Сохраним богатства природы сохраним свою жизнь

Классный час по теме: Природные богатства, и как их сохранить

Цель: углубить представления учащихся о ценности природы для человека и его роли в сохранении её богатств.

  • раскрыть сущность взаимозависимости человека и природы;
  • развить эмоционально — чувственное восприятие природы;
  • способствовать воспитанию заботливого и бережного отношения к природе;
  • познакомить с правилами поведения на природе;
  • пополнить знания учащихся по экологии.

Оборудование: презентация, памятки, рисунки с пословицами для игры, мультфильм о природе, земной шар — модель, украшенная искусственными цветами (для проведения рефлексии), плакат для ладошек( для проведения рефлексии).

1.Организационный момент

Ребята, все, что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча. Тема нашего классного часа « Природные богатства и как их сохранить».

2) Учитель читает стихи. На интерактивной доске демонстрируется видеоролик «Природа» под музыку «Одинокий пастух».

— На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.

Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

— Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!

Учитель: Вы все слышали о семи чудесах света, мудрецы и искатели пытались назвать и восьмое, но, кажется, никто не упоминал о чуде из чудес – нашей планете, её природе. А она так продолжает оставаться удивительной и непознанной до конца.
Человек – частица природы. Она даёт человеку питание, формирует его характер, влияет на его жизнь. И поэтому сохранить природу – значит, сохранить жизнь.

Природа удивляет нас своей красотой, радует нас каждую минуту. Нужно это просто увидеть.

3)Стихотворение «Миг» (читает ученица)

Не привыкайте к чудесам —
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам —
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам —
Нечто не повториться!
За мигом миг,
За шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так —
И всё не так
Через одно мгновенье!

4) Проверка домашнего задания.

У вас было домашнее задание: вы рисовали рисунки на экологическую тему. Мы сейчас их посмотрим. А вы будете из защищать. (слайды с рисунками и дети читают стихи)

5) Новая информация.

Вы, наверное, все не любите комаров. Но вот такая история была рассказана одним рыбаком. Он ловил рыбу вместе со старым жителем колымской тайги. Вокруг них летали тучи комаров и тогда он сказал: «Вот бы ученые истребили бы их!» А коренной житель молча взял, пойманную рыбу-хариуса, и разрезал её. В желудке были комары.

6). Интерактивная беседа.
Учитель: Какой же экологический урок получил рыбак?
Дети:
— Если не будет комаров, то погибнет и рыба, которая ими питается. А если не станет рыбы, то и люди начнут голодать.
— В природе всё взаимосвязано. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Читайте также:  Природные драгоценные камни счет

Учитель: Эту взаимосвязь изучает экология.

А наши ребята приготовили сообщения о таких примерах.

  1. Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.
  2. — В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
  3. — В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.

7) . Информационный блок «Законы экологии».

Природа жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А их всего четыре. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

8). А сейчас мы проведем виртуальный экологический рейд и посмотрим, какие нарушения происходят вокруг.

Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей :

— Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

— Нарушены первый и второй экологические законы.
— Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Классный руководитель. Идём дальше. Как вы думаете кто поступает правильно дворники, которые сжигают листву или дворники, которые её вывозят за город?

Примерные ответы детей:

— Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.
— Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
— Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Читайте также:  Наличие природных очагов заболеваний

Классный руководитель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше.

Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живёт этот труженик целых 16 лет.
Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?
Примерные ответы детей.
— Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.
— Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.
— А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Ребята, перед вами болото и его жители. Как вы думаете, правильно ли осушать болота?

Примерные ответы детей:
Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!
— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.
— Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

Многими поступками и действиями человек успел навредить природе. Это и выбросы вредных газов в атмосферу. Вырубка лесов. Свалки. Браконьерство. Нефть на воде. Но если каждый из нас будет всегда помнить о необходимости беречь природу. Её богатства, красоту. То вместе мы сможем предотвратить экологическую катастрофу и восстановить равновесие в природе.

