Социальная оценка природных ресурсов

Экология СПРАВОЧНИК

Учет и социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала территории

Для получения точных данных, которые можно было бы положить в оценку природных ресурсов, необходимы кадастры природных ресурсов. Ведение кадастров природных ресурсов предусмотрено природно-ресур-сным и природоохранительным законодательством Российской Федерации.[ . ]

Базовым кадастром является земельный кадастр. Осуществление работ по земельному кадастру определено Земельным кодексом. При проведении кадастра учитываются виды земле пользования, количество и качество земель, бонитировка почв, экономические показатели. Данные земельного кадастра являются исходной информацией при планировании использования земель, размещении производства, принятии мер по экономическому стимулированию рационального землепользования. При изучении качества земель оцениваются тип почв, их состав, обеспеченность необходимыми питательными веществами, степень эрозии, засоленности и пр. Степень качества почв определяется по балльной системе. Анализ различных показателей качественного и количественного характера позволяет получить оценку земли.[ . ]

Использование земли приносит ренту не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях как основа для строительства промышленных, общественных, жилых зданий и сооружений, а также при прокладке транспортных магистралей, нефтегазопроводов, добычи полезных ископаемых. Получаемая при этом рента в большинстве случаев выше, чем в сельском хозяйстве.[ . ]

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» определил необходимость ведения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки (ст. 16). Эти функции находятся в компетенции федеральных органов по управлению природными ресурсами, органов власти субъектов Российской Федерации, а также возложены на государственные природоохранные органы.[ . ]

Очевидно, что независимо оттого, как будут распределены права владения и распоряжения природными ресурсами, государственное управление этим процессом невозможно без полной информации о количестве, качестве и социально-экономической оценке отдельных видов природных ресурсов (объектов) в границах каждого административно-территориального образования. Следовательно, важнейшими являются задачи инвентаризации и адресной (картографической) привязки природных ресурсов (объектов), оценки их состояния в натуральных и экономических показателях.[ . ]

Информация о природно-ресурсном потенциале территории тесно связана с такими важнейшими рычагами управления в области природопользования и охраны окружающей среды, как экологическая экспертиза и лицензирование.[ . ]

Читайте также:  Система неживой природы примеры

Обязательность экологической экспертизы, в том числе в части обоснования лицензий, согласно ст.37 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», а также Закона «Об экологической экспертизе» не реализуется на практике в полной мере ввиду недостаточности правового обеспечения этого направления. На практике выдача специальных разрешений (лицензий) на пользование отдельными видами природных ресурсов, утверждение лимитов их использования, могут происходить вне государственной экологической экспертизы. В результате использование одного природного ресурса на определенной территории осуществляется в ущерб интересам по использованию другого. В сложившейся практике отраслевого природопользования редко ставится вопрос об экономической целесообразности использования какого-либо природного ресурса с учетом экологической ситуации на территории или об оптимизации природопользования в целом. Такая постановка вопроса и его решение были бы возможны при комплексной социально-экономической оценке природно-ресурсного потенциала территории. На основе подобной оценки должно приниматься решение о приоритетах использования тех или иных природных ресурсов на конкретной территории, после чего уже обосновываются региональные лимиты их использования с учетом экологической обстановки и прогнозов ее развития.[ . ]

Лимиты использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду формируют основу тех требований и ограничений, которые фиксируются в лицензии на природопользование, выдаваемой каждому природопользователю после экспертизы ведущейся деятельности. На основании выбранных приоритетов использования природно-ресурс-ного потенциала территории и оценки его состояния, определяется плата за использование природных ресурсов, стимулирующая рациональное их использование и улучшение экологической ситуации в регионе.[ . ]

Вышеназванный Указ Президента Российской Федерации определил направления деятельности по обеспечению экологически безопасною устойчивого развития, включая, в частности, комплексное решение проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды: пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивою развития; восстановление уникальных природных комплексов и ландшафтов при решении территориальных экономических проблем на основе оптимизации режимов природопользования и защиты окружающей среды.[ . ]

Процесс повышения роли субъектов Российской Федерации, выражающийся в децентрализации власти и экономики и отраженный в Федеративном договоре, диктует необходимость четкого разфаничения компетенции в области управления хозяйственной деятельности между разными уровнями государственной власти. Особое место в этом процессе занимают природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой ее экономического развития, особенно если учесть то место в мировой экономике, которое сейчас занимает Россия, и те задачи, которые ей необходимо решить для выхода из социально-экономического и экологического кризиса.[ . ]

