Социальная природа человека: человек как социальное существо и особенности социализации
Человек является представителем рода Homo sapiens: от других живых организмов его отличает наличие высшей нервной деятельности и речевой функции, которая обусловлена второй сигнальной системой.
Также человека воспринимают как биосоциальное существо. Как биологический вид, он характеризуется всеми признаками и свойствами живого — от возможности дышать до обмена веществ. Человек постоянно вступает в отношения с другими живыми организмами. Он может быть как хищником, так и выступать в роли компонента биоценоза.
Важно, что человек находится внутри социального пространства, что непосредственно влияет на его развитие и формирует отличия от прочих компонентов биосферы. Социальная природа человека проявляется в и через определение общества.
Под обществом понимают объединение людей с целью совместного производства, распределения и потребления различных материальных и духовных благ при формировании определенных норм образа жизни.
Такие объединения существ есть и среди животных, но, в отличие от них, социальная природа человеческих контактов основана на приобретении людьми возможности освоения элементов общественной жизни.
Благодаря обществу человек может стать личностью — путем усвоения некоторых образцов поведения. В этом плане человек руководствуется в первую очередь общественным мнением, а не инстинктами. Благодаря социуму люди укрощают свои животные инстинкты, вырабатывают социальный язык, воспринимают обычаи и традиции, а также наработанный за многие годы общественный опыт.
Особенности социализации человека и становление его личности
Как уже упоминалось выше, в обществе человек становится личностью.
Под личностью имеют в виду понятие, которое было выработано с целью отображения социальной природы человека, изучения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, коммуникации и предметной деятельности.
Исходя из определения, личность — это человек и индивид, для которого характерны следующие черты:
- он является субъектом сознательной деятельности;
- для него свойственно наличие совокупности социально значимых черт;
- он индивидуален и неповторим.
Формирование индивидуальности личности происходит в процессе воспитания и различных аспектов человеческой деятельности. Личностью можно стать в процессе социализации.
Под социализацией понимают усвоение индивидом социальных и культурных норм, освоение им различных социальных ролей.
Начало процесса социализации лежит в детстве и длится на протяжении всей жизни. Насколько будет успешная социализация зависит от человека и усвоения им ценностей и норм поведения, принятых в культуре, реализации им собственного «я». Окружающая среда может влиять на развитие личности посредством обучения и воспитания как целенаправленно, так и непреднамеренно.
Процесс социализации человека включает несколько стадий (их еще называют стадиями жизненного цикла):
Все жизненные циклы связаны друг с другом процессом смены общественных ролей, получением нового статуса, сменой привычек и характера образа жизни. Социализация по степени достижения результата делится на начальную, раннюю, зрелую и продолжительную.
Некоторые ученые полагают, что человек приобретает социальную природу еще будучи только зачатым, включая внутриутробное развитие. Это объясняется наличием второй сигнальной системы. Этот элемент высшей нервной деятельности отсутствует у других существующих на планете биологических видов. Также развитие социальной природы человека связано с трудовой деятельностью и приобретением речи в ходе эволюции. Развитие речи обусловлено появлением внутри коры больших полушарий головного мозга специализированных центров.
Функция таких нервных центров — анализ, понимание устной и письменной речи, а также контроль осмысленного произношения слов. Человеческая речь является уникальной: с ее помощью можно описать события в прошлом, настоящем и будущем.
Наличие речи позволило человеку лучше отражать то, что происходит во внешней среде, основываясь на опыт поколений, а также продолжать становление сознания и мышления. Мышление человека связано со словами, они отражают уровень его сознания и мышления, выступают как проявление умственной деятельности.
Человеческая способность к мышлению доказывает биосоциальную природу человека. Почему человека называют биосоциальным существом? При помощи слов посредством мышления человек может представить и выразить собственное индивидуальное отношение к предметам, явлениям и состоянию собственного организма.
Человеческая мысль — обобщенное отражение действительности. У человека также есть способность к абстрактному мышлению. С его помощью развиваются не только собственные способности, но и формируется культура, устанавливаются законы природы, используются собственные знания в практической деятельности.
Мышление проявляется во всей полноте в ходе овладения языком, логикой, понятиями, прочими продуктами общественной деятельности, являющимися критериями истинности мышления.
Человек разумный — уникальное существо с членораздельной речью, сознанием и самосознанием, способностью к творческой деятельности и многообразием духовной жизни.
У человека есть базовые биологические потребности в еде, жилье и воспроизведении себе подобных. Однако не менее важные вещи для человека — потребность в индивидуальной самореализации, открытии своего уникального потенциала, усвоении норм цивилизации и культуры. Недаром человека называют венцом творения природы — в некоторой степени это справедливо.
