Солисты балета жар птица

Солисты балета жар птица

И. Стравинский балет «Жар-птица»

балет Жар птица

«Жар-птица» – это яркий и красочный балет И.Ф. Стравинского на сказочную тему, который был написан по заказу С.П. Дягилева для «Русских сезонов» . Основная часть либретто была создана талантливейшим балетмейстером М. Фокиным , однако, многократно вносились изменения, и для этого было привлечено много талантливых художников, писателей и даже знатоков словесности.

В основе сюжета «Жар-птицы» лежат русские сказки о Кощее Бессмертном, а также Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке. Помимо этого, балетмейстер добавил хороводы плененных девушек из произведения Ф. Сологуба «Ночные пляски».

Краткое содержание балета Стравинского «Жар-птица» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Краткое содержание

балет Жар птица содержание

Иван-царевич отправляется на поиски украденной невесты по имени Краса Ненаглядная. Он узнал, что она находится в замке Кощея Бессмертного. Отважный юноша находит это место и проникает внутрь. Там он встречает сказочную Жар-птицу, которая прилетела полакомиться золотыми яблочками. Иван-царевич не растерялся и схватил огненную птицу за хвост. Жар-птица стала просить отпустить ее на волю, что юноша и сделал. В знак благодарности, диковинная птичка помогла Ивану-царевичу одолеть Кощея, погибель которого таилась в иголке, спрятанной в яйцо. Как только со злодеем было покончено, развеялись его чары и Иван-царевич выпустил всех узников, в том числе и свою любимую невесту Красу.

Продолжительность спектакля
I Акт
50 мин.

балет жар птица жар птица краткое содержание

балет Жар-птица интересные факты балет жар птица краткое содержание

Интересные факты

  • Удивительно, но с балетом «Жар-птица» связано много интересных фактов. Так, например, Игорь Стравинский – это третий по счету композитор, который приступил к написанию партитуры балета, так как два предыдущих – А. Лядов и Н. Черепнин не справились с этим заказом. В результате, Дягилев был вынужденно искать нового музыканта и выбор пал на Стравинского. Сам Игорь Федорович отмечал в своих мемуарах, что это было весьма лестное предложение, на которое он тут же согласился, несмотря на ограниченные сроки.
  • Кстати о сроках, балет И. Стравинский закончил вовремя, однако, к заявленной дате все же не все было готово. Тогда Дягилев решил пойти на небольшую хитрость и, несмотря на заявленную «Жар-птицу», на сцене исполнялся номер из « Спящей красавицы», который был практически неизвестен парижской публике. Об этом обстоятельстве знали лишь близкие и люди, работавшие с Дягилевым.
  • Партитура балета имеет посвящение Андрею, сыну Римского-Корсакова, так как Стравинский работал над своим произведением на даче у этого известного семейства.
  • Музыка спектакля начинается очень необычно, с очень тихого и вкрадчивого звучания оркестра. Такой прием раскритиковал композитор Р. Штраус, заметив, что начинать произведение надо ярко, смело заявив о себе. Однако, Стравинский не стал ничего менять в партитуре.
Читайте также:  Птица тропических морей 5 букв

Игорь Стравинский

  • На первой премьере «Жар-птицы» случайно произошел конфуз. Дягилеву пришло в голову оживить спектакль и вывести на сцену лошадей. Животные, оказавшись в центре, начали ржать и совершенно не слушались. Все бы ничего, но одна из лошадок, видимо от большого страха, оставила после себя дурно пахнущую визитку, что вызвало бурный хохот у зрителей. К слову, в зале на тот момент собралась только фешенебельная публика, в числе которых было много знаменитостей.
  • Тамара Туманова, некогда исполнявшая роль Жар-птицы в Мельбурне, поддерживала дружеские отношения с известными живописцами Пабло Пикассо и Марком Шагалом.
  • Несколько эскизов костюмов для премьерной постановки разработал известный художник Л.С. Бакст.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Игорь Стравинский «Жар-птица»

  • Симфоническая музыка
  • Балет
    • Классические балеты
      • Баядерка
      • Дон Кихот
      • Жар-птица
      • Жизель
      • Корсар
      • Лебединое озеро
      • Ромео и Джульетта
      • Спартак
      • Эсмеральда
      • Гаянэ
      • Раймонда
      • Петрушка
      • Сильфида
      • Весна священная
      • Шопениана
      • Медный всадник
      • Красный мак
      • Ярославна
      • Кармен-сюита
      • Марко Спада
      • Светлый ручей
      • Коппелия

