Слон обезьяна заяц птица

«Четверо дружных». По мотивам сказки дедушки Данзана.

Александра Красикова
«Четверо дружных». По мотивам сказки дедушки Данзана.

Цель: Формировать положительное отношение к театрально – игровой деятельности. Поддерживать стремление играть с театральными куклами. Вызвать желание выступать перед детьми младшей группы и взрослыми, проявляя свои творческие способности. Воспитывать эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу). Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки. Вызвать у детей интерес к бурятским сказкам и желание их обыгрывать.

«Четверо дружных».

По мотивам сказки дедушки Данзана.

Участвуют куклы с «живой рукой» : Слон

Публикация «„Четверо дружных“, По мотивам сказки дедушки Данзана,» размещена в разделах

Декорация: Лес, дерево с плодами.

Ход спектакля:

Звучит бурятская мелодия. Дети в бурятских костюмах с листвой в руках исполняют танец леса, по окончанию танца в центре остается дерево с плодами, а дети – лес встают полукругом. Ведущий читает текст, а дети, изображающие лес покачиваются из стороны в сторону.

Ведущий: Давным-давно росло на опушке леса большое дерево с крупными и сочными плодами, вкус которых нравился всем жителям этого леса. Но больше всех любили питаться ими слон, обезьяна, заяц и птица. Слон срывал плоды своим длинным хоботом, обезьяна собирала их, прыгая с ветки на ветку, заяц питался сочными опавшими плодами, а птица, имея крылья, могла летать вокруг дерева и выбирать любой понравившийся ей фрукт.

Выходит слон, обходит вокруг дерева, осматривается, срывает плод и ест его (бросает возле дерева).

Слон: Дерево мое большое, сильное

Мне легко плоды с него срывать

Урожаи здесь всегда обильные

И в тенечке можно полежать

Дождь пойдет, оно меня укроет

Тихим шелестом листочков успокоит.

Выходит обезьяна, обходит дерево и танцует возле него, затем срывает плод и ест. Из леса прибегает заяц, он любуется деревом.

Заяц: Каждый день сюда я прибегаю

Здесь плоды с земли я собираю

Сам их ем и деточек кормлю.

Звучит музыка и к дереву прилетает птица.

Песня птицы: Я летаю над ласковым лесом

Над прозрачной и чистой рекой

Как на свете живется чудесно

Если дерево рядом с тобой.

Слон, обезьяна, заяц, птица под звуки мелодии идут вокруг дерева, а дети изображающие лес садятся, скрестив ноги и шелестят листвой. По мере чтения текста ведущим дети замедляют свой ход, изображая старых животных.

Ведущий: Шли годы: дерево росло, животные старели. И вот обезьяна уже не может так резво, как в юности, прыгать по ветвям дерева и все чаще питается тем, что находит на земле. Птица тоже не могла летать как прежде, так как поранила крыло, и оно плохо заживало. А слон объел все нижние ветки и, сколько не тянулся, не мог достать для себя любимых фруктов и был вынужден собирать опавшие плоды. Таким образом, зайцу доставалось все меньше и меньше еды. И вот однажды все четверо в одно и то же время подошли к любимому дереву с целью полакомиться. Опавших плодов оказалось мало, и под деревом разгорелась настоящая ссора.

Читайте также:  Маленькие птички владимирской области

Заяц: Это вы виноваты, что плодов стало мало. Я со стародавних времен собирал опавшие плоды.

Слон: Нет, это я больше прав имею на это дерево. Я помню те времена, когда дерево доставало мне до живота, и я спокойно перешагивал через него.

Обезьяна: Подождите, подождите, это я всех больше прав имею на это дерево. Я помню те времена, когда дерево было с меня ростиком.

Птица: Друзья мои, не спешите! Это я принесла семя в своем клюве из соседнего леса и посадила его на этом месте. В засуху приносила воду в своем клюве и поливала его, и вот оно выросло.

Все вместе: Да, это ты больше прав имеешь на это дерево.

Птица: Вы же мои друзья! Я хочу, чтобы мы вместе питались вкусными плодами этого дерева. А давайте встанем пирамидой друг на друга и нарвем плодов с верхних ветвей.

Ведущий: Все звери согласились с этим мудрым решением птицы. Слон посадил себе на спину обезьяну, зайца и птицу, которые, встав друг на друга, образовали пирамиду. Таким образом, все насытились.

