Социальная природа человеческой психики

Природа и функции социальной психики

Социальная психика — это функциональная динамическая система общества, формирующаяся в процессах общения людей, больших и малых групп и реализующая основную для их жизни и развития задачу — управление совместной деятельностью в социальных организациях и неформальных объединениях.

В этом определении сохранен динамический принцип трактовки предмета социальной психологии, разработанный А. К. Уледовым и формализованный В. Вичевым.

Выдвигая социальную психику в качестве объекта социальной психологии, мы исходим из ее онтологической природы. Вместе с тем социальная психология — это и область научно-исследовательской деятельности социопсихологов — социальных технологов общения. В таком случае социальная психика предстает как предмет научного исследования и как предмет практической деятельности.

Социальная психика — сложное, динамическое и противоречивое, духовное образование. Она функционирует как ансамбль:

— массовых, групповых, межгрупповых, межличностных и личностных настроений;

— массовых, групповых и индивидуальных эмоций;

— сознательных и бессознательных, формальных и неформаль­ных санкций человеческой деятельности.

Социальная психика — системное образование, имеющее свою структуру и свою динамику функционирования.

Интегративной основой всех компонентов социальной психики как системы является специфическая информационная связь между ними. Социальная психика приобретает характер структурно организованного целого благодаря функциональной взаимозависимости и взаимодействию всех составляющих ее индивидуальных психик.

В этом смысле социальная психика есть своеобразная взаимодействующая система.

Подсистемами социальной психики можно считать:

Выявление социальной психологии происходит на трех уровнях:

социального группового индивидуального

Относительная самостоятельность социальной психики проявляется в следующем:

· новое, интегративное, ее качество не сводится к качеству ее системообразующих частей;

· она обладает способностью существенно видоизменять составляющие ее индивидуальные психические явления и порождать новые в рамках своего единства;

Читайте также:  Другие виды природных ресурсов домогацких

· она может быть частью, подсистемой более обширной, сложной системы (морали, права, религии и т. д.);

· она может расчленяться в границах своего органического единства на внутренние подсистемы;

· она закономерно связана с изменениями в социальной среде, т. е. с социальными условиями и факторами кооперативной деятельности;

· она непрерывно ощущает воздействие социальной среды на «входе» и отвечает соответствующими реакциями на «выходе».

Функционирование социальной психики происходит как постоянный переход процесса в продукт и наоборот. Это можно представить следующим образом: общение социально-психологическое явление 3 воздействие на индивидуальную психику.

Характерная черта социальной психики — интегральность, т. е. взаимное проникновение и даже стирание различий и субординаций.

В конечном счете автономия и относительная целостность социальной психики обусловливается:

— характером взаимодействия (подражание, авторитарно-суггестивная связь, конформизм и др.), посредством которого системообразующие психические феномены связываются друг с другом);

— свойствами индивидуальных психик, находящихся во взаимодействии и образующих данную систему.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Мир психологии

Вы здесь: Студенты Билеты Педагогическая психология Педагогическая психология. Социальная природа законов психического развития человека. Значение этого положения для практики образования.

Педагогическая психология. Социальная природа законов психического развития человека. Значение этого положения для практики образования.

Общественный образ жизни людей привел к тому, что прогресс человечества определяется не биологическими, а социальными законами. Видовой опыт человека стал закрепляться социальными способами, в виде духовной и материальной культуры.

Развитие пошло не путем развития внутреннего видового опыта, а путем усвоения внешнего, общественного опыта, закрепленного в средствах производства, книгах. Человек усваивает опыт старших поколений. Человек множит опыт, но после усвоения общественного опыта.

Читайте также:  Природно территориальные комплексы приморского края

Учение и воспитание — специально организованные виды деятельности людей, в процессе, которого они усваивают опыт предыдущих поколений. Но природные предпосылки — это необходимые условия психического развития человека. Нужно родиться с человеческим мозгом, чтобы стать человеком.

Среди психологов — сторонников социальной точки зрения на природу законов развития человеческой психики все больше и больше. Эта позиция продуктивна для учителей — в этом случае он будет активно искать пути формирования тех способностей, которых недостает ученику.

Согласно принципу социальной природы психического развития человека — педагогический психолог должен исходить из того, что познавательные возможности обучаемых не являются врожденными. Они формируются в процессе обучения.

Источник

Оцените статью