Социальная природа человека первичная

Социальная природа человека: человек как социальное существо и особенности социализации

Человек является представителем рода Homo sapiens: от других живых организмов его отличает наличие высшей нервной деятельности и речевой функции, которая обусловлена второй сигнальной системой.

Также человека воспринимают как биосоциальное существо. Как биологический вид, он характеризуется всеми признаками и свойствами живого — от возможности дышать до обмена веществ. Человек постоянно вступает в отношения с другими живыми организмами. Он может быть как хищником, так и выступать в роли компонента биоценоза.

Важно, что человек находится внутри социального пространства, что непосредственно влияет на его развитие и формирует отличия от прочих компонентов биосферы. Социальная природа человека проявляется в и через определение общества.

Под обществом понимают объединение людей с целью совместного производства, распределения и потребления различных материальных и духовных благ при формировании определенных норм образа жизни.

Такие объединения существ есть и среди животных, но, в отличие от них, социальная природа человеческих контактов основана на приобретении людьми возможности освоения элементов общественной жизни.

Благодаря обществу человек может стать личностью — путем усвоения некоторых образцов поведения. В этом плане человек руководствуется в первую очередь общественным мнением, а не инстинктами. Благодаря социуму люди укрощают свои животные инстинкты, вырабатывают социальный язык, воспринимают обычаи и традиции, а также наработанный за многие годы общественный опыт.

Особенности социализации человека и становление его личности

Как уже упоминалось выше, в обществе человек становится личностью.

Под личностью имеют в виду понятие, которое было выработано с целью отображения социальной природы человека, изучения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, коммуникации и предметной деятельности.

Исходя из определения, личность — это человек и индивид, для которого характерны следующие черты:

  • он является субъектом сознательной деятельности;
  • для него свойственно наличие совокупности социально значимых черт;
  • он индивидуален и неповторим.

Формирование индивидуальности личности происходит в процессе воспитания и различных аспектов человеческой деятельности. Личностью можно стать в процессе социализации.

Под социализацией понимают усвоение индивидом социальных и культурных норм, освоение им различных социальных ролей.

Читайте также:  Агроэкосистема отличается от природной экосистемы тем

Начало процесса социализации лежит в детстве и длится на протяжении всей жизни. Насколько будет успешная социализация зависит от человека и усвоения им ценностей и норм поведения, принятых в культуре, реализации им собственного «я». Окружающая среда может влиять на развитие личности посредством обучения и воспитания как целенаправленно, так и непреднамеренно.

Процесс социализации человека включает несколько стадий (их еще называют стадиями жизненного цикла):

Все жизненные циклы связаны друг с другом процессом смены общественных ролей, получением нового статуса, сменой привычек и характера образа жизни. Социализация по степени достижения результата делится на начальную, раннюю, зрелую и продолжительную.

Некоторые ученые полагают, что человек приобретает социальную природу еще будучи только зачатым, включая внутриутробное развитие. Это объясняется наличием второй сигнальной системы. Этот элемент высшей нервной деятельности отсутствует у других существующих на планете биологических видов. Также развитие социальной природы человека связано с трудовой деятельностью и приобретением речи в ходе эволюции. Развитие речи обусловлено появлением внутри коры больших полушарий головного мозга специализированных центров.

Функция таких нервных центров — анализ, понимание устной и письменной речи, а также контроль осмысленного произношения слов. Человеческая речь является уникальной: с ее помощью можно описать события в прошлом, настоящем и будущем.

Наличие речи позволило человеку лучше отражать то, что происходит во внешней среде, основываясь на опыт поколений, а также продолжать становление сознания и мышления. Мышление человека связано со словами, они отражают уровень его сознания и мышления, выступают как проявление умственной деятельности.

Человеческая способность к мышлению доказывает биосоциальную природу человека. Почему человека называют биосоциальным существом? При помощи слов посредством мышления человек может представить и выразить собственное индивидуальное отношение к предметам, явлениям и состоянию собственного организма.

Человеческая мысль — обобщенное отражение действительности. У человека также есть способность к абстрактному мышлению. С его помощью развиваются не только собственные способности, но и формируется культура, устанавливаются законы природы, используются собственные знания в практической деятельности.

Мышление проявляется во всей полноте в ходе овладения языком, логикой, понятиями, прочими продуктами общественной деятельности, являющимися критериями истинности мышления.

Человек разумный — уникальное существо с членораздельной речью, сознанием и самосознанием, способностью к творческой деятельности и многообразием духовной жизни.

Читайте также:  Наличие природных ресурсов китай

У человека есть базовые биологические потребности в еде, жилье и воспроизведении себе подобных. Однако не менее важные вещи для человека — потребность в индивидуальной самореализации, открытии своего уникального потенциала, усвоении норм цивилизации и культуры. Недаром человека называют венцом творения природы — в некоторой степени это справедливо.

