Социальная природа человека: человек как социальное существо и особенности социализации
Человек является представителем рода Homo sapiens: от других живых организмов его отличает наличие высшей нервной деятельности и речевой функции, которая обусловлена второй сигнальной системой.
Также человека воспринимают как биосоциальное существо. Как биологический вид, он характеризуется всеми признаками и свойствами живого — от возможности дышать до обмена веществ. Человек постоянно вступает в отношения с другими живыми организмами. Он может быть как хищником, так и выступать в роли компонента биоценоза.
Важно, что человек находится внутри социального пространства, что непосредственно влияет на его развитие и формирует отличия от прочих компонентов биосферы. Социальная природа человека проявляется в и через определение общества.
Под обществом понимают объединение людей с целью совместного производства, распределения и потребления различных материальных и духовных благ при формировании определенных норм образа жизни.
Такие объединения существ есть и среди животных, но, в отличие от них, социальная природа человеческих контактов основана на приобретении людьми возможности освоения элементов общественной жизни.
Благодаря обществу человек может стать личностью — путем усвоения некоторых образцов поведения. В этом плане человек руководствуется в первую очередь общественным мнением, а не инстинктами. Благодаря социуму люди укрощают свои животные инстинкты, вырабатывают социальный язык, воспринимают обычаи и традиции, а также наработанный за многие годы общественный опыт.
Особенности социализации человека и становление его личности
Как уже упоминалось выше, в обществе человек становится личностью.
Под личностью имеют в виду понятие, которое было выработано с целью отображения социальной природы человека, изучения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, коммуникации и предметной деятельности.
Исходя из определения, личность — это человек и индивид, для которого характерны следующие черты:
- он является субъектом сознательной деятельности;
- для него свойственно наличие совокупности социально значимых черт;
- он индивидуален и неповторим.
Формирование индивидуальности личности происходит в процессе воспитания и различных аспектов человеческой деятельности. Личностью можно стать в процессе социализации.
Под социализацией понимают усвоение индивидом социальных и культурных норм, освоение им различных социальных ролей.
Начало процесса социализации лежит в детстве и длится на протяжении всей жизни. Насколько будет успешная социализация зависит от человека и усвоения им ценностей и норм поведения, принятых в культуре, реализации им собственного «я». Окружающая среда может влиять на развитие личности посредством обучения и воспитания как целенаправленно, так и непреднамеренно.
Процесс социализации человека включает несколько стадий (их еще называют стадиями жизненного цикла):
Все жизненные циклы связаны друг с другом процессом смены общественных ролей, получением нового статуса, сменой привычек и характера образа жизни. Социализация по степени достижения результата делится на начальную, раннюю, зрелую и продолжительную.
Некоторые ученые полагают, что человек приобретает социальную природу еще будучи только зачатым, включая внутриутробное развитие. Это объясняется наличием второй сигнальной системы. Этот элемент высшей нервной деятельности отсутствует у других существующих на планете биологических видов. Также развитие социальной природы человека связано с трудовой деятельностью и приобретением речи в ходе эволюции. Развитие речи обусловлено появлением внутри коры больших полушарий головного мозга специализированных центров.
Функция таких нервных центров — анализ, понимание устной и письменной речи, а также контроль осмысленного произношения слов. Человеческая речь является уникальной: с ее помощью можно описать события в прошлом, настоящем и будущем.
Наличие речи позволило человеку лучше отражать то, что происходит во внешней среде, основываясь на опыт поколений, а также продолжать становление сознания и мышления. Мышление человека связано со словами, они отражают уровень его сознания и мышления, выступают как проявление умственной деятельности.
Человеческая способность к мышлению доказывает биосоциальную природу человека. Почему человека называют биосоциальным существом? При помощи слов посредством мышления человек может представить и выразить собственное индивидуальное отношение к предметам, явлениям и состоянию собственного организма.
Человеческая мысль — обобщенное отражение действительности. У человека также есть способность к абстрактному мышлению. С его помощью развиваются не только собственные способности, но и формируется культура, устанавливаются законы природы, используются собственные знания в практической деятельности.
Мышление проявляется во всей полноте в ходе овладения языком, логикой, понятиями, прочими продуктами общественной деятельности, являющимися критериями истинности мышления.
Человек разумный — уникальное существо с членораздельной речью, сознанием и самосознанием, способностью к творческой деятельности и многообразием духовной жизни.
У человека есть базовые биологические потребности в еде, жилье и воспроизведении себе подобных. Однако не менее важные вещи для человека — потребность в индивидуальной самореализации, открытии своего уникального потенциала, усвоении норм цивилизации и культуры. Недаром человека называют венцом творения природы — в некоторой степени это справедливо.
