Зимние гости — птицы в наших лесах
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
- познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы;
- познакомить со снегирем, свиристелью, клестом, единственной птицей, которая строит гнезда и выводит птенцов в самый разгар зимы;
- учить рассказывать о птице;
- упражнять в образовании однокоренных слов;
- продолжать активизировать познавательные способности;
- развивать у детей интерес к жизни птиц-гостей, которые прилетают с севера с первыми морозами и снегом;
- развивать личностные качества: самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, уверенность в себе;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
обогащение словаря: вестник, еловик, сосновик, лиственничек, всякая, сыта;
активизация словаря: свиристель, снегирь, клест.
Оборудование: слайды, видеоролики, листики на леске, календарь погоды, изображения птиц (свиристель, снегирь, клест), ветки ели, сосны, лиственницы, карточки с изображением смайликов (веселый и грустный), мешочек, корм для птиц ( семена подсолнечника, тыквы, зерна пшеницы, ягоды рябины, шишки), подносы.
Предварительная работа: беседы о птицах, рассматривание фотографий птиц, чтение художественной литературы, рисование птиц.
Введение в игровую ситуацию: беседа о признаках осени, дыхательная гимнастика, гости.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Воспитатель: Давайте повторим признаки осени.
Дети: Солнце светит слабо, греет плохо. Стало холодно. Дни стали короче, ночи длиннее. Погода чаще пасмурная, дуют ветра, идут дожди. Растения и цветы засыхают. Животные готовятся к зиме, делают запасы на зиму. Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Какой сейчас месяц?
Дети: Последний месяц – ноябрь.
Воспитатель: Что мы отметили сегодня в календаре погоды?
Воспитатель: А какое время года придет на смену осени?
Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетели зимние гости. Узнаете их?
Дети: Снегирь, свиристель, клест.
Воспитатель: Как вы думаете, почему я назвала их «зимними гостями»?
Дети: Потому что они прилетают к нам в гости зимой с далекого севера.
Игра «Нарисуй птицу словами»
Воспитатель: Давайте, сделаем гостям приятное – нарисуем их словами.
Дети: Снегирь маленький. У него красная грудка, серая спинка, черная голова, черные крылья.
1 ребенок: Я прилетаю к вам зимой вместе с первым снегом, поэтому меня так и называют – снегирь. Я – первый вестник зимы. Если прилетел – значит, настоящая зима началась. Люблю клевать зернышки, семена, ягодки, особенно рябины, орехи, почки. У меня толстый широкий клюв. Он нужен мне, чтобы доставать зернышки и семена ягод.
Просмотр видеоролика «Песенка снегиря»
Воспитатель: Давайте послушаем песенку снегиря.
Воспитатель: Поиграем? Вокруг себя повернитесь, в снегирей превратитесь…
Вот на ветках, посмотри, (хлопают себя руками по бокам)
С красной грудкой снегири. (важно поворачиваются, показывая грудку)
Распушили перышки, (прихорашиваются)
Головой вертят, (руки на поясе, повороты головы)
Игра «Нарисуй птицу словами»
Дети: Свиристель небольшой, красивый. Перышки серо-розовые. Крылья черные с желтыми и белыми полосками, с красными пятнышками. Темный хвост заканчивается широкой желтой полоской. На голове задорный пушистый розовый хохолок. На горлышке черное пятно, у глаз – черные стрелки.
3 ребенок: Клюв у меня недлинный, есть маленький зубчик. Питаюсь я ягодами рябины, калины, плодами шиповника, барбариса, можжевельника, почками деревьев. Моя песня – нежная журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Вот сижу я на ветке, щебечу, а потом как свистну!
Просмотр видеоролика «Песенка свиристеля». Звукоподражание
Воспитатель: Давайте послушаем песенку свиристеля. Споем вместе со свиристелем: «свири-свири-свири-ри».
Воспитатель: Поиграем? Вокруг себя повернитесь, в свиристелей превратитесь…
Прилетели свиристели, (машут «крыльями)
Под окном на ветки сели. (присели)
Ярче солнце засветило, (машут руками вверху)
Все вокруг нам стало мило.
