Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.
Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлении памяти. Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.
Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.
На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.
Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.
Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.
Ассоциации
С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля):
- Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.
- Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам.
- Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления и каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.
Источник
20.Сравнительная характеристика систем памяти (структурный подход): функции, структура, объем, форма кодирования, процессы забывания.
В работах Выготского проводились изучения памяти как ВПФ Изучались процессы развития в онтогенезе Развитие человеческой памяти в истории шло по линии развития опосредованного запоминания, выработки новых приемов для контроля над своим запоминанием Это возможно проблема вербальной памяти). При опосредованном запоминании меняется место памяти в системе психологических функций запоминание происходит с помощью психических операций. С возрастом меняется не сама память а характер тех функций, функциональные отношения с помощью которых осуществляется запоминание. Мышление в раннем возрасте развивается в непосредственной зависимости от памяти. Определение понятий основано на воспоминании (припоминание частных случаев). Для подростка же вспоминать — значит мыслить (в этом возрасте образуются понятия.»Высшая Психическая Функция – Социальна2) Опосредована3) Произвольна
4) Системность – взаимодействие всех функций психики.»Развитие опосредованной памяти идет как бы по двум линиям: усовершенствование действующих извне средств (эта линия развития письменности, развития знака) и по линии превращения этих средств во внутренние. Для этого необходима сформированность и расчлененность этих внутренних элементов, что бы предыдущий материал памяти был достаточно организован. Здесь центральная роль принадлежит речи, именно в ней замыкаются необходимые для опосредованного запоминания связи и создаются намерения.
Источник
Память и научение. Основные характеристики умений и навыков.
Память – совокупность деятельностей, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что предшествующие события модифицировали состояние организма. Память – двигательный навык.
Классический бихевиоризм.
Д. Уотсон: память – сумма элементарных движений, которая стала целым. Навык развернут во временную последовательность движений, его формирование – три последовательных периода: 1) период упражнения. Научение – постепенное изменение в актуальном и возможном поведении, полученное в результате опыта. Опыт – определенное количество упражнений. 2) период не упражнения. 3) период восстановления – сохранение навыка (критерий памяти). Навык сохраняется, так как его части включаются в единую комбинацию и функционируют в ней. Навык восстанавливается не весь, так как без практики его части включаются в другие структуры..
Классическая психология. Зависимость чистой памяти:
- прочность моторного навыка зависит от количества проб;
- оптимальное расстояние между пробами – влияние на структурирование частей двигательного навыка;
- длительность периода без практики.
- моторная память наиболее устойчива, относительно не зависима от специфики материала. Если навык сформирован на основе генетически сформированных механизмов, он практически не разрушим.
Социальная природа памяти человека.
Развитие опосредованного запоминания – становление человека как социального индивида. Л. С. Выготский: ВПФ появляется сначала во внешнем, потом во внутреннем виде. Процесс интериоризации. Понятийной памяти предшествует феноменальная память (натуральная) – эта память, которая включена в практику. Когнитивная психология: с 3-4 лет когнитивные схемы. Л. Леви-Брюль. Исследования первобытного сознания. Архаичный человек: полная чувственная ориентация в среде. Ритуальные праздники – натуральная память, без познания мышления, но уже человеческая, с определенными средствами. Это празнаки. Сознание их подчинено закону сопричастия. Использование не средств запоминания, а средств регуляции поведения. Характеристика феноменальной памяти: 1) детальная точность отображения реальности в празнаках. Выготский: “Ребенок сознает мир, потому что помнит”. Слово – индивидуально-конкретное отражение уникального события. Речь без подлежащих – изобразительный знак стремится стать тождественным реальности. 2) неизменная последовательность описания. Воспоминание связано с действием, изобразительный знак подкреплен телесным участием в акте запоминания. Память – набор моторных операций. Сознание сенсомоторных единиц. Сенсомоторная память – топографическая память. Память – автоматизированное действие (ритуал). Воспоминание – сложное сенсомоторное представление, части которого следуют одно за другим в неизменном порядке и рассуждение в их отношении затруднительно. Избегание логики, так как она может изменить последовательность (мнемотехники: метод последовательных мест и связный рассказ). 3) полная аффективность памяти. Язык – средство управления поведением. Аффективно окрашенные признаки носят священный характер. Аспекты феноменальной памяти: 1) память — восприятие; 2) память — действие; 3) память – аффект. Туземец чувствует, что он – автомат для запоминания, средством управления которого является язык. Феноменальная память – память ли? Жане: нет. Изучение патологии памяти – явление реминисценции (навязчивого повторения). Память – возможность изменить последовательность событий. Память – специфическая человеческая функция, “память-рассказ”. Выготский: да. Это начальный материал для преобразования в ВПФ. Признак должен стать знаком, отделиться от вещи. “Ребенок сознает, потому что помнит; а взрослый помнит, потому что мыслит.” Характеристики натуральной памяти: 1) тождество внешних и внутренних средств: язык – средство описания реальности и регуляции поведения; 2) тождество памяти тела и духа (ритуал); 3) тождество социального и культурного. В развитии – распад тождеств, превращении во взаимосвязанное единство. Возможности перехода от комплексной памяти: 1) Жане “-” к синкретам – патология; (Жане (французская социологическая школа) 2) Выготский: “+” к понятиям .