Слон: Друг нам в жизни очень нужен

С другом жить нам веселей

Обезьяна: Друг хороший нас утешит

Заяц: Друг в беде всегда поможет

Все для нас он сделать сможет

Без друзей нам не прожить.

Дети берутся за руки и под бурятскую мелодию обходят дерево, и встают вместе с детьми изображавшими лес образуя полукруг. Кланяются.

Использование разных видов театров в развитии творческих способностей дошкольников Использование разных видов театров в развитии речевых и творческих способностей у детей Одна из важных задач детского сада – формировать.

Поделки для оформления детского сада

Поделки для оформления детского сада Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н. Заболоцкий. «Ангел Хранитель».

Источник

Скульптура «Туншэ» или «Четверо дружных» пгт. Агинское

Скульптура «Туншэ» или «Четверо дружных» пгт. Агинское

В квартале от центральной площади посёлка городского типа Агинского (Забайкальский край), на перекрёстке улиц Комсомольская и Базара Ринчино, в 2008 году установлена необычная скульптура высотой 3.8 метра, литая из бронзы — «Туншэ», или «Четверо дружных».
Автор её — известный скульптор мирового масштаба Даши Намдаков. Образ им взят из буддийской мифологии, он отражает понятие «равновесие», по-бурятски «туншэ» — единство, поддержку и крепкую нерушимую дружбу, которой всё по плечу. «Любовь к родной земле нас объединяет, вера в единство дает нам силу» — написано на постаменте.
Четыре друга – это слон, обезьяна, заяц и птица (куропатка) – персонажи известной притчи-джатаки. Изображения этих друзей можно встретить практически в каждом буддийском храме особенно в традиции Махаяны.
Скульптура представляет собой пирамиду из четырех животных слон-основание, обезьяна и заяц-середина, птица-вершина. Белый слон в изваянии символизирует энергию, проницательность, осмотрительность и силу. Обезьяна — универсальный символ предприимчивости, целеустремлённости; заяц олицетворяет возрождение, а также интуицию и свет во тьме. Птица же символизирует благое предзнаменование.
В памятнике отражен хорошо знакомый тибетский мотив «четырёх друзей» — слона, обезьяны, зайца и куропатки, образующих акробатическую пирамиду под кроной дерева — который имеет источник в легенде Титтира-джатаки об одной из прошлых жизней Будды. Однако в притче-джатаки Титтира упоминаются только три животных — слон, обезьяна и куропатка. Эта история с моралью о том, что нужно уважать, прежде всего, мудрость и накопленный опыт, а также необходимость взаимопомощи: только, помогая друг другу, друзья могут дотянуться до спелых плодов, о единении всех живых существ во имя достижения благородной цели.
Четыре травоядных животных также представляют четырёх обитателей — неба (куропатка), деревьев (обезьяна), земли (слон) и подземелья (заяц). Иногда птица отождествляется с тетеревом или рябчиком, а баньян обычно изображается как фруктовое дерево.
Похожий сюжет встречается и в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты», только здесь четыре животных — это осёл, собака, кот и петух.
Скульптура пользуется большой популярностью и имеет большую смысловую нагрузку. Жители потирают носы у животных на счастье.

Читайте также:  Птицы которые едят черноплодку

Джатаки – своеобразный жанр буддийской литературы, в котором мы находим элементы басни, волшебной сказки, анекдота, моралити, притчи и жития (само слово «джатака» наиболее близко по своему смыслу к русскому «житие»). Каждая из джатак — это рассказ об одном из предшествующих существований Бодхисаттвы (Будды), который, согласно индийскому учению о переселении душ, прежде чем воплотиться в Гаутаму и достичь нирваны, многократно возрождался в облике различных растений, животных, богов и людей.

