Солнышку послушна звонкая капель ожила природа

Учимся с детками рифмовать

Рифма — это созвучие последних слов в строчках стихотворения. Предлагаем вашим детям потренироваться в подборе рифм, используя следующие игры-задания
1. Игра «Нескладушки»
Какая пара слов звучит складно?
а) палка — селёдка, палка — скакалка.
б) мышка — шишка, мышка — кошка.
в) гном — дом, гном — дам.
г) хорёк — зверёк, хорёк — денёк.
д) хозяйка — зайка, хозяйка — лайка.
е) кошка — окошко, кошка — мушка.
2. Подбери рифмы:
а) Съел сластёна в воскресенье
всё вишнёвое . (варенье).
б) Мы с сестрёнкою вдвоём
утром чай горячий . (пьём).
в) Мама, папа, брат и я —
вот и вся МОЯ . (семья).
г) Сейчас я пуговку свою
сам крепко-накрепко . (пришью).сочинять стихи
д) На скамейке у ворот
Лена горько слезы . (льёт).
е) Ко дню рожденья Кате
мама сшила . (платье).
ж) Звонко у моих ворот
резвый конь копытом . (бьёт).
з) Белка спряталась в дупло.
Тут и сухо и . (тепло).
и) Глубока и широка
наша быстрая . (река).
к) Улетел скворец не зря
За леса и за . (моря).
л) На каток ушла с утра
Моя младшая . (сестра).
м) Кругом гречиха зацвела —
В улей мёд несёт . (пчела).
н) Нарядили ёлку: бусы в три ряда,
Наверху сверкает красная . (звезда).
о) Зимой и летом зелена
Стоит красавица . (сосна).
п) Берёзы, рябины, дубы, тополя —
Богата деревьями наша . (земля).
р) Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту . (дверь).
с) Солнышку послушна звонкая капель.
Ожила природа, на дворе . (апрель).
т) Все играли, а вратарь
В это время грыз . (сухарь).
у) Коту Мурзику не лень
умываться целый . (день).
ф) Ты надел совсем не то:
Нужна не шуба, а . (пальто).
х) На столе у тёти Анны
В вазе красные . (тюльпаны).
3. Послушай и исправь стихотворение, чтобы была не только рифма, но и смысл:
Жили-были дед и баба
С маленькою внучкою.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкою.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка.
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка.
А ещё — два козла —
Сивка да Бурка.
4. Сочини вторую строчку:
а) Серый волк в густом лесу
.
б) Ходит по лесу хорёк
.
в) У себя в саду Андрейка
.
г) Михаил играл в футбол
.
д) В руках у Танечки

Читайте также:  Красивая природа леса поля реки

Источник

Угадай последнее слово и запиши.

Цель. Развитие словаря учащихся; закрепление правописания слов с мягким знаком.

Ход игры. Учитель читает стихотворение без последнего слова. Ученики по очереди из каждого ряда отгадывают его по рифме, за что получают очко. Затем слово записывается в тетрадь всеми учащимися.

Тороплюсь забраться в воду.

Го-го-го! — гогочет. (гусь).

В этот праздничный весенний день

Расцвела душистая. (сирень).

Не откроешь эту. (дверь).

Солнышку послушна звонкая капель.

Ожила природа, на дворе. (апрель).

В это время грыз. (сухарь).

Как мой отец и моя. (мать).

Сквозь грохот пушек и огонь

Бойца проносит верный. (конь).

В лесу мне видеть довелось,

Как грыз кору могучий. (лось).

Вот готовы стены — Нужно в них теперь

Выдолбить оконце И прорезать. (дверь).

Дней в неделе ровно. (семь).

В ночь мороз, С утра капель.

Значит, на дворе. (апрель).

Нужна не шуба, а. (пальто).

Зимние каникулы! Веселые деньки!

— Не пойду я на. (крыльцо).

К нам на елку в парк«Сокольники»

Из Ленинграда едут. (школьники).

Ты девочка, а я. (мальчик).

На Сиреневый. (бульвар).

В вазе красные. (тюльпаны).

Умываться целый. (день).

Стороной проплыл. (карась).

Цель. Отгадывание загадок; закрепление правописания слов с мягким знаком.

— Вставать порррррра! (Будильник.)

Он всюду — в поле и в саду,

Покуда он идет. (Дождь.)

По земле бежит ручьями. (Дождь.)

Одной ручкой всех встречает,

Другой ручкой — провожает. (Дверь.)

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)

По ней я буквы изучаю. (Букварь.)

Вымыл травы и листы. (Дождь.)

Ей бродить ничуть не лень

Как ее вам не найти. (Тень.)

А в иголках круглый год. (Ель.)

Рога раскинув широко. (Лось.)

А на солнце плачет. (Сосулька.)

СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНЫХ С ШИПЯЩИМИ

Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями чаща.

Оборудование. Слова, записанные на доске в три столбика. В каждом столбике столько слов, сколько человек в одной группе.

Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик слов. Ученики по порядку выходят к доске и записывают очередное словосочетание со словом нет, например: плащнет плаща.

