Смысл понятия природа обществознание

Человек, природа, общество

В жизни человека природа играет важную роль.Человек не может существовать без общества так же, как и без природы. Человек, природа, общество – взаимосвязанные части, компоненты одной цепочки, составляющие жизни планеты.

Значение природы

Обществознание 8 класса предлагает изучать понятие «природа» в нескольких значениях.

  • Природа – это окружающий мир во всем его проявлении. Природой в данном смысле считается все, кроме того, что создается сознанием человека: мысли, образы и идеи.
  • Природа – это все, что развивается и появляется не в ходе человеческой деятельности. По такому понятию, природа делится на 2 составляющие части: живая и неживая. Обе группы существовали до появления человека.
  • Природа – это биосфера планеты Земля, оболочка, в которой происходят живые процессы.

Последнее значение противопоставляется понятию «общество». Жизнь людей, «человеческий фактор» изменяют природу, вмешиваются в ее развитие, меняют структуру биосферы.

Единство природы и человека

Что связывает человека, природу и общество? Ученые нашли множество доказательств тесного взаимодействия. Человек – это элемент системы, частица, но от него зависит множество процессов. Человек не может существовать вне природы. Это его место жизни. Чем можно аргументировать такое утверждение? Природа дает людям питание. Растения, животные, рыбы появились еще до человека, он нашел в них полезные питательные элементы, без которых не может существовать. То же можно сказать и о воде. Реки, озера, природные водоемы, внутренние воды дают человеку возможность обеспечить себя питьем. Человек не продержится и 3 минут без воздуха. Откуда он его берет?

Из атмосферы. Именно это позволяет сделать вывод: человек и природа – неразделимы. А. Тойнби создал теорию “вызова-ответа” между природой и обществом. Суть теории заключается в том, что природа дает человеку вызов (частые наводнения, засуха, холод, жара, определенные полезные ископаемые), а человек отвечает этим условиям созданием своей особенной культуры (дома на сваях, каменные или деревянные жилища, системы орошения и т.д.)

Некоторые ученые предсказывают наступление эпохи ноосферы, когда будет торжествовать гармония между обществом людей и природой. Данный период еще не наступил, но ученые верят в его скорый и обязательный приход.

Человек – часть природы

Человек – это верхняя ступень развития природы. Ум его позволяет руководить тем, что находиться рядом. В Древнем Китае все живые существа ученые расставили по ступеням: на начальной ступени расположились растения, затем рыбы. Всех остальных поднимали вверх по совершенству и широте интеллекта. На верхней ступеньке оказался человек. Почему? Человек – не просто царь, божество. Он тот, кто отвечает за эволюционные процессы. Он сохраняет историю и то, что появилось за много миллионов лет до него. Человечество постоянно занимается совершенствованием, умом, который приобрел от природы. Направлять силу разума человек должен не на разрушение, а на сохранение всего живого.

Читайте также:  Вода делает природу красивой

Часть своего исторического развития человек прошел через путь, аналогичный всем живым существам, но постепенно выбрал другой: он начинает трудиться. Труд преображает личность. Для труда нужны знания, человек, работая, обретает умения и опыт.

Источник научных открытий

Природа, окружающая человека, дарит ему множество знаний. Постигая ее тайны люди стали мудрее и практичнее. Множество законов было открыто в ходе изучения взаимосвязи компонентов планеты. Человек постигал природу и создавал новое.

которые читают вместе с этой

Источник

Конспект по теме «Природа и общество»

Природа и общество находятся в единстве и являются частями материального мира. Что же такое материя?
Материя – объективная реальность, данная в ощущениях.
Общество неразрывно связано с природой. Понятие «природа» употребляется для обозначения совокупности естественных условий существования человека.
Подходов к определению понятия «общество» очень много, поэтому рассмотрим те, которые могут встретиться на ЕГЭ.

Если в 25 задании вас попросят написать определение общества, то знайте, что вы должны написать его в широком смысле:

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, для которой характерны способы взаимодействия людей и их объединений.
Итак, во все времена общество и природа развивались в тесном взаимодействии.

Связующим звеном всегда выступал человек, так как именно люди, вступая в отношения друг с другом, формируют общественные отношения и преобразуют окружающую действительность. Рассмотрим сходства и различия природы и общества.

Система – это взаимная зависимость частей, при которой изменение одной части сказывается на состоянии других частей и всей системы в целом.
Рассмотрим системные признаки общества:

— Динамичность .Общество постоянно видоизменяется: отмирают одни элементы, а им на смену приходят другие.

— Альтернативность развитиязаключается в его нелинейности и непредсказуемости. Как часто в жизни человек стоит перед выбором: как поступить в той иной ситуации? Всегда есть несколько путей. Так и общество тоже имеет несколько путей развития.

— Самодостаточность заключается в способности совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.
— Целостность (интегративное качество).
— Разнообразие подсистем и элементов.

Читайте также:  Природа звуки природы пение птиц

Общество состоит из определённых подсистем (сфер общественной жизни). Их совокупность – это устойчивые отношения между социальными субъектами. В обществознании выделяют 4 подсистемы.

