Снегири клесты свиристели птицы

Зимние гости — птицы в наших лесах
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

  • познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы;
  • познакомить со снегирем, свиристелью, клестом, единственной птицей, которая строит гнезда и выводит птенцов в самый разгар зимы;
  • учить рассказывать о птице;
  • упражнять в образовании однокоренных слов;
  • продолжать активизировать познавательные способности;
  • развивать у детей интерес к жизни птиц-гостей, которые прилетают с севера с первыми морозами и снегом;
  • развивать личностные качества: самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, уверенность в себе;
  • совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

обогащение словаря: вестник, еловик, сосновик, лиственничек, всякая, сыта;

активизация словаря: свиристель, снегирь, клест.

Оборудование: слайды, видеоролики, листики на леске, календарь погоды, изображения птиц (свиристель, снегирь, клест), ветки ели, сосны, лиственницы, карточки с изображением смайликов (веселый и грустный), мешочек, корм для птиц ( семена подсолнечника, тыквы, зерна пшеницы, ягоды рябины, шишки), подносы.

Предварительная работа: беседы о птицах, рассматривание фотографий птиц, чтение художественной литературы, рисование птиц.

Введение в игровую ситуацию: беседа о признаках осени, дыхательная гимнастика, гости.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Воспитатель: Давайте повторим признаки осени.

Дети: Солнце светит слабо, греет плохо. Стало холодно. Дни стали короче, ночи длиннее. Погода чаще пасмурная, дуют ветра, идут дожди. Растения и цветы засыхают. Животные готовятся к зиме, делают запасы на зиму. Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Какой сейчас месяц?

Дети: Последний месяц – ноябрь.

Воспитатель: Что мы отметили сегодня в календаре погоды?

Воспитатель: А какое время года придет на смену осени?

Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетели зимние гости. Узнаете их?

Дети: Снегирь, свиристель, клест.

Воспитатель: Как вы думаете, почему я назвала их «зимними гостями»?

Дети: Потому что они прилетают к нам в гости зимой с далекого севера.

Читайте также:  Ворон это оседлая птица

Игра «Нарисуй птицу словами»

Воспитатель: Давайте, сделаем гостям приятное – нарисуем их словами.

Дети: Снегирь маленький. У него красная грудка, серая спинка, черная голова, черные крылья.

1 ребенок: Я прилетаю к вам зимой вместе с первым снегом, поэтому меня так и называют – снегирь. Я – первый вестник зимы. Если прилетел – значит, настоящая зима началась. Люблю клевать зернышки, семена, ягодки, особенно рябины, орехи, почки. У меня толстый широкий клюв. Он нужен мне, чтобы доставать зернышки и семена ягод.

Просмотр видеоролика «Песенка снегиря»

Воспитатель: Давайте послушаем песенку снегиря.

Воспитатель: Поиграем? Вокруг себя повернитесь, в снегирей превратитесь…

Вот на ветках, посмотри, (хлопают себя руками по бокам)

С красной грудкой снегири. (важно поворачиваются, показывая грудку)

Распушили перышки, (прихорашиваются)

Головой вертят, (руки на поясе, повороты головы)

Игра «Нарисуй птицу словами»

Дети: Свиристель небольшой, красивый. Перышки серо-розовые. Крылья черные с желтыми и белыми полосками, с красными пятнышками. Темный хвост заканчивается широкой желтой полоской. На голове задорный пушистый розовый хохолок. На горлышке черное пятно, у глаз – черные стрелки.

3 ребенок: Клюв у меня недлинный, есть маленький зубчик. Питаюсь я ягодами рябины, калины, плодами шиповника, барбариса, можжевельника, почками деревьев. Моя песня – нежная журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Вот сижу я на ветке, щебечу, а потом как свистну!

Просмотр видеоролика «Песенка свиристеля». Звукоподражание

Воспитатель: Давайте послушаем песенку свиристеля. Споем вместе со свиристелем: «свири-свири-свири-ри».

Воспитатель: Поиграем? Вокруг себя повернитесь, в свиристелей превратитесь…

Прилетели свиристели, (машут «крыльями)

Под окном на ветки сели. (присели)

Ярче солнце засветило, (машут руками вверху)

Все вокруг нам стало мило.