Работу начинают по сигналу учителя одновременно три группы. Выигрывает та из них, которая первой выполнила задание, не сделав при этом ошибок.

Читайте также:  Вышивка золотое руно календарь природы

Примерный материал. Слова: плащ, грач, врач, мяч, ключ, борщ, лещ, меч, луч, обруч, силач, трубач, кирпич, товарищ, калач.

Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями жиши.

Оборудование. Слова в единственном числе, записанные в два-три столбика, по количеству играющих групп.

Ход игры. Класс делится на несколько равных групп. Каждой из них предлагается столбик слов. Слов в столбике столько, сколько человек в группе. Ученики по порядку выходят к доске и изменяют очередное слово так, чтобы оно обозначало много предметов, т. е. записывают его во множественном числе. Например: ежежи. Работу начинают по сигналу учителя одновременно три группы. Записав все слова, группы проводят взаимопроверку и исправляют ошибки. При выявлении победителя учитывается быстрота и пра вильность выполнения задания, а также качество работы над ошибками, обнаруженными другой командой.

Примерный материал. Слова: еж, уж, ухо, ерш, лужа, лыжа, мышь, нож, чиж, груша, крыша, этаж, калоша, камыш, малыш, стриж, шалаш, ландыш, гараж,’карандаш, пляж.

Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями чущу.

Оборудование. Слова, записанные на доске в три столбика.

Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик глаголов. По сигналу учителя от каждой группы выходят по порядку ученики и записывают по одному слову со значением «я делаю» соответственно данному, например: стучитя стучу. Выигрывает та группа, члены которой первыми закончили работу, не сделав при этом ошибок.

Примерный материал. Слова: стучит, молчит, учит, ищет, летит, тащит, чистит, хочет, плачет, скачет, тратит, вы­ручит, выключит, угостит, встретит, простит, трещит, рычит.

Цель. Активизация слов с изучаемыми орфограммами и закреп­ление их правописания (чаща, жиши, чущу)-

Оборудование. 1.У каждого играющего семь слогов жи и набор других слогов, которые в сочетании с этим слогом образуют слова: но, лы, у, чи, лу, ли, раф.

У каждого играющего восемь слогов ши и набор следующих
слогов: гру, ер, кры, мы, пы, на, у, пит.

У каждого играющего шесть слогов ча и слоги да, ку, ту,
сы, ща, шка.

У каждого играющего четыре слога ща и набор слогов
ро, пи, ча, вель.

Читайте также:  Календарь природы дошкольного возраста

У каждого играющего семь слогов чу и четыре слога щу,
а также слоги дак, жой, гун, лок, лан, ка, кри, пла, та, чи, про.

Ход игры. Слоги с изучаемой орфограммой (один из вариан­тов) раскладываются столбиком. Затем к ним приставляются слева или справа другие слоги, так, чтобы получилось слово. Выигрывает тот, кто первый сложит в слова все имеющиеся слоги.

Цель. Закрепление правописания шипящих в сочетании с гласными; умение объяснять орфограммы.

Оборудование. Фигурки рыбок, на обратной стороне которых написано слово с пропуском гласных после шипящих.

Ход игры. Рыбки прикрепляются к магнитной доске или к фланелеграфу. Учащиеся выступают в роли рыбаков. Рыбка считает­ся пойманной и остается у ученика, если он, взяв рыбку, вставил в слово нужную гласную и объяснил ее правописание. Если одно из условий не выполнено, рыбка возвращается в «пруд».

Выигрывает ряд, у которого больше «пойманных» рыбок: Комментарий для учителя. При закреплении несколь­ких орфографических правил на обороте рыбки может быть написано несколько слов, каждое с пропущенной буквой в соответствии с тре­буемой орфограммой.

Цель. Активизация слов с изучаемой орфограммой и закреп­ление их правописания.

Оборудование. Карточки лото с картинками: зайчата, кув­шин, чулки, чайка, лыжи, щука, чашка, снежинка, карандаш, чайник, перчатка, груши, свеча, мыши, ежи, моржи, роща, ландыши — по три картинки в различных сочетаниях; у ведущего отдельные маленькие карточки со словами; у каждого ученика по три фишки. (См. Приложение.)

Ход игры. Ведущий берет маленькую карточку и прочитывает слово. Ученики ищут соответствующую картинку у себя на карточках лото. Кто нашел, поднимает руку. Отвечающий должен объяснить написание слова. Если объяснение правильное, он закрывает картин­ку со словом. Все остальные, у кого тоже есть такая картинка, кладут на нее фишку. Выигрывает тот, кто первым закроет всю карточку лото.

Цель. Закрепление правописания слов с изучаемой орфограм­мой.

Оборудование. На доске помещены таблицы в количестве, равном числу команд.

Ход игры. Класс делится на несколько групп. От каждой группы к доске по порядку выходят ученики и заполняют одну пустую клетку в своей лесенке.

Побеждает та группа, которая первой «спустилась с лесенки», не сделав при этом ошибок.

Источник

Оцените статью