Социальная природа человека дает возможность объяснять его как элемент общественной жизни: он выражает собственный внутренний мир в контексте общественных отношений, а взамен — получает навыки, обучается и развивается.

Источник

К теме № 6 «Учение о бытии. Концепция развития материальных объектов. Природа человека и смысл его существования».

Г) Любые взаимодействия между материальными объектами или образующими их элементами.

2. Любое изменение определяется в философии как:

а) Переход объектов и явлений из одного состояния в другое, касающийся как количественных характеристик, так и качественных трансформаций.

3. Прогрессивное развитие характеризуется:

а) Переходом от низших форм к высшим.

4. Метафизика – это метод философского мышления:

Г) Признающий наличие умозрительно постигаемых и неизменных начал всего существующего.

5. Отличительная особенность диалектики как метода философского мышления:

В) Рассматривать все процессы и явления бытия изолированно друг от друга.

6. Кто считается основателем метафизического мышления:

7. Кто из философов предложил термин «диалектика»:

8. Кто сформулировал законы диалектики:

9. Какой закон диалектики указывает на причину любого развития:

а) Закон единства и борьбы противоположностей.

10. Что отражает категория качества:

Б) Совокупность всех свойств и их взаимосвязей, дающих целостную, интегральную характеристику предмета или явления.

11. Категория меры указывает на:

а) Целостную, интегральную характеристику предмета или явления в совокупности всех его свойств и их взаимосвязей.

12. Под отрицанием в диалектике понимается:

Б) Процесс замены старого новым, при котором сохраняется взаимосвязь между лучшими, сущностными элементами старого и появившимися элементами нового.

13. Категория необходимости указывает на:

а) Такую связь между явлениями, при которой наступление явления-причины допускает реализацию любого из множества альтернативных непрогнозируемых следствий.

14. Категория явления подразумевает:

Б) Совокупность внешних признаков, наблюдаемых характеристик, внешнее проявление внутреннего характера материального объекта.

15. Категория содержания подразумевает:

Г) Совокупность элементов, определяющую характер предмета или явления.

а) Учение о всеобщей закономерности связей и причинной обусловленности всех явлений действительности.

Читайте также:  Самые дорогие природные ресурсы

17. Качественный скачок представляет собой:

Г) Интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

18. Кумуляция – это элемент диалектического отрицания, который представляет собой:

Б) Сохранение лучших, сущностных элементов старого в процессе перехода к новому.

19. Категория формы подразумевает:

В) Способ упорядоченного существования бытия, организующий фактор для существующего содержания.

20. Индетерминизм – это:

Г) Направление, абсолютизирующее случайное в явлениях действительности и исключающее необходимость.

21. Антропосоциогенез – это процесс:

а) Выделения человека из животного мира.

22. Теория эволюции утверждает, что:

а) Человек произошел от высших приматов под влиянием естественного отбора.

23. Процесс исторического развития человеческого вида называется:

24. Понятие «homo habilis» означает:

25. Автор тезиса о труде как о решающем факторе для становления человеческого мышления:

26. Древнейшим прямоходящим антропоидным предком человека считается:

27. Фактор, НЕ связанный с появлением человека разумного:

В) Инстинктообразная трудовая деятельность.

28. Под распредмечиванием понимается:

Г) Превращение характеристик предмета в деятельностные способности человека.

29. Бытие человека предопределено:

Г) Его биологической и социальной природой.

30. Продукты духовной деятельности человека:

Б) Могут продолжать свое существование и после смерти человека.

31. Светская концепция смысла жизни заключается в том, что:

Б) Смысл жизни определяется самим субъектом в процессе земного бытия.

32. В средневековой христианской философии подлинное человеческое бытие – это:

В) Духовная деятельность на основе религиозного сознания.

33. В философии Г. В. Ф. Гегеля человек определяется как.

а) Синтез идеального и материального начал.

Б) Центральный познающий субъект.

В) Психофизическое единство, вершина материальной природы.

Г) Органическая, неотъемлемая часть природы.

34. Социальная природа человека:?

Б) Вторична по отношению к биологической природе и первична по отношению к культурной.

35. Биологический показатель, обеспечивающий человеку превосходство над животными:

36. Систему поведения человека в обществе формируют:

а) Существующие социальные нормы, традиции и обычаи.

37. Последнее морфологическое изменение, связанное с появлением человека разумного:

а) Переход к прямохождению.

38. Проявление духовной составляющей человеческого бытия:

39. «Родовое человечество» – это.

а) Родовая община в первобытную эпоху.

Г) Все представители вида homo sapiens, создавшие мир материальной и духовной культуры.

40. Существующий в обществе способ передачи опыта деятельности и модели поведения:

В) Система норм морали и правовых норм.

Источник

Оцените статью