Джатака о куропатке

Притча повествует о том, как Шарипутре, одному из старших учеников Будды, не удалось найти жилище в городке Вайшали, поскольку младшие ученики эгоистично поспешили занять для себя все доступные места. Ранним утром следующего дня Будда, узнав, что Шарипутра провёл ночь один под деревом, поведал притчу Титтира-джатаки.
«Во времена стародавние у подножия Гималайских гор рос огромный баньян, и жили под его сенью куропатка, обезьяна и слон. Относились они друг к другу без всякой почтительности и уважения. Поняв в конце концов, что дальше так жить нельзя, они решили: «Надо выяснить, кто из нас старший, – того и будем почитать и слушать». И они придумали такой способ определения старшего. Однажды, когда они все трое сидели под баньяном, куропатка и обезьяна спросили слона: «Скажи-ка, братец, каким ты помнишь это баньяновое дерево с того времени, когда впервые осознал себя?» Слон ответил: «Друзья мои, в те времена, когда ещё крошечным слонёнком я, бывало, прогуливался возле этого баньяна, он был высотой с траву; когда я останавливался над ним, его верхушка как раз доходила мне до пупка. Так вот: я помню это дерево с тех пор, как оно было размером с траву». Затем куропатка и слон задали тот же вопрос обезьяне. «Друзья мои, – ответила обезьяна. – В те времена, когда я была совсем крошкой, я могла, сидя на земле, рвать и есть плоды, которые росли на самой верхушке баньянчика, для этого мне даже не нужно было вытягивать шеи. Так вот: я помню этот баньян еще совсем маленьким деревцем». И, наконец, слон и обезьяна обратились с тем же вопросом к куропатке. «Друзья мои! – ответила им куропатка. – Когда-то, давным-давно, росло поблизости огромное баньяновое дерево. Я питалась его плодами, и как-то раз, облегчаясь, вместе с помётом обронила на этом самом месте баньяновое зёрнышко. Из него-то и выросло потом это дерево. Так что я помню баньян с тех пор, когда его и на свете не было, стало быть, я старше вас всех».
Выслушав мудрую куропатку, обезьяна и слон сказали ей: «Дорогая, ты и впрямь старшая среди нас. Отныне мы будем оказывать тебе все подобающие почести, смиренно приветствовать тебя и обращаться к тебе уважительно; мы будем возвышать тебя и словом и делом, будем складывать руки перед грудью, ожидая твоего благословения, и признаем во всём твоё превосходство. Мы станем следовать твоим наставлениям, ты же отныне веди и учи нас». Куропатка наставила их и научила жить по нравственному завету, которому следовала и сама. И все трое в последующей жизни строго придерживались пяти заповедей, оказывали друг другу знаки внимания, почитали друг друга и в речах своих были вежливы. И оттого что поступали так, с окончанием земного срока все трое возродились на небесах».

Читайте также:  Королек птичка певчая фериде актриса биография

Будда поведал, что в своём прошлом воплощении его ученик Маудгальяяна (Моггаллана) был слоном, Шарипутра (Сарипутта) старший был обезьяной, а сам Будда — куропаткой. Позже в эту легенду был добавлен заяц, который считался старшим учеником Будды — Анандой. Ананда был вторым по старшинству и в первый раз увидел баньян, когда тот был ещё побегом без листьев.

Вариация истории описывает животных, стоящих друг на друге в попытке достать плод дерева. В этом случае мораль — это сотрудничество ради общей цели. Четверо друзей получили большой урожай фруктов благодаря усердию и взаимопомощи. Они жили в лесу, где не росли фруктовые деревья. Но однажды птица нашла фруктовое зернышко и посадила его в землю, заяц и обезьяна поливали и ухаживали за ним, а слон охранял от всяких напастей. Наконец выросло фруктовое дерево и на нём созрели фрукты. Дерево выросло таким высоким, что друзья не смогли достать до верхушки и собрать весь урожай. То есть каждый поодиночке мог бы, конечно, добыть себе что-то с этого дерева, но им хотелось собрать полностью весь урожай и разделить его поровну.
Тогда обезьяна взобралась на слона, заяц на обезьяну, а на зайца взлетела птица. Помогая друг другу они смогли не только собрать замечательный урожай, но и угостить всех обитателей того леса.
В этой притче есть немало слоёв и смыслов. Каждый друг здесь является аллегорией качеств и аспектов скрытых внутри человека. Объединив их, человек восстанавливает свою подлинную целостность.

Скульптура «Туншэ» или «Четверо дружных» пгт. Агинское на Яндекс-карте
Координаты объекта:
широта 51.1077° долгота 114.542°
Для составления маршрута нажмите на кнопку «Как добраться?»

Источник

Оцените статью