      Копирование материалов допускается только с ссылкой на страницу сайта

      Copyright © 2020 soundtimes.ru. All Rights Reserved

      Источник

      Балет “Жар-птица” Стравинского

      Замысел балета «Жар-птицы» не принадлежал Игорю Фёдоровичу Стравинскому. Балетное произведение было заказано ему, когда либретто было уже полностью готово. Идея балета возникла в среде художников, театральных и литературных деятелей, причастных «Миру искусства» и так или иначе связанных с парижской антрепризой Дягилева. По свидетельству Бенуа, в поисках сюжета и разработке фабулы «Жар-птицы» принимали участие, помимо него самого, балетмейстер М. М. Фокин, литератор П. Потемкин, известный знаток древнерусской словесности писатель Л. М. Ремизов, художники А. Я. Головин и Н. Ф. Стеллецкий.

      Идея и замысел «Жар-птицы» отмечены характерными чертами «мирискуснической» эстетики и демонстрируют принципиально новый подход к фольклору.

      Исторические судьбы народа, сам социально-исторический процесс, в ходе которого меняется жизнь страны, а народ переживает сложные, подчас трагические коллизии остаются вне поля зрения этих художников. В национальной истории и в национальном фольклоре они ищут и всячески подчеркивают «непреходящее». Отсюда интерес не к непосредственным реальным событиям какой-либо исторической эпохи, а к их обобщённому отражению в приметах быта, обрядах, обычаях и нравах, присущих данному времени.

      В русских сказках художники черпали сюжеты картин. Композиторы превращали русские песни в темы симфоний или вводили их в оперу наряду с арией и другими оперными формами.

      В творчестве многих художников начала XX века возникает новое отношение к фольклору.

      Отсюда рождается типично «мирискусническая» тенденция — стремление воссоздать в профессиональном творчестве общие стилевые качества народного искусства.

      Активное, действенное начало народной сказки, которая, несмотря на волшебный сюжет всегда несет в себе глубокое морально-этическое содержание — веками сложившиеся представления о борьбе правды с кривдой и об обязательном поражении последней мало привлекает новое поколение художников. Сюжет сказки не занимает их воображения, но отдельные сказочные образы — создания изощренной народной фантазии.

      Фокин сочинил либретто, используя отдельные образные мотивы различных сказок. Помимо широко известных сказок об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кащее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе, Фокин заимствовал мотив ночных игр и хороводов зачарованных царевен из сказки «Ночные пляски», в которой двенадцать дочерей вдового короля уходят каждую ночь в царство заклятого царя и танцуют до утра в роще, где растут золотые цветы. Но хотя в либретто введен традиционный образ Ивана-царевича, который, охотясь за Жар-птицей, проникает в Зачарованный сад, встретив прекрасную Царевну, мужественно противостоит злым чарам Кащея и, наконец, с помощью Жар-птицы находит Кащееву смерть — все это лишь фон, сюжетная канва, для того, чтобы художественно оправдать длительное созерцание волшебных владений Кащея со всеми его чудесами, над которыми безраздельно царит образ ослепительно-прекрасной птицы.

      Первоначально общим желанием дягилевского кружка было поручить писать музыку к балету А. К. Лядову. Однако по истечении трех месяцев Лядов вернул либретто. Может быть, его смущали сроки: балет должен был идти в парижском сезоне 1910 года. Бенуа в своих «Воспоминаниях о русском балете» указывал, что некоторое время над музыкой «Жар-птицы» работал и Н. Н. Черепнин. Но и он постепенно охладел к идее балета, и образы Кащеевых владений нашли отражение в его программной симфонической картине «Зачарованное царство».

      Время шло, а Фокин и Дягилев все еще не видели композитора, способного воплотить их замыслы. Правда, Дягилев, который не упускал из вида ни одного из появляющихся в русском искусстве молодых дарований, знал Стравинского. Последний, примерно, в то время начал бывать у Бенуа и вскоре близко сошелся с художественным кружком. «Одним из связующих звеньев меж нами,— вспоминает Бенуа,— была, помимо музыки, любовь Стравинского к театру и его интерес к пластическим искусствам.