Игра «Нарисуй птицу словами»
Дети: Клест маленький, красивый. Грудка малиновая у самцов, зеленоватая у самок, голова большая, крылья и хвост коричневато-серые, хвост короткий раздвоенный.
2 ребенок: Я тоже прилетаю к вам зимой. Вью гнездо на ели. Я очень яркий, как попугай, меня даже называют «северный попугайчик». Меня легко узнать по клюву. Клюв у меня кривой, похожий на щипцы (крест). Им я ловко достаю семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Я самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боюсь! Птенцов вывожу лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. Поэтому гнездо делаю теплое и прочное, высоко на сосне или ели, чтобы никто птенцов не смог достать.
Речевое упражнение «Какие бывают клесты: придумай слово»
Клесты бывают разные. У нас живут три вида клестов. Одних клестов называют «клест-сосновик». Догадались, почему? Чем он питается?
Воспитатель: Есть и другие клесты. Они питаются семенами ели. Догадались, как их называют?
Воспитатель: А есть еще «клест-лиственничек». Красивое слово «лиственничек», правда? Почему его так назвали?
Дети: Он ест семена лиственницы.
Просмотр видеоролика «Клест ест шишку»
Воспитатель: Хотите посмотреть, как клесты ловко расправляются с шишками?
Игра на внимание «Что изменилось?»
Воспитатель: Давайте покажем нашим гостям, какие мы внимательные. Закройте глаза. Откройте и скажите, что изменилось? (Птицы меняются местами.)
Воспитатель: Поиграем? Если утверждение правильное, то вы подходите к веселому смайлику, а если утверждение неправильное, то к грустному.
У свиристели на голове хохолок.
Свиристель выводит птенцов зимой.
Клесты выводят птенцов зимой.
Клесты любят семена шишек.
Воспитатель: Снегири, клесты, свиристели – наши гости. Они прилетают к нам зимовать с далекого холодного севера. Там зима очень холодная, наступает раньше, чем у нас. Вот и летят к нам северные гости подкормиться. Но еды зимой все равно мало. А вы, ребята, заботитесь о птицах, помогаете им?
Дети: Да, мы подкармливаем их. Делаем кормушки.
Воспитатель: А как вы думаете, что для птиц страшнее зимой – голод или холод?
Дети: Голод. От холода птичек защищают перышки и если птица сыта, то и мороз может пережить, а вот если голодна, то может и погибнуть.
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Птичка прилетела, (машут кистями рук)
(на одной руке пальцы собраны в щепотку, на другой руке – раскрыть ладонь)
Из моей ладошки поклевала крошки. («клюем крошки»)
В мешочке лежат семена подсолнечника, тыквы, зерна пшеницы, ягоды рябины, шишки.
Воспитатель: Покормим наших гостей? В мешочке лакомство для птиц. Кто на ощупь угадает лакомство, сможет угостить наших гостей. Будьте внимательны, предложите каждой птице ее любимое лакомство.
Рассказывание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»
Воспитатель: А сейчас ребята расскажут стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».
Горсть одна – и не страшна
Сколько гибнет их – не счесть,
А ведь в нашем сердце есть
Чтоб без песен не пришлось
Работа с пословицей « Всякая птица своим клювом сыта»
Воспитатель: Птиц любят с давних времен. Народ с удовольствием слушает пение птиц, любуется их красотой. Много поговорок и пословиц сложил народ о птицах. Какие пословицы вы знаете о птицах?
Дети: Всякая птица своим крылом гордится.
Всякая птица своим клювом сыта.
Сорока весть на хвосте принесла.
Кукушка кукует – по дому горюет.
Мала синичка да коготок остер.
Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
Воспитатель: Как вы понимаете пословицу «Всякая птица своим клювом сыта»?
Дети: У каждой птицы клюв приспособлен для той пищи, которую требуется добыть. У наших зимних гостей клювы необычные. У снегиря толстый широкий клюв, он нужен, чтобы доставать зернышки и семена ягод. У клеста загнутый, для доставания семян из шишки.
Воспитатель: Что значат слова «всякая», «сыта». Всякая – каждая, сыта – наелась, неголодная.
Воспитатель: Понравились вам гости? Кто прилетал к нам? Чем они удивили вас?
Источник