Читайте также:  Мой научный дневник природы 2 класс

Источник

4. Общественно-ценностный подход к оценке природных ресурсов

Социально-экономическая эффективность определяется как отношение прироста социального результата в натуральном выражении к сумме затрат на его достижение. К социальным эффектам относятся состояние здоровья, удовлетворенность человека состоянием ОС, организацией отдыха и т.п. Показатели такого рода характеризуют расход ресурсов непосредственно на достижение определенного уровня качества жизни. В этом отношении показатели социальной эффективности обладают несомненном преимуществом. При этом необходимо отметить их ограниченность, которая проявляется в несопоставимости социальных показателей между собой. Соизмерить социальные эффекты можно лишь через экономические методы.

1. Концепция общей экономической стоимости (ценности) (ОЭС) основывается на развернутом подходе к ценности природы. Требуется учесть не только прямые потребительные стоимости от использования ПР, но и другую разнообразную пользу, которая связана с сохранением и улучшением других качеств ПС: ассимиляционной способности, среды обитания и жизнедеятельности человека, условий развития и размещения производительных сил, генофонда и видового разнообразия растительного и животного мира.

ОЭС определяется как сумма ценностей ПР и экологических благ:

  • стоимости прямого потребления ПР (сырья, продовольствия, воздуха, воды, источников энергии);
  • стоимости косвенного потребления ПР (экологических благ, природных защитных явлений и объектов, ассимиляционных свойств ОС);
  • стоимости подготовленных к использованию и отложенных к подготовке ПР для будущего прямого и косвенного потребления (например, балансовые запасы);
  • стоимости сохраняемых для будущих поколений ПР (среда обитания, законсервированные и резервные запасы незаменимых и невосполнимых ПР, разведанные и прогнозные балансы);
  • стоимости отложенного потребления находящихся под угрозой исчезновения ПР и благ.

ОЭС=стоимость использования + стоимость неиспользования = (стоимость использования прямая + стоимость использования косвенная) + (возможная стоимость + стоимость существования).

Стоимость использования – стоимость потребленных ПР и благ (потребленная стоимость).

Стоимость неиспользования – включает потерянную в результате природопользования часть ПР и благ и остаточную стоимость сохранившихся в различных формах ПР.

Читайте также:  Виды спасательных работ при природных чс геологического характера

Стоимость использования прямая – стоимость непосредственно потребленных ПР по рыночным ценам.

Стоимость использования косвенная – стоимостная оценка глобальных и локальных потерь (выгод) в результате использования ПР (вырубка лесов, воздействие на биосфер и т.п.).

Стоимость отложенная и альтернативная – стоимость ПР будущего прямого и косвенного потребления, а также законсервированных и подлежащих консервации.

Стоимость наследия – стоимость сохраненных ПР и благ для будущих поколений.

Стоимость существования – ценность сохраненной природы для цивилизации и человека в части эстетики, долга перед поколениями и т.п.

2. Результативный метод. При его использовании экономическую оценку имеют лишь те ПР, которые приносят доход. В этом случае стоимость ресурса определяется денежным выражением первичной продукции, получаемой от использования конкретного ПР, или разницей между полученным доходом и произведенными затратами.

3. Воспроизводственный метод основан на установлении определенного стандарта состояния ПР. Он используется, как правило, в отношении биологических и земельных ресурсов. Например, стоимость и экономическую оценку биологического ресурса целесообразно определять как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства потерянного или деградированного вида ресурсов на определенной территории. Недостаток метода – возможность завышения оценки.

4. Метод остаточного дохода применяется при несовершенстве цен на первичное природное сырье, когда значительный экономический эффект от его использования остается в перерабатывающих отраслях.

5. Метод восстановительной стоимости используется для оценки возобновимых ПР на основе затрат, которые пришлось бы израсходовать обществу, чтобы полностью возместить исчезновение данного вида ресурса из использования в хозяйственной деятельности.

6. Оценка стоимости изъятия ресурса из ПС определяется исходя из альтернативного пути удовлетворения аналогичных потребностей по объемам, качеству и затратам на использование.

7. Метод альтернативной стоимости (упущенной выгоды). Альтернативные стоимости позволяют оценить ПР, имеющий заниженную стоимость или вообще не имеющий таковой через упущенные выгоды (доходы), которые можно было бы получить при использовании данного ресурса или объекта в других целях (например, при консервации территорий – за счет недополучения продукции: животные, растения, древесина и т.п.).

Источник

Оцените статью