Социальная природа общественного мнения

Тема 11. Общественное мнение как феномен социальной жизни

Общество не могло бы сбалансированно функционировать и обеспечивать внутреннюю интегрированность без изучения общественного мнения, которое является одним из важнейших индикаторов состояния социальных процессов и явлений. Проблема общественного мнения всегда была одной из самых актуальных в сфере общественных наук, таких как политология, философия, социология, психология. Каждая из них выделяет свой предмет этого многогранного объекта, ибо общественное мнение выступает и выражением определенной морали, нравственности общества, и отношением социальных общностей к явлениям общественной жизни, и социально-психологическим коммуникативным явлением.

Общественное мнение — это оценочные суждения групп людей, относительно проблем и событий действительности, связанных с их интересом.

Следует особо подчеркнуть тот факт, что общественное мнение является одним из проявлений массового сознания. Но, в отличие от массового сознания, которое может существовать как безоценочное, принимая информацию к сведению, не давая ей ни положительной, ни отрицательной оценки, общественное мнение проявляется только в оценочной форме.

Природу общественного мнения исследователи связывают с различными явлениями. Например, для Ю.Хабермаса общественное мнение — это мнение, выраженное в официальных источниках информации и являющееся инструментом в руках политически доминирующей социальной группы. Наоборот, Н. Луман, связывает возникновение общественного мнения с объектами отражения – теми актуальными проблемами, по поводу которых складывается то или иное мнение.

Как социальный феномен, общественное мнение имеет гносеологические и онтологические аспекты. Гносеологически общественное мнение выступает как отражение общественной жизни. Онтологически же оно является частью этой жизни, её духовно-практическим проявлением. Общественное мнение соотносится, с одной стороны, с общественным сознанием, а с другой – с общественной психологией. В первом случае оно выступает как взаимосвязь теоретического и обыденного сознания, а во втором – как соотношение логической и чувственно-эмоциональной форм отражения.

Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемы, относительно которой возможна дискуссия, и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации.

Но сила влияния общественного мнения на решения субъектов власти зависит от типа общества, механизма формирования власти, зрелости гражданского общества. Отдельные проявления влияния общественного мнения на социальные, и особенно, властные отношения, отмечались и в традиционном обществе (например, институт остракизма в древней Греции). Однако при отсутствии гражданских прав и свобод общественное мнение не имеет средств артикуляции. Только в условиях демократии оно превращается в особый социальный институт гражданского общества. Под социальным институтом понимается система отношений, имеющих устойчивый, т.е. гарантированный от случайностей, самовозобновляющийся характер. Применительно к общественному мнению речь идет о том, что в обществе сложился и стабильно функционирует особый механизм реагирования на социально значимые проблемы путем высказывания по ним суждений заинтересованными слоями населения. Такая реакция населения носит не случайный, спорадический характер, а является постоянно действующим фактором общественной жизни. Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода «социальной власти», способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия.

Читайте также:  Природная зона занимающая наибольшую площадь сибири

Научная традиция, связывающая существование в обществе института общественного мнения со свободой в общественной жизни, идет еще от Г. Гегеля, который считал, что формальным признаком субъективной свободы является возможность частных лиц высказывать свое мнение относительно любого общественного явления. Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество. В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как независимого субъекта, гласно декларируется лишь конформистское общественное мнение. Демократия превращает общественное мнение в один из ведущих социальных институтов.

Общественное мнение выступает в оценочной, регулятивной и контрольной функциях. Оценочная функция проявляется в оценочных суждениях относительно той или иной проблемы. Регулятивная функция отражает тот факт, что общественное мнение является не только индикатором, но и инструментом решения проблемы, оказывая влияние на субъектов власти. Контрольная функция проявляется в том, что общественное мнение может активно влиять на поведение индивидов, поощряя или сдерживая их активность. В общественной жизни мнение того или иного сообщества принимается во внимание при вынесении решений практически по любому вопросу. Оно оказывает влияние на судьбу частных лиц, является важной инстанцией в оценке произведений литературы и искусства. Политические партии стремятся стать выразителями общественного мнения, чтобы обеспечить себе поддержку электората.

Общественное мнение имеет особенность подчинять и изменять мнения отдельных индивидов, делает их конформистами. Э. Ноэль-Нойман объясняет это боязнь людей быть осужденными общественным мнением и оказаться в изоляции. Автор понимает всю значимость общественного мнения для социальных процессов, поэтому считает, что субъекты власти должны стремиться сделать свои позиции и взгляды приемлемыми для других людей, чтобы не приводить их к изоляции. В противном случае общественное мнение может повести себя непредсказуемо.

Однако не все люди под воздействием общественного мнения занимают конформистскую позицию, некоторые сознательно избирают выраженное протестное поведение, а другие даже стремятся изменить общественное мнение, придать ему нужный ракурс, стать лидером мнения.

