Составить план природные ресурсы

Конспект урока по географии 10 класс «Мировые природные ресурсы»

Мировые природные ресурсы. Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы. Природопользование: рациональное и нерациональное.

Цель: Формировать представление о географической среде, видах природных ресурсов отдельных стран и регионов мира, природопользовании
Задачи:

Образовательные: Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов (минеральных, водных, земельных), выделить главные районы их концентрации на земном шаре.

Развивающие: Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять географические конспекты.

Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды..

Тип: изучение нового материала

1.Организационный момент.
Ознакомление учащихся с задачами урока

2. Изучение нового материала.

По­ня­тия «гео­гра­фи­че­ская обо­лоч­ка» и «гео­гра­фи­че­ская среда» в до­ста­точ­ной сте­пе­ни схожи.

Гео­гра­фи­че­ская обо­лоч­ка – обо­лоч­ка Земли, вклю­ча­ю­щая в себя верх­нюю часть ли­то­сфе­ры, ниж­нюю часть ат­мо­сфе­ры, всю гид­ро­сфе­ру и всю био­сфе­ру.
В пре­де­лах гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ки эти вы­ше­при­ве­ден­ные части вза­и­мо­дей­ству­ют между собой, вза­и­мо­про­ни­ка­ют друг в друга, вза­и­мо­за­ви­си­мы.

Гео­гра­фи­че­ская среда – часть зем­ной при­ро­ды, с ко­то­рой об­ще­ство непо­сред­ствен­но вза­и­мо­дей­ству­ет в жизни и хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти на дан­ном этапе ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия.
Гео­гра­фи­че­ская среда слу­жит по­став­щи­ком ре­сур­сов об­ще­ству, ме­стом его оби­та­ния, ока­зы­ва­ет вли­я­ние на пси­хо­ло­го-ду­хов­ные ос­но­вы раз­ви­тия.

Мировые природные ресурсы играют огромную роль в жизни человека; всё, что ему необходимо в жизни, он получает благодаря добыче и переработке природных ресурсов. Они являются связующим звеном в системе “природа-общество”. Давайте вспомним, какие виды природных ресурсов нам известны

4. Биологические ресурсы (Лесные)

5. Ресурсы Мирового океана.

Природные ресурсы разделяют по мере исчерпываемости (исчерпываемые – возобновляемые и невозобновляемые; неисчерпываемые)

Природопользование – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов.

Нерациональное природопользование – использование природных ресурсов, которое приводит к очень быстрому ухудшению их качества и полному исчерпанию

Рациональное природопользование — изучение, освоение, использование природных ресурсов таким образом, чтобы обеспечивалось по возможности более длительное время их использование и сохранялось или даже повышалось их качество

2. Работа методом Кейса. Вы знаете, что такое кейс? (портфель, футляр). Работать методом кейса — значит наполнить его различными проблемами, информацией по разрешению этих проблем Что собой представляет информационный проект?
1. Дать характеристику 1 из видов природных ресурсов в виде проекта
Выполняется проект в любом виде (на выбор учащихся):
— текстовая статья,
— информационная стенгазета.
— схема

Читайте также:  Расчет парниковых газов от сжигания природного газа пример

В каждой группе мы должны выбрать своего модератора, то есть человека, который направляет работу группы, следит за временем, привлекает своих товарищей к активной деятельности.
2. Составить План характеристики:
— Что входит в состав выбранного вида ресурсов.
— Запасы его на Земле.
— География распространения.
— Хозяйственное использование.
— Выводы и рекомендации.

Учащиеся разделяются на группы и составляют проект от имени группы.
модераторы группы получают задания и познакомят группу с планом работы. Итак, приступаем к формированию нашего кейса информационным материалом, наглядностью

Время работы в группах 15 минут.

Кейс 1 ««Минеральные ресурсы»

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре неравномерно. Большинство видов минерального сырья представлено рудами, состоящими из минералов, т.е. неорганических веществ природного происхождения. Однако некоторые важные виды полезных ископаемых, в частности энергетическое сырье, имеют органическое происхождение (ископаемые угли, нефть, торф, горючие сланцы и природный газ). Их присоединяют к минеральному сырью условно. В последние годы все большее значение приобретает гидроминеральное сырье – высокоминерализованные подземные воды (погребенные рассолы).

1. Перечислите, что относится к минеральным ресурсам, какие виды минеральных ресурсов выделяют на Земле? отметить на контурной карте минеральные ресурсы. Какое значение они имеют в хозяйстве?

2. Проанализируйте схему, составленную вами

3. Заполнить таблицу Крупнейшие страны мира по запасам минеральных ресурсов (с.403 учебник)

Крупнейшие страны мира по запасам

Источник

План-конспект по географии на тему «Мировые природные ресурсы» (10 класс)

Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?

Изучение нового материала

С предыдущих курсов географии вспомните, на какие виды подразделяются природные ресурсы , охарактеризуйте их за исчерпаемостью, по возможности восстановления.

К минеральным ресурсам относят совокупность разведанных полезных ископаемых, которые уже используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека. Ежегодно из недр Земли добываются около 300 млрд т разнообразного минерального сырья.