Реминисценция. | Память – рассказ. |
Автоматизированное, точное повторение движений в жесткой последовательности. | Возможность изменений в новых обстоятельствах. |
Длится нерационально долго, мешает воспринимать актуальный опыт. | Экономное средство (Бартлетт: построение схем). |
Асоциально, не позволяет осуществлять продуктивный диалог. Связана с аффектом, который ее и разрушает. | Социальное действие. |
Реминисценция – выпадение человека из общества. Виды памяти, включенные в жизнь: 1) мнемотехника; 2) познание. (2) Выготский: у понятия существует объем и содержание. Объем – комплексная память, содержание – только истинное понятие.
Основные характеристики мнемической задачи. | ||||
Функции памяти. | Цель. | Средства. | ||
Технический прием – комплекс. | Осознание приема – понятие. | |||
1. Полнота. | Синтез материала, охват всей ситуации. | 1) составление рядов – метод мест, 2) замыкание рядов – построение структур. | Выделение общих признаков материала, их соотнесение и реконструкция, построение когнитивных схем. | |
2. последовательное сохранение. | Сохранение порядка, объединение элементов ряда. | 1) составление связных (по парных) цепей (фраза); 2) взаимное встраивание элементов; 3) намеренное ук рупнение единиц (каждый охотник…). | Переход от совпадений к причинно-следственным связям (логика). 1) поиск оснований для вывода; 2) образование классов; 3) формальное суждение. | |
3. Точность воспроизведения. | Буквальное воспроизведение. | Кодирование материала – составление единиц как комплексов. 1) созвучие материала; 2) связь между образом и звуком; 3) связь между цифрами и буквами. Заучить (внешнее) и понять (внутреннее). | Декодирование материала (“развязывание узелков”). Извлечение из контекста – появление нового смысла. Знак условен – появление языка. |
Современному человеку не надо формировать память, а нужно развивать мышление. Содержание памяти и средства запоминания: интериоризация как усвоение средств (Выготский); преобразование материала в когнитивные схемы (Бартлетт): память – внутренняя деятельность по его преобразованию. Л. С. Выготский: основные свойства ВПФ.
Название свойства. | Натуральная память (включенная в жизнь). | Память – познание. |
1. Социальна по существу. | Прапамять как форма социальной памяти необходима для сохранения традиций. Индивид сопричастен обществу, что позволяет ему управлять собой. | Разделение социального и культурного. Возможность самостоятельного управления. Осознание своей социальной функции — возникновение отдельных действий памяти и возможности сохранения культурного опыта. |
2. Опосредована по характеру. | Прасредства: перцептивно-аффективно-моторные комплексы. | Разделение внешнего и внутреннего (интериоризация). |
3. Произвольна по формированию. | Нет собственно мнемических задач, нет субъективной разницы между внутренними требованиями и внешними усилиями. | Возникновение произвольности – мнемическая задача. Появление специфической мотивации. |
4. Системна по строению. | Комплекс, нет разделения КП и ДП. Нужно удерживать весь прошлый опыт. | Система – отдельная функция, закономерно-связанная с другими. Возможность отделения прошлого опыта от настоящего (ДП). Потеря памяти – утрата средств. |
Источник