- 15. Отличие природного от социально обусловленного внимания. Свойства внимания.
- 16. Воображение, его функции и виды.
- 10.7. Общие представления о внимании
- 10.8. Внимание и сознание
- 10.9. Исследование внимания в когнитивной психологии
- 10.10. Экспериментальное исследование внимания
- 10.11. Внимание и деятельность. Развитие внимания
15. Отличие природного от социально обусловленного внимания. Свойства внимания.
Внимание – это психическое состояние, которое характеризует динамические особенности познавательной деятельности Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы.
1. Устойчивость – сосредоточение человека на каком-либо одном объекте;
2. Концентрация – сосредоточение человека на каком-либо одном объекте в течении длительного времени;
3. Переключаемость – способность человека переводить свое внимание с одного объекта на другой;
4. Распределение – рассредоточение внимания на нескольких объектах;
5. Объем – количество предметов, которые человек может держать в поле своего внимания.
Внимание связано с характером. Внимательный человек больше нравится людям, лучше учится, в жизни достигает больших высот.
По критерию происхождения различают природное и социальное внимание. Природное внимание -генетически обусловленная составляющая способности человека практически с самого рождения направлять свою психическую деятельность на определенные объекты. Его взгляд останавливается на поднесенной к нему яркой погремушке, а голова поворачивается в сторону голоса матери.
Появление социального внимания связано с теми объектами и явлениями, с которыми человек встречается в своей повседневной жизни (внимание к произведениям искусства, элементам общей культуры, достижениям науки и техники, международным событиям, спорту и др.).
16. Воображение, его функции и виды.
Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала, накопленного восприятием, и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Это создание того, что не существует в реальности. Воображение присуще только человеку. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии — коренное отличие труда человека от инстинктивного поведения животных.
Воображение тесно связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с памятью, опирается на ее процессы, перерабатывая и преобразуя то, что в ней хранится. Воображение активно включается в восприятие, обогащая воспринимаемые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем принимает участие воображение. Тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно ярко это проявляется в проблемной ситуации — при неопределенности и недостаточности условий для решения той или иной задачи.
Воображение оперирует образами, и с этой точки зрения важно различать две функции образа:
1) образ как отображение объективной реальности; образ-изображение осуществляет ментальную репрезентацию предметов, объектов и явлений окружающего мира. Мы можем представить себе виды и картины природы, несуществующих городов, мысленно трансформировать и преображать соответствующие объекты. В данном случае воображение тесно и неразрывно связано с восприятием, и такой вид использования образов называют перцептивным воображением;
2) образ как символическое выражение какого-либо существенного содержания; образ-символ в сравнении со своим содержанием конкретен и вещественен. Оперирование символами — это способ понять сложную реальность человеческой жизни и человеческих отношений. В этом случае воображение – творческого мышления образами. Воображение играет очень важную роль в жизни и деятельности человека. Среди множества выполняемых воображением функций наиболее значимыми являются:
— целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в воображении субъекта;
— познавательная функция. Воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие;
— приспособительная функция. В психике ребенка возникает конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего.
— психотерапевтическая функция. Почему дети рассказывают «страшилки»? Это своеобразная защита от страхов, которые появляются у них на определенном этапе развития. Образы прошлого дополняются и преобразовываются с помощью воображения.По степени активности и осознанности человеком создания им новых образов воображение может быть непроизвольным (пассивным — воображении новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений и установок) и произвольным (активным — воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности.) .Виды воображения:
Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы — новые для данного индивида, но объективно уже существующие, воплощенные в определенных предметах культуры. Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое или условное описание. Данный вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности.Особой формой воображения является мечта, всегда направленная на будущее. Если нет стимула действия мечта может превратиться в грезы, нереальную мечту.
Необходимым элементом научного и художественного творчества является фантазия. В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от образов реальных. Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объяснение непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит.
17. Воображение и деятельность.
Полученные человеком в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определённой обработке, моделированию. Данный феномен (воображение) обусловил возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять её, анализируя и прогнозируя явления вокруг себя.
Считается, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. Человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда подразумевает наличие определённого плана в отношении того, что человек хочет получить в результате своей деятельности.
Здесь, однако, следует оговориться и признать, что — по крайней мере высшим — животным планирование тоже не чуждо, хотя и в меньшем объёме и качестве и на небольшие промежутки времени. И наоборот, деятельность человека не всегда и не во всём строго распланирована, во многих ситуациях он действует инстинктивно-порывисто. Тем не менее, уровень развития осознанного планирования у человека значительно опережает таковой у животных.
Воображение — это создание (произвольное или непроизвольное) в своём сознании образа-модели, который не был до этого точно в таком же виде дан в чувствах. Этого воображаемого может даже уже или ещё не существовать в реальности. Воображаемые объекты или ситуации — это значительно или не очень значительное изменение воспринятого в реальности. Воображение — это игра с возможным.