      В то время молодой композитор был занят сочинением оперы «Соловей» по мотивам сказки Андерсена, и мысль привлечь его к созданию «Жар-птицы» еще не приходила Дягилеву в голову. Решение заказать музыку Стравинскому созрело сразу же после концерта, на котором исполнялся «Фейерверк».

      Фокин: «Музыка эта горит, пылает, бросает искрами. Это то, что мне надо было для огневого образа в балете. Элемент звукоподражания, свойственный таланту Стравинского, шипение и свист — все это оставило равнодушными слушателей и все это взволновало нас с Дягилевым».

      Он заказал музыку Стравинскому.

      По справедливому наблюдению Асафьева, музыка Стравинского поведала нам сказку о «борьбе» двух начал внутри фантастического мира: мертвящей, «пригибающей к земле» силе злых чар Кащея и трепетной «стихи ветра и огня», олицетворением которой была Жар-птица. Иван-царевич и Царевна Ненаглядная Краса по существу лишь наблюдают за соревнование этих двух сил, приводящим к естественной и сильной кульминации — Поганому плясу Кащеева царства, который знаменует победу динамического начала, заключенного в образе Жар-птицы. Так в центре внимания композитор оказались не народно-бытовые образы, а самое фантастическое создание русской народной сказки.

      Эстетическая природа образа Жар-птицы принципиально иная. Ее фантастическая сущность не заключает в себе никакого внутреннего конфликта. Жар-птица — символ бесценной, недостижимой, абсолютной красоты. В этом её сила. Авторы балета сознательно не наделили «Жар-птицу» никакими чертами человеческого характера.

      Главная задача авторов балета — создать образ, способный стать объектом длительного созерцания. Этой художественной задаче подчинены музыкальные средства, отобранные Стравинским. Ею же определяются характер и особенности музыкальной структуры и тематизма Жар-птицы.

      Драматургия

      Стравинский построил музыкальную драматургию на типичном для русской эпической оперы сопоставлении контрастных интонационных сфер: мрачного царства Кащея, феерически-ориентальной сферы Жар-птицы и русской народно-песенной сферы Ивана-царевича и отчасти царевен.

      Музыкальное развитие в балете основано прежде всего на многообразном сопоставлении этих трех колоритнейших звуковых сфер. Начало произведения – вступление и заколдованный сад Кащея – сменяется интонациями Жар-питцы (появление жар-птицы, пляс жар-птицы, пленение и мольбы). Затем возникает мир русской песенности – образы зачарованных царевен и Ивана-царевица.

      После этой длительной экспозиции начинается как бы рефрен большой симфонической формы: вновь возникают мрачные темы Кащея, они сплетаются с тревожными набатными звуками, сталкиваются с попевками второй и третьей интонационных сфер (волшебные перезвоны, Иван-царевич в замке Кащея, выход Кащея, появление жар-птицы) и наконец, синтезируются в своеобразной динамической репризе – Поганом плясе Кащеева царства. Так, в основе одного из эпизодов пляса лежит тема скерцо царевен. Лишь музыка Царевича не встречается в этой грандиозной заключительной симфонической фреске. Лирическая Колыбельная ворожащей Жар-птицы как бы рассеивает злые чары. Кащеево царство засыпает мертвым сном. Наступает общее ликование. Партитура завершается утверждением русской интонационной сферы, праздничным колокольным перезвоном.

      Музыка балета содержит сравнительно немного оформленных и законченных мелодий-тем. Уже в первом своем крупном сочинении Стравинский вводит типичные для его будущего стиля короткие попевки-характеристики. Контрастность этих лейтинтонаций определяется прежде всего своеобразием ладовой и тембровой окраски.

      Так, для Кащеева царства характерна хроматика, уменьшенный и пентатонный лады, тембры низких деревянных и «тяжелой» меди.

      Звуковому миру Жар-птицы присущи ориентальный оттенок, малосекундовое опевание и параллельное движение ч5, ув 5/3, а также целотоновые и тритоновые созвучия, нонаккорды; в оркестре – широкое использование деревянных (особенно в верхних регистрах), челесты, арфы, ксилофона, тремоло, струнных).

      Источник

      Читайте также:  Птичий рынок в контакте садовод
Оцените статью