Социальная природа человека дает возможность объяснять его как элемент общественной жизни: он выражает собственный внутренний мир в контексте общественных отношений, а взамен — получает навыки, обучается и развивается.
Источник
К теме № 6 «Учение о бытии. Концепция развития материальных объектов. Природа человека и смысл его существования».
Г) Любые взаимодействия между материальными объектами или образующими их элементами.
2. Любое изменение определяется в философии как:
а) Переход объектов и явлений из одного состояния в другое, касающийся как количественных характеристик, так и качественных трансформаций.
3. Прогрессивное развитие характеризуется:
а) Переходом от низших форм к высшим.
4. Метафизика – это метод философского мышления:
Г) Признающий наличие умозрительно постигаемых и неизменных начал всего существующего.
5. Отличительная особенность диалектики как метода философского мышления:
В) Рассматривать все процессы и явления бытия изолированно друг от друга.
6. Кто считается основателем метафизического мышления:
7. Кто из философов предложил термин «диалектика»:
8. Кто сформулировал законы диалектики:
9. Какой закон диалектики указывает на причину любого развития:
а) Закон единства и борьбы противоположностей.
10. Что отражает категория качества:
Б) Совокупность всех свойств и их взаимосвязей, дающих целостную, интегральную характеристику предмета или явления.
11. Категория меры указывает на:
а) Целостную, интегральную характеристику предмета или явления в совокупности всех его свойств и их взаимосвязей.
12. Под отрицанием в диалектике понимается:
Б) Процесс замены старого новым, при котором сохраняется взаимосвязь между лучшими, сущностными элементами старого и появившимися элементами нового.
13. Категория необходимости указывает на:
а) Такую связь между явлениями, при которой наступление явления-причины допускает реализацию любого из множества альтернативных непрогнозируемых следствий.
14. Категория явления подразумевает:
Б) Совокупность внешних признаков, наблюдаемых характеристик, внешнее проявление внутреннего характера материального объекта.
15. Категория содержания подразумевает:
Г) Совокупность элементов, определяющую характер предмета или явления.
а) Учение о всеобщей закономерности связей и причинной обусловленности всех явлений действительности.
17. Качественный скачок представляет собой:
Г) Интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
18. Кумуляция – это элемент диалектического отрицания, который представляет собой:
Б) Сохранение лучших, сущностных элементов старого в процессе перехода к новому.
19. Категория формы подразумевает:
В) Способ упорядоченного существования бытия, организующий фактор для существующего содержания.
20. Индетерминизм – это:
Г) Направление, абсолютизирующее случайное в явлениях действительности и исключающее необходимость.
21. Антропосоциогенез – это процесс:
а) Выделения человека из животного мира.
22. Теория эволюции утверждает, что:
а) Человек произошел от высших приматов под влиянием естественного отбора.
23. Процесс исторического развития человеческого вида называется:
24. Понятие «homo habilis» означает:
25. Автор тезиса о труде как о решающем факторе для становления человеческого мышления:
26. Древнейшим прямоходящим антропоидным предком человека считается:
27. Фактор, НЕ связанный с появлением человека разумного:
В) Инстинктообразная трудовая деятельность.
28. Под распредмечиванием понимается:
Г) Превращение характеристик предмета в деятельностные способности человека.
29. Бытие человека предопределено:
Г) Его биологической и социальной природой.
30. Продукты духовной деятельности человека:
Б) Могут продолжать свое существование и после смерти человека.
31. Светская концепция смысла жизни заключается в том, что:
Б) Смысл жизни определяется самим субъектом в процессе земного бытия.
32. В средневековой христианской философии подлинное человеческое бытие – это:
В) Духовная деятельность на основе религиозного сознания.
33. В философии Г. В. Ф. Гегеля человек определяется как.
а) Синтез идеального и материального начал.
Б) Центральный познающий субъект.
В) Психофизическое единство, вершина материальной природы.
Г) Органическая, неотъемлемая часть природы.
34. Социальная природа человека:?
Б) Вторична по отношению к биологической природе и первична по отношению к культурной.
35. Биологический показатель, обеспечивающий человеку превосходство над животными:
36. Систему поведения человека в обществе формируют:
а) Существующие социальные нормы, традиции и обычаи.
37. Последнее морфологическое изменение, связанное с появлением человека разумного:
а) Переход к прямохождению.
38. Проявление духовной составляющей человеческого бытия:
39. «Родовое человечество» – это.
а) Родовая община в первобытную эпоху.
Г) Все представители вида homo sapiens, создавшие мир материальной и духовной культуры.
40. Существующий в обществе способ передачи опыта деятельности и модели поведения:
В) Система норм морали и правовых норм.
Источник