Так сейчас в министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края казакам вручили удостоверения общественных помощников государственных инспекторов по охране природы. Казаки будут защищать леса от незаконной вырубки, предупреждать и тушить пожары, а также помогать выявлять нарушителей природоохранного законодательства.

9) Природа очень много дает человеку. Среди всех её богатств есть много разных лекарственных растений. В нашей местности особенно распространены ромашка, подорожник, чабрец.

О них нам сейчас расскажут ваши товарищи. ( дом задание)

Свежие измельченные листья подорожника применяются при ранениях, ушибах, ожогах, укусах насекомых как кровоостанавливающее средство. Подорожник обладает хорошим противовоспалительное свойством. Настой из листьев подорожника обладает отхаркивающим свойством, благодаря чему и используется при лечении бронхитов, туберкулеза легких, гастрита.

Ромашка очень полезное растение для организма. Трудно перечислить все лечебные и целебные свойства ромашки. Она обладает противовоспалительными, кровоостанавливающими, дезинфицирующими, болеутоляющими и др. Настой ромашки употребляют для полосканий горла при ангине, а ингаляции ромашкой применяют при гриппе.

С глубокой древности чабрец был почитаем, считался божественной травой, которая способна возвращать человеку не только здоровье, но и жизнь. Прежде всего, следует отметить, что чабрец считается очень сильным антисептическим средством. Также ему присуще противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, бронхорасширяющее, слабое снотворное, многие другие свойства. Если Вы больны бронхитом и Вас мучает мучительный непрекращающийся кашель, воспользуйтесь чабрецом.

Читайте также:  Решения конституционного суда российской федерации понятие правовая природа виды

10) Игра “Выбери правило вежливости”.

Какие же правила мы должны соблюдать, чтобы сохранить природу.

Задание: Выберите правила вежливости, которые необходимо соблюдать в природе.

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.

3. Наконец – то можно пошуметь, покричать, главное, никому не мешать.

4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

А. чтобы вы не забыли как правильно себя вести на природе для вас ваши одноклассницы приготовили специальные памятки и сейчас их вам раздадут.

Правила поведения на природе:

  1. Не рви цветы.
  2. Нельзя разорять муравейники.
  3. Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
  4. Не повреждай кору деревьев.
  5. Нельзя брать яйца из гнезд.
  6. Не разводите костер в лесу.
  7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
  8. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  9. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
  10. Отдыхая на природе, не оставляй после себя мусор!

12) Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»

13) Работа с пословицами

Каждой команде выдаются рисунки, на которых написано начало пословицы. Нужно продолжить пословицу. Приклеив на рисунок недостающую часть, написанную на дополнительной картинке. (музыка – щебетание птиц)

Много воды — // много травы.
Растение — // земли украшение.
Много леса — // не губи, мало леса — // береги, нет леса — // посади.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты — // прощай птицы.

14) Выбираем правила вежливости . На слайде написаны предложения –выбрать из них правильные.

Учитель передают детям встать в круг и передать глобус с пожеланиями. Например: «Я передаю в твои руки этот земной шар. Хочу, чтобы на нашей Земле всегда был чистым и прозрачным воздух,… чистая вода, не погибли животные, растения от кислотных дождей, не прекращали пение птицы и т. д.».

Учитель отмечает, что сегодня природа нуждается в защите и заботе, раздает детям контуры детских рук и предлагает написать на них, что бы они сделали по защите окружающей среды. Ребята пишут на ладошках, читают и приклеивают их на плакате в виде цветочка, на котором изображена земля – вокруг неё. (В этот момент на экране демонстрируется видеоролик «Дельфины».

Учитель обращает внимание детей на то, что своими руками они вырастили такой прекрасный цветок. Пусть цветы вечно цветут на нашей земле и радуют нас.

Источник

Оцените статью