Социальная природа человека
Человек – это представитель вида Homo sapiens, который отличается от других живых организмов наличием высшей нервной деятельности и речевой функции обусловленной второй сигнальной системы.
Человек — «существо общественное»
Человека признают биосоциальным существом. Как биологический вид он имеет все признаки и свойства живого: от способности к дыханию, до обмена веществ. Кроме того, человек может вступать в различные отношения с другими живыми организмами, например, быть хищником или являться компонентом биоценоза.
Но при этом человек существует внутри социального пространства, что, безусловно, накладывает отпечаток на его развитие и формирует отличия от других компонентов биосферы. Описание социальной природы человека целесообразно начинать с определения общества.
Общество – это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления многообразия материальных и духовных благ при формировании определенных норм образа жизни.
Подобные объединения существ возможны и в животном мире, но социальная природа человеческих контактов заключается в приобретении людьми возможности осваивать элементы общественной жизни.
Только общество может позволить человеку стать личностью, усвоив некоторые образцы поведения. При этом человек руководствуется не инстинктами, но и общественным мнением, социум позволяет людям обуздать зоологические инстинкты, выработать социальный язык, воспринять обычаи и традиции, а также накопленный годами опыт общественных отношений.
Социализация человека и становление его личности
Так как в обществе человек становится личностью, то целесообразно дать определение данному понятию.
Личность – это понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Таким образом, личностью называют человека и индивида, который обладает следующими характеристиками:
- является субъектом сознательной деятельности;
- обладает совокупностью социально значимых черт;
- является индивидуальностью и обладает неповторимостью.
Индивидуальность личности формируется в ходе воспитания и различных аспектов человеческой деятельности. Личностью становятся, прежде всего, в процессе социализации.
Социализация – это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.
Процесс социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни, даже в зрелом возрасте. Успех социализации зависит от того, насколько она может усвоить ценности и нормы поведения, которые приняты в данной культуре, а также сможет реализовать собственное «Я» в процессе жизни. Окружающая среда может влиять на целенаправленный процесс развития личности путем обучения и воспитания, или непреднамеренно.
Выделяют несколько стадий процесса социализации человека (или стадий жизненного цикла):
Эти жизненные циклы связываются между собой процессом смены общественных ролей, приобретением нового статуса, сменой привычек и характера образа жизни. Согласно степени достигнутого результата социализации она может быть начальной, ранней, зрелой, продолженной.
Многие ученые считают, что человек получает социальную природу с момента собственного зачатия, даже во внутриутробном развитии. Все это обусловлено наличием второй сигнальной системы. Такого элемента высшей нервной деятельности больше нет ни у кого из существующих биологических видов на Земле. Развитие социальной природы человека связано с возникновением у человека в процессе эволюции трудовой деятельности способности к речи. Ее развитие определяет возникновение внутри коры больших полушарий головного мозга специализированных центров.
Функция данных нервных центров заключается в анализе, понимании устной и письменной речи, в контроле осмысленного произношения слов. Человеческая речь уникальна по своей сути, и она может описать происходящее в будущем, настоящем и прошлом.
Наличие речи значительно повысило способность человека отражать происходящее во внешней среде, используя опыт поколений и продолжать становление сознания и мышления. Человек мыслит словами, они отражают уровень его сознания и мышления, являются проявлением умственной деятельности.
Человек также обладает способностью к мышлению, что иллюстрирует его биосоциальную природу. Мышление позволяет при помощи слов представить и выразить собственное индивидуальное отношение к предметам, явлениям, и состоянию собственного организма.
Мысль человека является обобщенным отражением действительности. Человек также обладает способностью к абстрактному мышлению. Оно позволяет развивать не только собственные способности, но и формировать культуру, устанавливать законы природы, использовать собственные знания в практической деятельности.
Проявление всей полноты мышления заключается в процессе овладения языком, логикой, понятиями, другими продуктами общественной деятельности, которые являются критериями истинности мышления.