Близкое к воображению понятие — представление. Воображение относительно представления — это большой процесс, представление выступает для него в качестве «кирпичика». Воображение это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
В истории человечества воображение развивалось в процессе труда. Имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, в своём воображении человек мог представить себе другое орудие, более совершенное. Моделируя в своём воображении тот или иной процесс (например рыбной ловли), человек представлял: а что будет, если удлинить удилище? а что будет, если использовать другую наживку?
Со временем воображение стало проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека. Он стал выдумывать фантастические сюжеты, персонажи, ситуации и даже фантастические связи себя с вымышленными персонажами (религия), а также целые фантастические миры, которые однако все очень похожи на реальный мир. Многие такие образы (если не большинство) вообще не могли и не могут быть воссозданы на практике на текущий момент. Таким образом, со временем появились крайне сложные формы воображения, многие из которых используются с пользой для человечества в научном, техническом, художественном и литературном творчестве, но многие — по сути своей — являются «умственной жвачкой».
Источник
10.7. Общие представления о внимании
Вездесущность внимания: его роль в повседневном поведении, профессиональной и учебной деятельности человека. Субъективные и объективные явления внимания и невнимания. Состояния концентрации и абсорбции. Виды рассеянности и их характеристика. Ошибки внимания и невнимания. Основные виды, функции и критерии внимания. Свойства внимания. Проблема внимания: история и современное состояние. Внимание как проблема междисциплинарных исследований.
10.8. Внимание и сознание
Внимание как ключевая проблема психологии сознания. Внимание как состояние и как процесс сознания. Учение Вундта об апперцепции. Виды и функции апперцепции. Полярное представление о внимании в структурной психологии Титченера: внимание как атрибут процессов сознания. Виды внимания по Титченеру. Функциональный подход к сознанию и вниманию. Джеймс о внимании и его механизмах. Понятие преперцепции. Проблема внимания в ассоцианизме. Моторная теория внимания Рибо. Теория волевого внимания Ланге: характеристика подхода, определение, механизмы и виды внимания. Проблема внимания в гештальтпсихологии: внимание как эго-объектная сила. Обсуждение вопросов психологии внимания с позиций бихевиоризма: критика, переформулировка и примеры экспериментальных исследований.
10.9. Исследование внимания в когнитивной психологии
Возрождение фундаментальных исследований внимания и возникновение когнитивной психологии. Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии. Экспериментальные исследования Черри и Бродбента избирательности слухового восприятия. Место и функции внимания в системе переработки информации. Модель фильтра Бродбента. Развитие представлений о ранней селекции. Модель аттенюатора Трейсман. Проблема локуса селекции. Модели поздней селекции Дойчей и Нормана. Понятие ресурсов переработки информации. Внимание как умственное усилие. Модель и экспериментальные исследования Канемана.
Альтернативный подход к решению проблемы внимания в когнитивной психологии, разрабатываемый Найссером. Селекция как следствие конструктивной природы восприятия. Характеристика и исследование процессов предвнимания и фокального внимания. Теория перцептивного цикла. Внимание как перцептивное действие. Экспериментальная критика моделей селекции и единых ресурсов. Современные тенденции развития когнитивной психологии внимания.
10.10. Экспериментальное исследование внимания
Основные вопросы и методы ранних исследований внимания в экспериментальной психологии. Измерение объёма сознания и объёма внимания. Исследование сдвигов, колебаний и отвлечений внимания. Проблемы измерения степени внимания и его распределения. Методы и результаты исследований внимания в когнитивной психологии. Развитие методов и приёмов экспериментального изучения и диагностики внимания в прикладных психологических дисциплинах. Примеры исследований
10.11. Внимание и деятельность. Развитие внимания
Формулировка представлений об активности человека в терминах психологии внимания. Деятельностный подход к постановке и решению проблемы внимания и его варианты. Постановка и разработка проблемы внимания с позиций теории деятельности. Принцип развития и необходимость его реализации в исследовании внимания. Генетические классификации видов внимания. Социальная природа высших форм внимания. Внимание как высшая психическая функция по Выготскому. Внимание как функция активности личности: определение и характеристика видов внимания по Добрынину. Специфика послепроизвольного внимания. Внимание как функция умственного контроля: определение и представления о развитии внимания по Гальперину.
Проблема путей и способов развития внимания. Воспитание и формирование внимания. Практики развития внимания в учениях о самосовершенствовании человека, сформулированных в различных культурных контекстах и течениях религиозно — философской мысли. Трансперсональная психология внимания. Постановка проблемы и исследование развития внимания в современной когнитивной психологии. Понятие и методы исследования метавнимания.
Источник