Читайте также:  Музей природы в кенсингтоне

Уровни общественного мнения определяются его локализацией: мнение группы, общности, государства, молодежи, интеллигенции и др. При этом необходимо иметь в виду, что оно отражает не среднюю, а преобладающую в данном сообществе оценку, это мнение большинства, но не всей группы. В связи с этим возникает проблема качества общественного мнения («А судьи кто?»). Так как общественное мнение — духовное образование, существующее на уровне общественной психологии, оно допускает стихийные формы проявления, реактивность. А будучи выражением интересов субъекта, может иметь большой разброс значений. Качество общественного мнения зависит от таких факторов как уровень образования и культуры масс, опыт демократической жизни и общественная активность граждан, состояние нормативно-правовой системы общества и др. Так, например, современное общественное мнение в России пока отличается большой подверженностью манипулированию, низкой способностью к поиску компромиссов, маргинальностью оценок в суждений. Но общественное мнение поддается изменению.

Оно может формироваться как стихийно, так и целенаправленно. В последнем случае предполагается перенесение знаний о том или ином социальном явлении с уровня специализированного сознания на уровень сознания практического (массового). На этом основании складывается система оценок, ведущая к изменению поведения людей. Этот механизм воздействия на общество используют государство и другие властные структуры, политические партии, общественные организации, бизнес-структуры. Каналами воздействия выступают средства массовой информации, связи с общественностью, реклама. Содержанием духовных значений, транслируемых средствами массовой коммуникации в массовое сознание, являются оценки. СМИ внедряют в массовое сознание заданную социальными субъектами систему ценностей, которая влияет на формирование в общественном мнении системы оценок актуальных событий и явлений и, тем самым, воздействует на поведение людей.

Поскольку общественное мнение имеет направленный характер, т.е., в его фокусе всегда находится некий объект, массовая коммуникация влияет и на выбор объекта, и на оценки, направленные на него. В зависимости от социальной значимости объекта массовыми коммуникациями формируется интенсивность общественного мнения, степень его интереса к объекту. Это достигается путем повышения информационного воздействия — как количественного, так и качественного.

Источник

Социология общественного мнения: предмет и методология

1. Целостность – представление самого объекта как целостного феномена, который как бы оторван от контекста, но его нужно учитывать. Должно изучаться не только мнение элит, но и масс.

2. Системности – рассмотрение общества как совокупности связей, взаимосвязей. Предполагает динамичность.

Диалектического единства: субъективное и объективное.

Читайте также:  Новое время характеристика природы

Ценностное рассмотрение эмоциональных и рациональных компонентов.

Объект (определение общественного мнения): оценочное отношение больших социальных общностей к актуальным проблемам действительности, вызывающим дискуссию.

Можно изучать также по действиям людей. Общественное мнение – духовно-практическая сфера.

Предмет: механизмы и закономерности формирования и функционирования общественного мнения.

Бурдьё; связанная с ним школа. Элизабет Ноэль-Нойман. Тард, Лебон; Блумер.

Категориальный аппарат: социальная группа, объект, субъект, исследование, механизм, закономерность; референтная группа, установка, массовое поведение; функции.

Социология общественного мнения изучает не определённые темы или группы.

Задание к семинару. Журнал Социология найти за последние годы статьи, которые можно было бы отнести к СОМ. Предмет-объект исследования, тема, субъект-объект общественного мнения.

Социальная природа, структура и сущность общественного мнения

Общественное мнение: специфическое проявление общественного сознания. Гносеологическая природа. Социологическая сторона.

Бурдьё. Постулаты (ошибочные):

1. Люди могут иметь мнение

3. Респонденты одинаково понимают вопрос

Вывод: замеры общественного мнения служат политическим задачам, а не замеряют общественное мнение.

1) рациональность знания: «Знаете ли вы о каком-то факте/явлении?» Эмоциональное знание: «Знаете ли вы, как выглядит Япония?» – образное

2) чувственный. Множество эмоции у тех, кто больше вовлечён. Массовые ощущения. Массовые настроения. Социальные чувства

3) волевой: можно ли выявить коллективную волю. «Готовы ли что-либо совершить?»

4) ведущий компонент: социальная оценка – элемент структуры, опирающийся на волю, но выражающий интересы группы, являющейся субъектом мнения

5) установки и ценностные ориентации (более устойчивы и значимы, через них измеряют ценности). Готовность и ориентация на какое-либо действие

«Большинство» >50%. Абсолютное/подавляющее большинство: фразы для манипуляции общественным мнением.

Субъект и объект общественного мнения

Объект – та часть социальной реальности, по поводу которой формируется общественное мнение. Должен затрагивать интересы и потребности субъекта.

Грушин: принцип целесообразности. Спрашивать о том, что входит в интересы опрашиваемых субъектов.

1. Материальная сфера: экономическая, социальная (уровень своей жизни, здоровья)

2. Духовная сфера (доверие к лицам, институтам; моральные ценности).

2. Событие (бОльшая информативность, набор фактов внутри него).

3. Явление (может быть протяжённым). Проблема: спираль молчания. Природные явления.

Субъект – группа, чьи интересы выражает общественное мнение.

Носитель общественного мнения – группа людей, которая непосредственно выражает то или иное мнение; интересы внутри группы могут не совпадать.

Выразитель общественного мнения – как правило, хорошо подготовленная группа людей/организаций, берущих на себя функции по пропаганде/распространению общественного мнения.

Существует традиционное поле и два подполя: политика и экономика.

Главные средства формирования общественного мнения в Беларуси, России и Украине (и тематика)

Источник

Оцените статью