Игра «Нарисуй птицу словами»

Дети: Клест маленький, красивый. Грудка малиновая у самцов, зеленоватая у самок, голова большая, крылья и хвост коричневато-серые, хвост короткий раздвоенный.

2 ребенок: Я тоже прилетаю к вам зимой. Вью гнездо на ели. Я очень яркий, как попугай, меня даже называют «северный попугайчик». Меня легко узнать по клюву. Клюв у меня кривой, похожий на щипцы (крест). Им я ловко достаю семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Я самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боюсь! Птенцов вывожу лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. Поэтому гнездо делаю теплое и прочное, высоко на сосне или ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

Читайте также:  Все виды птиц во владикавказе

Речевое упражнение «Какие бывают клесты: придумай слово»

Клесты бывают разные. У нас живут три вида клестов. Одних клестов называют «клест-сосновик». Догадались, почему? Чем он питается?

Воспитатель: Есть и другие клесты. Они питаются семенами ели. Догадались, как их называют?

Воспитатель: А есть еще «клест-лиственничек». Красивое слово «лиственничек», правда? Почему его так назвали?

Дети: Он ест семена лиственницы.

Просмотр видеоролика «Клест ест шишку»

Воспитатель: Хотите посмотреть, как клесты ловко расправляются с шишками?

Игра на внимание «Что изменилось?»

Воспитатель: Давайте покажем нашим гостям, какие мы внимательные. Закройте глаза. Откройте и скажите, что изменилось? (Птицы меняются местами.)

Воспитатель: Поиграем? Если утверждение правильное, то вы подходите к веселому смайлику, а если утверждение неправильное, то к грустному.

У свиристели на голове хохолок.

Свиристель выводит птенцов зимой.

Клесты выводят птенцов зимой.

Клесты любят семена шишек.

Воспитатель: Снегири, клесты, свиристели – наши гости. Они прилетают к нам зимовать с далекого холодного севера. Там зима очень холодная, наступает раньше, чем у нас. Вот и летят к нам северные гости подкормиться. Но еды зимой все равно мало. А вы, ребята, заботитесь о птицах, помогаете им?

Дети: Да, мы подкармливаем их. Делаем кормушки.

Воспитатель: А как вы думаете, что для птиц страшнее зимой – голод или холод?

Дети: Голод. От холода птичек защищают перышки и если птица сыта, то и мороз может пережить, а вот если голодна, то может и погибнуть.

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Птичка прилетела, (машут кистями рук)

(на одной руке пальцы собраны в щепотку, на другой руке – раскрыть ладонь)

Из моей ладошки поклевала крошки. («клюем крошки»)

В мешочке лежат семена подсолнечника, тыквы, зерна пшеницы, ягоды рябины, шишки.

Читайте также:  Самые крупные городские птицы

Воспитатель: Покормим наших гостей? В мешочке лакомство для птиц. Кто на ощупь угадает лакомство, сможет угостить наших гостей. Будьте внимательны, предложите каждой птице ее любимое лакомство.

Рассказывание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»

Воспитатель: А сейчас ребята расскажут стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».

Горсть одна – и не страшна

Сколько гибнет их – не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

Чтоб без песен не пришлось

Работа с пословицей « Всякая птица своим клювом сыта»

Воспитатель: Птиц любят с давних времен. Народ с удовольствием слушает пение птиц, любуется их красотой. Много поговорок и пословиц сложил народ о птицах. Какие пословицы вы знаете о птицах?

Дети: Всякая птица своим крылом гордится.

Всякая птица своим клювом сыта.

Сорока весть на хвосте принесла.

Кукушка кукует – по дому горюет.

Мала синичка да коготок остер.

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

Воспитатель: Как вы понимаете пословицу «Всякая птица своим клювом сыта»?

Дети: У каждой птицы клюв приспособлен для той пищи, которую требуется добыть. У наших зимних гостей клювы необычные. У снегиря толстый широкий клюв, он нужен, чтобы доставать зернышки и семена ягод. У клеста загнутый, для доставания семян из шишки.

Воспитатель: Что значат слова «всякая», «сыта». Всякая – каждая, сыта – наелась, неголодная.

Воспитатель: Понравились вам гости? Кто прилетал к нам? Чем они удивили вас?

Источник

Оцените статью