Одно из сходств природы и общества заключается в том, что они являются системами, для которых характерна динамика развития. Что же такое система?

Источник

ГДЗ по обществознанию 8 класс Боголюбов | Страница 16

Обществознание 8 класс Боголюбов Просвещение

1. Я придерживаюсь второй точки зрения, так как человек во многом зависит от природных факторов несмотря на то, что он является разумным существом. Человек подчиняется законам природы. Например, для нас необходима вода, так как человек на 80% состоит из нее. Без воды человек не будет функционировать.

1. Природа – это окружающий нас мир во всем бесконечном проявлении.

Природа – это все, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности.

Природа – это биосфера нашей планеты, т.е. земная оболочка.

Природа – это огромная кладовая ресурсов, необходимых человеку в производственной и повседневной деятельности.

2. Все живое на Земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием. Природа настолько связана в единое целое, что не сразу можно представить себе глобальность и значимость таких взаимосвязей.

Во-первых, все на Земле находится в равновесии. Это хорошо видно на примере экосистемы. Если численность одного вида увеличивается, то может наступить голод для этого вида, сокращая количество особей. Увеличение численности травоядных или грызунов обычно приводит к увеличению хищников, что опять же уменьшает количество объектов питания.

Во-вторых, порядок царит и в космосе. Во Вселенной вся материя математически и физически организована. Планеты вращаются вокруг звезд, а звезды вращаются вокруг центров галактик.

3. Роль природы в жизни человека и общества значительна. Человечество в целом зависит от нее, и только человек разрушает ее и истощает ее ресурсы.

Природа: источник пищи; сырье для промышленности и сельского хозяйства; источник различных видов энергии.

4. Великий русский ученый В.И. Вернадский считал, что настанет время, когда дальнейшее развитие планеты, а значит и человеческого общества, будет направляться разумом. Биосфера постепенно превратится в сферу разума. Позже был придуман новый термин — ноосфера (от латинского разум). Под ноосферой понимается область планеты, охваченная разумной деятельностью человека.

5. Во-первых, человек наделен разумом. Это позволило ему совершить гигантский скачок в освоении мира. На уроках истории вы уже узнали, как много умел даже первобытный человек по сравнению с другими живыми существами на Земле: он занимался коллективной охотой, использовал огонь, создавал искусственные орудия труда из дерева, кремня, кости.

Во-вторых, способность накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать ее открыла перед человеком возможность создавать то, чего не существовало в природе. Эта «вторая природа», созданная знаниями и трудом людей, по словам М. Горького, и есть «культура в точном и истинном смысле этого слова».

Читайте также:  Практические вопросы охраны природы

В-третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам, среди которых на первом месте стояли требования морали. Это был огромный шаг в развитии человечества.

6. Неразумность отношения человека к природе проявляется в:

— сбросе отходов и сточных вод в реки и моря;

— загрязнении атмосферы токсичными выбросами;

— изменении естественного гидрологического режима водоемов;

— истреблении и разрушении мест обитания редких видов рыб, растений и животных;

— открытой разработке природных ресурсов и другие.

Бездумное использование имеющейся части природно-ресурсного потенциала, разрушение экосистем, загрязнение биосферы и другие негативные последствия хозяйственной деятельности человека могут привести к экологической катастрофе уже в ближайшем будущем.

1. В условиях Сибири человек испытывает трудности при разработке месторождений из-за низких температур и особенностей местности (многолетние мерзлые почвы). В связи с этим человек несет большие финансовые затраты для добычи полезных ископаемых, продуктов питания.

В Краснодаре из-за плохо разработанной водосточной системы часто наблюдаются затопления, тем самым часто размывается асфальт, затапливаются дома и огороды.

2. В рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» я считаю фантастикой машину времени, которую еще не изобрели, приключение в прошлое ради простой охоты на динозавров.

Реальность – это сам эффект бабочки. Его смысл в том, что самые незначительные вещи, будь то смерть бабочки, могут глобально изменить мир, перевернув все с ног на голову. Он показывает нам, как легко мы можем изменить нашу жизнь, изменив что-то незначительное.

3. Бактерии, животные и птицы существуют в гармонии с природой, так как они живут по «правилам» природы. Но, к сожалению, человек нарушает эти правила, вырубая леса, уничтожая животных.

Что касается интеллекта, то я считаю, что он никак не влияет на сохранение видов, он может лишь их усовершенствовать.

4. «Человек – венец природы»

Аргументы «за» Аргументы «против»
Человек может изменять погоду, например, разгоняя тучи Человек способен не только создавать, но и разрушать; он может уничтожить свой автомобиль, свой дом или даже природное окружение
Человек создает несуществующее в природе Человек паразитирует и отравляет природу токсичными отходами.
Человек использует письменную и устную речи Человек действительно является очень сложным организмом. Он способен причинить боль другому человеку одними лишь словами или действиями.
Человек умеет получать, обрабатывать информацию Потребности человека так или иначе зависят от ресурсов природы

5. Обществознание изучает, как люди и общество взаимосвязаны друг с другом. География изучает положение географических объектов, обсуждает перенаселенность территорий, малонаселенные районы и занимается развитием определенных географических районов.

Источник

Оцените статью