Социальная инициативность как интегративное социально востребованное качество личности
В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению последовательность и устойчивость. Это интегрирующее начало обозначается широким спектром понятий; установка (Д.Н.Узнадзе), отношения (В.Н.Мясищев), направленность (С.Л.Рубинштейн), Большое значение в процессе функционирования личности психологи придают внутренним регулятивным механизмам личности, включающим акты самосознания, самооценки, самоуважения, самоопределения, самовыражения, определяющим уровень притязаний человека и его реальное поведение.
Под структурой личности в социально-психологическом плане понимается строение и соподчинение личностных свойств индивида. Единицами этой структуры являются ценности, нормы, установки. Существует множество определений понятия «личность» и соответственно разнообразны характеристики ее структуры, Тем самым проблемой становится отбор тех оснований-критериев, которые позволяют выделить составляющие «ядра», синтезирующего психические процессы индивида. К.К.Платонов предлагает рассматривать сознание как определяющий признак, характеризующий личность. Он предпринял попытку в зависимости от уровня сформированности сознания дифференцировать личность: 1) гармонично и односторонне развитую, 2) прогрессивную и реакционную, 3) моральную и аморальную, 4) развивающуюся и деградирующую. Подобный подход проецирует на оценку уровня развития сознания социально-политические эталоны, действующие в определенных исторических условиях.
В свое время С.Л.Рубинштейном и другими психологами (Б.Г.Ананьев, В.Н. Мясищев, Е.В. Шорохова и др.) была предпринята попытка рассмотрения социальной сущности личностного начала в человеке
С позиций С.Л. Рубинштейна, личность определяется своим отношением к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности, посредством которой люди познают мир — природу и общество — и изменяют их. Таким образом, человек выступает в качестве личности как «единица» в системе общественных отношений, как их реальный носитель- Понятие «личность» выступает, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, скорее как общественная, а не как психологическая категория. «Закономерности психических явлений — это внешне обусловленные внутренние закономерности.». С.Л.Рубинштейн развел характеристики «индивидуальные свойства личности» и «личностные свойства индивида». В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека им были выделены те, которые обусловливают общественно-значимое поведение или деятельность человека. Под этим углом зрения человек рассматривается как индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств. Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности. Оно включает в себя многообразие неосознанных тенденций — побуждений непроизвольной деятельности личности.
Некоторые исследователи (Л.И. Божович,и др.) становление личности рассматривают как обретение индивидом свободы, как превращение его в субъекта своей жизнедеятельности. «Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращении его в активного преобразователя этой среды и своей собственной личности» (39, с.28). Для личности становится характерной активная, а не реактивная форма поведения. Наше время дает полный идеологический простор для воспитания именно свободной социально инициативной личности.
Результаты и эффективность воспитания в условиях социально-экономического обновления Российской Федерации определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью молодых людей к сознательной социально инициативной деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений, на благо общества, государства и в собственных интересах.
Воспитание социальной инициативности, способствующее активному созидательному труду детей и молодежи, гармонизует интересы личности, общества и государства, поскольку ориентируется на совместную деятельность, сотруднический характер отношений субъектов образовательного процесса: детей и взрослых; на развитие человека как целостной личности в ее нравственном, физическом, трудовом, правовом, экономическом, философском, художественном, политехническом, политическом и других аспектах.
Методологический статус проблемы педагогического взаимодействия личности, государства и гражданского общества в воспитании социальной инициативности детей и молодежи предоставил возможность в ходе диссертационного исследования рассмотреть её на различных уровнях в соответствии с функционально-содержательной концепцией методологического анализа научно-педагогического знания.
Гносеологический уровень методологического анализа проблемы воспитания социальной инициативности детей и молодежи обеспечивает познание источников, движущих сил, направленности, механизмов обеспечения, причин возникновения, становления, развития и функционирования, закономерностей, тенденций, противоречий, приоритетов, связей, зависимостей самовоспитания и воспитания в общественных и государственных институтах.
На мировоззренческом уровне методологического анализа происходит познание ценностно-культурологического смысла воспитания социальной инициативности (культурологический подход); рассмотрение этого процесса как комплекса элементов (комплексный подход); путей его оптимизаций (оптимизационный подход) и управления (управленческий подход); информационного обеспечения (информационный подход) и т.д. Кроме того, воспитание социальной инициативности детей и молодежи рассматривается в рамках различных научных областей знания — философской, социологической, экономической, психологической, валеологической, акмеологической, социально-педагогической и собственно педагогической. Логико-гносеологический анализ позволяет выявить объект и предмет педагогического взаимодействия субъектов воспитания социальной инициативности детей и молодежи; термины и категории, в которых описывается данный процесс, его цели и задачи в конкретном виде или типе образовательного учреждения и общественного объединения.
Научно-содержательный анализ данной проблемы позволяет познать и практически реализовать личностные, государственные и общественные интересы в воспитании социальной инициативности, выявить свойства и характеристики их единства; составить научное описание принципов, форм, направлений и путей взаимодействия государственных и общественных институтов воспитания. На технологическом уровне методологического анализа исследуются общие и специфические технологии развития воспитания социальной инициативности; формируются прогнозы вариантов; разрабатываются модели, проекты и программы для конкретных образовательных учреждений и общественных объединений в зависимости от поставленных целей и их назначения. На научно-методическом уровне методологии определяются конкретные методы и методики воспитания социальной инициативности детей и молодежи.
На практически-поведенческом уровне исследуются конкретные проявления, мотивы социальной инициативности детей и молодежи; проблемы отставания получаемых профессиональных знаний от требований жизни, отчуждение молодежи от воспитательного процесса, недостаточная результативность общественной деятельности в образовательных учреждениях, низкий уровень подготовки педагогических кадров всех уровней непосредственно к воспитанию социальной инициативности детей и молодежи; и др.
Представители экзистенциальной философии: Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс, М. Бубер, М. Хайдеггер и др, создали мощный теоретический фундамент для развития гуманистического воспитания, провозгласив ведущим достижением интерес к внутреннему миру человека, к его индивидуальности. Для теории и практики воспитания имеет принципиальное значение то, что экзистенциалисты провозглашают в качестве главенствующей установки, что человек не объект и конечный продукт социальных влияний, а субъект свободного и ответственного самосозидания.
Источник