Человек разумный является уникальным существом и обладает членораздельной речью, сознанием и самосознанием, способностью к творческой деятельности, многообразию духовной жизни. Человек обладает базовыми биологическими потребностями в еде, крове, воспроизведении, но вместе с тем не менее важными для него становятся потребности в индивидуальной самореализации, открытии своего уникального потенциала, усвоении норм цивилизации и культуры. Человека даже называют венцом творения природы, что в какой-то мере справедливо.
Таким образом, социальная природа человека позволяет трактовать его как элемент общественной жизни, который выражает собственный внутренний мир в контексте общественных отношений, приобретая при этом определенные навыки, обучаясь и развиваясь.
Источник
Какие качества человека имеют социальную природу?
Максимально социальное качество, которое не в равной степени присутствует у различных людей — это эмпатия или способность сопереживать и сочувствовать, умение встать на чужое место.
Сюда еще можно отнести, так называемую, толерантность — это то качество, которое навязывается непосредственно обществом. Не зря ведь говорят, что Запад более толерантен, ежели Восток.
Социальную природу имеют нормы морального поведения, которые были изложены в ветхом и новом завете — не убей, не укради, не прелюбодействуй, возлюби ближнего как самого себя.
С развитием цивилизации добавились новые качества — толерантность и т.д.
По мнению многих философов именно социальные или иначе общественные качества человека делают его собственно человеком, личностью и отличают его от животных.
Таким образом социальные качества человека присущи ему как существу разумному.
Тогда первым таким качеством мы обязаны выделить способность мыслить, хотя тут конечно много спорных моментов, связанных с возможностью мышления у животных.
От способности мыслить логично вытекают такие качества как способность общения и способность самовыражения. Из необходимости общения появился язык, от необходимости самовыражения появилось творчество, самореализация. Это основные социальные качества человека.
Ну а сама жизнь в обществе выработала не качества, а правила поведения, которые позволяют этому обществу выжить, это те же библейские заповеди, это толерантность, это способность на самопожертвование ради целей общества, это моральные нормы и правила.
Источник
§ 1. Уникальность человека
Социальную природу имеют следующие качества человека: ответственность, толерантность, сострадание, честность, гуманность, скромность, инициативность, дисциплинированность.
2. Заполните таблицу «Биологическое и социальное в человеке».
Биологическое | Социальное |
психика | мышление |
инстинкты и реакции | речь и общение |
анатомия и физиология | способность к труду |
потребности в еде, сне, движении | целенаправленная деятельность |
приспособление к окружающей среде | творчество |
3. Почему нельзя отождествлять понятие «личность» с понятием «индивид»? Приведите не менее трёх аргументов.
Понятие «личность» нельзя отождествлять с понятием «индивид».
1) индивид — это представитель человеческого рода, а личность формируется в процессе социализации;
2) особенности индивида проявляются во внешних характеристиках его облика (цвет глаз и волос, пол, телосложение), а личность имеет социальную природу (ответственность, толерантность);
3) человек рождается индивидом, а личностью становится в процессе воспитания и саморазвития.
4. Напишите на основе вводной инфографики небольшой текст (на полстраницы) про уникальность человека, выбрав один из стилей текста (научный, художественный, разговорный, официальный).
Человек является уникальным существом, так как в нем сочетаются биологические и социальные признаки. Биологическая природа человека составляет основу, на которой происходит формирование человеческих качеств. Это различные системы (кровеносная, пищеварительная, выделительная, мышечная, нервная), инстинкты и реакции индивида, наличие психики. Для всех живых организмов характерно приспособление к окружающей среде. Так человек приспосабливается к миру, в котором он живет. На протяжении всей жизни индивид приобретает социальные качества, находясь в обществе. Такой процесс называется социализация. Человек отличается от животного наличием сознания — способностью воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и выстраивать на этой основе свое поведение. Человек как социальное существо имеет членораздельную речь и возможность общаться. Он имеет способность к сознательной целенаправленной деятельности (труд, творчество, учеба). Таким образом, человек — биосоциальное существо, обладающее сознанием, речью и нравственными качествами.
5. Создайте синквейн на тему «Личность».
1) Личность.
2) Социальная, духовная.
3) Осваивает, осознает, развивается.
4) Результат процесса воспитания и саморазвития.
5) Индивидуальность.
Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_9, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!
Источник