Социальная природа человека инициативность

Социальная инициативность как интегративное социально востре­бованное качество личности

В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается не­кое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психи­ческие процессы индивида и сообщающее его поведению последователь­ность и устойчивость. Это интегрирующее начало обозначается широким спектром понятий; установка (Д.Н.Узнадзе), отношения (В.Н.Мясищев), направленность (С.Л.Рубинштейн), Большое зна­чение в процессе функционирования личности психологи придают внутренним регулятивным механизмам личности, включающим акты самосознания, самооценки, самоуважения, самоопределения, самовыражения, определяю­щим уровень притязаний человека и его реальное поведение.

Под структурой личности в социально-психологическом плане пони­мается строение и соподчинение личностных свойств индивида. Единицами этой структуры являются ценности, нормы, установки. Существует множест­во определений понятия «личность» и соответственно разнообразны характе­ристики ее структуры, Тем самым проблемой становится отбор тех основа­ний-критериев, которые позволяют выделить составляющие «ядра», синтези­рующего психические процессы индивида. К.К.Платонов предлагает рас­сматривать сознание как определяющий признак, характеризующий лич­ность. Он предпринял попытку в зависимости от уровня сформированности сознания дифференцировать личность: 1) гармонично и односторонне разви­тую, 2) прогрессивную и реакционную, 3) моральную и аморальную, 4) развивающуюся и деградирующую. Подобный подход проецирует на оценку уровня развития сознания социально-политические эталоны, дейст­вующие в определенных исторических условиях.

В свое время С.Л.Рубинштейном и другими психологами (Б.Г.Ананьев, В.Н. Мясищев, Е.В. Шорохова и др.) была предпринята попыт­ка рассмотрения социальной сущности личностного начала в человеке

С позиций С.Л. Рубинштейна, личность определяется своим отноше­нием к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности, посредством которой люди по­знают мир — природу и общество — и изменяют их. Таким обра­зом, человек выступает в качестве личности как «единица» в системе обще­ственных отношений, как их реальный носитель- Понятие «личность» вы­ступает, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, скорее как общественная, а не как психологическая категория. «Закономерности психических явлений — это внешне обусловленные внутренние закономерности.». С.Л.Рубинштейн развел характеристики «индивидуальные свойства личности» и «личностные свойства индивида». В качестве собственно лич­ностных свойств из всего многообразия свойств человека им были выделены те, которые обусловливают общественно-значимое поведение или деятель­ность человека. Под этим углом зрения человек рассматривается как индиви­дуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств. Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности. Оно включает в себя многообразие неосознанных тенденций — побуждений непроизвольной деятельности лич­ности.

Читайте также:  Обязанностей граждан при пользовании природными ресурсами

Некоторые исследователи (Л.И. Божович,и др.) становление лич­ности рассматривают как обретение индивидом свободы, как превращение его в субъекта своей жизнедеятельности. «Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращении его в активного преобразователя этой среды и своей собственной личности» (39, с.28). Для личности стано­вится характерной активная, а не реактивная форма поведения. Наше время дает полный идеологический простор для воспитания именно свободной со­циально инициативной личности.

Результаты и эффективность воспитания в условиях социально-экономического обновления Российской Федерации определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культур­ных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленно­стью молодых людей к сознательной социально инициативной деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений, на благо общества, государства и в собственных инте­ресах.

Воспитание социальной инициативности, способствующее активному созидательному труду детей и молодежи, гармонизует интересы личности, общества и государства, поскольку ориентируется на совместную деятель­ность, сотруднический характер отношений субъектов образовательного процесса: детей и взрослых; на развитие человека как целостной личности в ее нравственном, физическом, трудовом, правовом, экономическом, фило­софском, художественном, политехническом, политическом и других аспек­тах.

Методологический статус проблемы педагогического взаимодействия личности, государства и гражданского общества в воспитании социальной инициативности детей и молодежи предоставил возможность в ходе диссер­тационного исследования рассмотреть её на различных уровнях в соответст­вии с функционально-содержательной концепцией методологического анали­за научно-педагогического знания.

Гносеологический уровень методологического анализа проблемы вос­питания социальной инициативности детей и молодежи обеспечивает позна­ние источников, движущих сил, направленности, механизмов обеспечения, причин возникновения, становления, развития и функционирования, законо­мерностей, тенденций, противоречий, приоритетов, связей, зависимостей са­мовоспитания и воспитания в общественных и государственных институтах.

Читайте также:  Природные средства роста волос

На мировоззренческом уровне методологического анализа происходит познание ценностно-культурологического смысла воспитания социальной инициативности (культурологический подход); рассмотрение этого процесса как комплекса элементов (комплексный подход); путей его оптимизаций (оп­тимизационный подход) и управления (управленческий подход); информаци­онного обеспечения (информационный подход) и т.д. Кроме того, воспитание социальной инициативности детей и молодежи рассматривается в рамках различных научных областей знания — философской, социологической, эко­номической, психологической, валеологической, акмеологической, соци­ально-педагогической и собственно педагогической. Логико-гносеологический анализ позволяет выявить объект и предмет педагогического взаимодействия субъектов воспитания социальной инициа­тивности детей и молодежи; термины и категории, в которых описывается данный процесс, его цели и задачи в конкретном виде или типе образова­тельного учреждения и общественного объединения.

Научно-содержательный анализ данной проблемы позволяет познать и практически реализовать личностные, государственные и общественные ин­тересы в воспитании социальной инициативности, выявить свойства и харак­теристики их единства; составить научное описание принципов, форм, на­правлений и путей взаимодействия государственных и общественных инсти­тутов воспитания. На технологическом уровне методологического анализа исследуются общие и специфические технологии развития воспитания социальной ини­циативности; формируются прогнозы вариантов; разрабатываются модели, проекты и программы для конкретных образовательных учреждений и обще­ственных объединений в зависимости от поставленных целей и их назначе­ния. На научно-методическом уровне методологии определяются конкретные методы и методики воспитания социальной инициативности детей и молоде­жи.

На практически-поведенческом уровне исследуются конкретные про­явления, мотивы социальной инициативности детей и молодежи; проблемы отставания получаемых профессиональных знаний от требований жизни, от­чуждение молодежи от воспитательного процесса, недостаточная результа­тивность общественной деятельности в образовательных учреждениях, низ­кий уровень подготовки педагогических кадров всех уровней непосредствен­но к воспитанию социальной инициативности детей и молодежи; и др.

Представители экзистенциальной философии: Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс, М. Бубер, М. Хайдеггер и др, создали мощ­ный теоретический фундамент для развития гуманистического воспитания, провозгласив ведущим достижением интерес к внутреннему миру человека, к его индивидуальности. Для теории и практики воспитания имеет принципи­альное значение то, что экзистенциалисты провозглашают в качестве главенствующей установки, что человек не объект и конечный продукт социальных влияний, а субъект свободного и ответственного самосозидания.

Читайте также:  Акимушкин природа чудесница главная мысль

Источник

Оцените статью