Рудник

Бурильная установка

Запасы минерально-сырьевых ресурсов не безграничны и практически не возобновляемые. Уровень ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов и мира в целом неодинаков. Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размерами их использования. Ее выражают или количеством лет, на которую должно хватить какого-то определенного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. Это понятие является не только природным, но в первую очередь социально-экономическим, так как зависит не только от величины запасов, но и от масштабов потребления. Во второй половине XX в. возникла угроза глобального дефицита некоторых природных ресурсов.

Читайте также:  Климатические пояса природная зона саванна

Месторождения полезных ископаемых размещены на земном шаре довольно неравномерно, что объясняется особенностями геологического (тектонического) строения.

Топливные ресурсы всегда имеют осадочное происхождение. В мире известно 3,6 тыс. угольных бассейнов. Из общих запасов 60% приходится на каменный и 40% — на бурый уголь. Более 90% всех запасов содержится в северном полушарии. На Азию приходится 3/5 мировых запасов, на Северную Америку — 1/4. В трех странах — России, США, КНР сосредоточено 80% запасов угля. Значительные месторождения угля имеются в Германии, Великобритании, Канаде, ЮАР. В мире разведано более 600 нефтегазоносных бассейнов. В странах Ближнего и Среднего Востока сосредоточено более половины мировых разведанных запасов нефти. Значительные запасы имеются также в Юго-Восточной Азии, на севере Африки и Южной Америки, на шельфе Северного моря и Мексиканского залива, в Сибири.

На каждого жителя Земли приходится в среднем 0,28 га обрабатываемых земель (в густозаселенном части Азии — лишь 0,15 га). Иными словами, в Азии 1 га кормит 7 человек, в Европе — 4, в Южной Америке — 2, в Северной Америке — 1,5 человека.

В странах Европы верхние слои залежей угля уже выработаны, а добывать уголь с глубины свыше 1000 м является нерентабельным. Так, добыча 1 т антрацита в Германии втрое дороже, чем его импорт из ЮАР, включая расходы на перевозку.

Уголь

Рудные полезные ископаемые приурочены к древним платформам складчатых поясов земной коры и размещаются также неравномерно. Крупнейшими запасами рудного сырья обладают всего 5 стран (США, Канада, Австралия, Китай, Россия). 30% мировых запасов кобальта, около 90% олова, 75% бокситов, 60% меди размещаются в развивающихся странах. В развитых странах через длительную эксплуатацию большинство месторождений, которые располагаются в верхних слоях литосферы, уже исчерпаны, поэтому постоянно возникает необходимость увеличивать глубину добычи полезных ископаемых. В развивающихся странах, а также в некоторых районах Канады, Австралии, в азиатской части России продолжается поиск новых месторождений и вовлечение их в эксплуатацию.

Читайте также:  Природные праздники колеса года

Горно-химические ресурсы также преимущественно имеют осадочное происхождение. Крупнейшие месторождения серы сосредоточены в США, Мексике, Польше, Украине и Ираке. Немалое значение имеет также сырье для производства минеральных удобрений. Значительными запасами калийных солей обладают США, Канада, Германия, Россия, Беларусь. А основные месторождения фосфоритов находятся на севере Африки (особенно выделяются Марокко и Западная Сахара), в США, на Аравийском полуострове.

Самыми распространенными минеральными ресурсами являются строительные материалы, которые случаются практически повсеместно.

Из всего объема минеральных ресурсов, используемых мировое сообщество, только 3-5% превращается в конечный продукт, а остальные — различные отходы. Именно поэтому человечество должно перейти на энерго- и ресурсосберегающие технологии, внедрять обратимое (повторное) использование ресурсов, что имеет место в экономически развитых странах, а особенно в Японии.

Ресурсы Мирового океана – это совокупность биологических, минеральных, энергетических ресурсов, минеральных солей и пресной воды, содержащей Мировой океан. На него приходится 71% поверхности планеты. Он играет большую роль в создании необходимых условий для жизни на Земле, дает половину кислорода воздуха планеты.

Закрепление выученного материала

1. Что вы понимаете под понятием «географическая среда»?

2. В чем заключается взаимодействие «человек-природа»?

3. Какая разница между рациональным и нерациональным природопользованием?

4. По карте атласа определите самые крупные бассейны топливных, рудных ресурсов и страны, в которых они размещены.

5. Где на земном шаре есть лучшие условия для использования альтернативных энергоресурсов: а) энергии ветра, б) геотермальных ресурсов, в) энергии приливов и отливов?

6. Задание: нарисуйте табличку — классификатор ресурсов по видам

Виды природных ресурсов

· Изучить материал по учебнику

· Сделать мини-доклад о происхождении и состоянии запасов любого природного ресурса в мире

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Учитель благодарит класс за работу, отвечает на оставшиеся вопросы учеников и выставляет оценки за работу на уроке.

1. Урок географии в 10-м классе на тему «Мировые природные ресурсы» Сидоренковой Ольги Николаевны (http: // festival.1september.ru)

2. Урок – деловая игра «Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их использования» Петуховой И. Ю., учителя информатики и Трошкина Г. П., учителя географии (http: // festival.1september.ru)

3. Учебный диск “1С” Образовательная коллекция, “Экономическая и социальная география мира”, 10-й класс

Источник

Оцените статью