Социальная природа человека дает возможность объяснять его как элемент общественной жизни: он выражает собственный внутренний мир в контексте общественных отношений, а взамен — получает навыки, обучается и развивается.
Источник
Социальная природа человека
Человек – это представитель вида Homo sapiens, который отличается от других живых организмов наличием высшей нервной деятельности и речевой функции обусловленной второй сигнальной системы.
Человек — «существо общественное»
Человека признают биосоциальным существом. Как биологический вид он имеет все признаки и свойства живого: от способности к дыханию, до обмена веществ. Кроме того, человек может вступать в различные отношения с другими живыми организмами, например, быть хищником или являться компонентом биоценоза.
Но при этом человек существует внутри социального пространства, что, безусловно, накладывает отпечаток на его развитие и формирует отличия от других компонентов биосферы. Описание социальной природы человека целесообразно начинать с определения общества.
Общество – это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления многообразия материальных и духовных благ при формировании определенных норм образа жизни.
Подобные объединения существ возможны и в животном мире, но социальная природа человеческих контактов заключается в приобретении людьми возможности осваивать элементы общественной жизни.
Только общество может позволить человеку стать личностью, усвоив некоторые образцы поведения. При этом человек руководствуется не инстинктами, но и общественным мнением, социум позволяет людям обуздать зоологические инстинкты, выработать социальный язык, воспринять обычаи и традиции, а также накопленный годами опыт общественных отношений.
Социализация человека и становление его личности
Так как в обществе человек становится личностью, то целесообразно дать определение данному понятию.
Личность – это понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Таким образом, личностью называют человека и индивида, который обладает следующими характеристиками:
- является субъектом сознательной деятельности;
- обладает совокупностью социально значимых черт;
- является индивидуальностью и обладает неповторимостью.
Индивидуальность личности формируется в ходе воспитания и различных аспектов человеческой деятельности. Личностью становятся, прежде всего, в процессе социализации.
Социализация – это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.
Процесс социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни, даже в зрелом возрасте. Успех социализации зависит от того, насколько она может усвоить ценности и нормы поведения, которые приняты в данной культуре, а также сможет реализовать собственное «Я» в процессе жизни. Окружающая среда может влиять на целенаправленный процесс развития личности путем обучения и воспитания, или непреднамеренно.
Выделяют несколько стадий процесса социализации человека (или стадий жизненного цикла):
Эти жизненные циклы связываются между собой процессом смены общественных ролей, приобретением нового статуса, сменой привычек и характера образа жизни. Согласно степени достигнутого результата социализации она может быть начальной, ранней, зрелой, продолженной.
Многие ученые считают, что человек получает социальную природу с момента собственного зачатия, даже во внутриутробном развитии. Все это обусловлено наличием второй сигнальной системы. Такого элемента высшей нервной деятельности больше нет ни у кого из существующих биологических видов на Земле. Развитие социальной природы человека связано с возникновением у человека в процессе эволюции трудовой деятельности способности к речи. Ее развитие определяет возникновение внутри коры больших полушарий головного мозга специализированных центров.
Функция данных нервных центров заключается в анализе, понимании устной и письменной речи, в контроле осмысленного произношения слов. Человеческая речь уникальна по своей сути, и она может описать происходящее в будущем, настоящем и прошлом.
Наличие речи значительно повысило способность человека отражать происходящее во внешней среде, используя опыт поколений и продолжать становление сознания и мышления. Человек мыслит словами, они отражают уровень его сознания и мышления, являются проявлением умственной деятельности.
Человек также обладает способностью к мышлению, что иллюстрирует его биосоциальную природу. Мышление позволяет при помощи слов представить и выразить собственное индивидуальное отношение к предметам, явлениям, и состоянию собственного организма.
Мысль человека является обобщенным отражением действительности. Человек также обладает способностью к абстрактному мышлению. Оно позволяет развивать не только собственные способности, но и формировать культуру, устанавливать законы природы, использовать собственные знания в практической деятельности.
Проявление всей полноты мышления заключается в процессе овладения языком, логикой, понятиями, другими продуктами общественной деятельности, которые являются критериями истинности мышления.
Человек разумный является уникальным существом и обладает членораздельной речью, сознанием и самосознанием, способностью к творческой деятельности, многообразию духовной жизни. Человек обладает базовыми биологическими потребностями в еде, крове, воспроизведении, но вместе с тем не менее важными для него становятся потребности в индивидуальной самореализации, открытии своего уникального потенциала, усвоении норм цивилизации и культуры. Человека даже называют венцом творения природы, что в какой-то мере справедливо.
Таким образом, социальная природа человека позволяет трактовать его как элемент общественной жизни, который выражает собственный внутренний мир в контексте общественных отношений, приобретая при этом определенные навыки, обучаясь и развиваясь.
Источник