, а сам Будда — куропаткой. Позже в эту легенду был добавлен заяц, который считался старшим учеником Будды — Анандой. Ананда был вторым по старшинству и в первый раз увидел баньян, когда тот был ещё побегом без листьев.
Вариация истории описывает животных, стоящих друг на друге в попытке достать плод дерева. В этом случае мораль — это сотрудничество ради общей цели. Четверо друзей получили большой урожай фруктов благодаря усердию и взаимопомощи. Они жили в лесу, где не росли фруктовые деревья. Но однажды птица нашла фруктовое зернышко и посадила его в землю, заяц и обезьяна поливали и ухаживали за ним, а слон охранял от всяких напастей. Наконец выросло фруктовое дерево и на нём созрели фрукты. Дерево выросло таким высоким, что друзья не смогли достать до верхушки и собрать весь урожай. То есть каждый поодиночке мог бы, конечно, добыть себе что-то с этого дерева, но им хотелось собрать полностью весь урожай и разделить его поровну.
Тогда обезьяна взобралась на слона, заяц на обезьяну, а на зайца взлетела птица. Помогая друг другу они смогли не только собрать замечательный урожай, но и угостить всех обитателей того леса.
В этой притче есть немало слоёв и смыслов. Каждый друг здесь является аллегорией качеств и аспектов скрытых внутри человека. Объединив их, человек восстанавливает свою подлинную целостность.
Скульптура «Туншэ» или «Четверо дружных» пгт. Агинское на Яндекс-карте
Координаты объекта: широта 51.1077° долгота 114.542°
Для составления маршрута нажмите на кнопку «Как добраться?»
Источник