Социальная природа психики человека

2.1.3. Социальная природа законов развития психики человека

Развивая общественно-исторический подход к исследованию психики человека, А. Н. Леонтьев писал, что у человека, в отличие от животных, имеются не два вида опыта, а три. Первый вид опыта — врожденный опыт, он имеет те же самые механизмы, что и у животных, однако является очень ограниченным по своему объему и функционирует не сам по себе, а в качестве предпосылки приобретения других видов опыта.

Второй вид — индивидуальный опыт, надстраивающийся над врожденным опытом. Принципиально новым видом опыта, на основе которого развивается специфически человеческая психика, является третий его вид — социальный опыт. Он отличается от указанных выше видов опыта как по своему содержанию, так и по способу приобретения индивидом. Именно педагогическая психология призвана исследовать законы, лежащие в основе этого процесса — процесса приобретения индивидом социального опыта [Леонтьев А. Н., 1983, т. 1].

Признание социальной природы законов формирования человеческой психики не снимает проблемы выявления соотношения биологического и социального в ее онтогенезе, она остается актуальной и в последние годы. Формула «чтобы стать человеком, нужно, прежде всего, родиться с человеческим мозгом» должна быть наполнена конкретным содержанием. Не случайно психологи проявляют столь большой интерес к «близнецовому» методу: обнаружены существенные различия и в интеллектуальных способностях, и в личностном развитии близнецов, формировавшихся в различных социальных условиях при равенстве всех прочих условий. Хотя эти результаты носят пока лишь предварительный характер, они подтверждают примат социальной детерминации над биологической.

Источник

Социальная природа психики человека

В MS EXCEL имеется около 200 встроенных функций. Их полный список можно получить командой Вставка/Функция. Этот список разбит по категориям.

Функция имеет следующий вид:

В качестве аргументов используются адреса ячеек или имена других функций.

Программа EXCEL поддерживает до 14 типов различных двух- и трехмерных диаграмм.

Диаграмма – это способ графического представления табличных данных.

Программа EXCEL реализует несколько типовых способов представления диаграмм: плоское или объемное, столбчатое, круговое, в виде графика.

Читайте также:  Все природные явления весной

Группа данных, расположенных внутри одной строки или столбца, представляет собой серию (ряд) данных.

На диаграмме серия может быть отображена набором чисел (вертикальных или горизонтальных), секторами круга, точками графика. Диаграмма включает одну или несколько серий данных.

Набор всех имен серий, представленных на диаграмме, называется легендой.

Для построения диаграмм используется Мастер диаграмм (Вставка/Диаграмма), который с помощью пяти окон позволяет получить информацию для автоматического построения диаграммы или графика и внедрения его в рабочий лист.

Тема 6: Проблема возникновения и развития психики и сознания.

1. Подходы к решению проблемы происхождения и развития психики и сознания.

2. Теории распространенности психического в природе.

3. Изменение условий существования живых организмов и возникновение простейших форм психического отражения.

4. Раздражимость и чувствительность.

5. Стадии развития психики в филогенезе.

6. Отличие психики человека от психики животных.

Стадия психического отражения Что отражается на данной стадии? Как называется это отражение? Формы поведения на данной стадии
Элементарная сенсорная психика (а, в) Отдельные свойства предметов Ощущение Инстинкты
Перцептивная психика (а, в, с) Интеллект животных Предмет в целом, в совокупности свойств Восприятие Навыки
Связь между предметами в ситуации зрительного поля Мышление (зачатки) «Разумные» действия

1. Биогенетический и культурно-исторический подходы к развитию психики.

2. Возникновение и развитие сознания человека.

3. Сознание как высший уровень психического отражения.

4. Самосознание и рефлексия.

5. Интериоризация и экстериоризация.

6. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

7. Характеристики высших психических функций.

8. Социализация индивида как присвоение культурного опыта и формирование психики в онтогенезе.

Тема 7: Структура и механизмы психической регуляции деятельности и поведения человека.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Психика и мозг — изучение психики в развитии и в процессе деятельности.

Тема 6: Проблема возникновения и развития психики и сознания. Развитие психики в филогенезе.

  1. Подходы к решению проблемы происхождения и развития психики и сознания.
  2. Теории распространенности психического в природе.
  3. Изменение условий существования живых организмов и возникновение простейших форм психического отражения.
  4. Раздражимость и чувствительность.
  5. Стадии развития психики в филогенезе.
  6. Отличие психики человека от психики животных.

Социальная природа психики человека.

  1. Биогенетический и культурно-исторический подходы к развитию психики.
  2. Возникновение и развитие сознания человека.
  3. Сознание как высший уровень психического отражения.
  4. Самосознание и рефлексия.
  5. Интериоризация и экстериоризация.
  6. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.
  7. Характеристики высших психических функций.
  8. Социализация индивида как присвоение культурного опыта и формирование психики в онтогенезе.
Читайте также:  Министерство природных ресурсов свердловской области огрн

Тема 7: Структура и механизмы психической регуляции деятельности и поведения человека. Психологический анализ деятельности.

  1. Деятельностный подход в психологии.
  2. Активность, поведение, деятельность.
  3. Виды и формы деятельности.
  4. Структура деятельности.
  5. Мотивы и цели деятельности.

Теория деятельности:

1) сознание проявляется в деятельности; 2) поведение человека нельзя рассматривать в отрыве от сознания; 3) действия человека – активный целенаправленный процесс; 4) действия предметны, их цели носят социальный характер. Деятельностьспецифический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Активность — всеобщая характеристика живых существ, их динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Поведение – совокупность внешне наблюдаемых реакций, характеризующих взаимодействие субъекта с реальностью. Это присущая всем живым организмам форма взаимодействия с окружающей средой, опосредованная как активностью, так и пассивностью. Понятие поведения широко используется также применительно к группам и организациям. Понятие деятельности употребляется и для характеристики ориентировочного поведения животных (ориентировочно-исследовательская Д.). Однако на всех ступенях своего развития Д. животных сохраняет узко приспособительный инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую (или наглядно представляемую) сторону окружающих предметов и явлений. Виды деятельности человека: игра, учение, труд Формы: внешняя (предметно-практическая) и внутренняя (скрытая от наблюдения) Структура деятельности по А.Н.Леонтьеву Деятельность – МОТИВ действия (внешние, предметные и внутренние, умственные) – ЦЕЛЬ операции ЗАДАЧА Действие (структурная единица деятельности) – произвольный акт или процесс, побуждаемый мотивом и подчиненный представлению о результате — осознаваемой цели Структура (компоненты) действия: психические собственно двигательные (интенциональные) (операциональные) Что должно быть достигнуто? Как должно быть достигнуто? Операция – способ действия в определенных условиях. Цель – образ-модель предполагаемого результата, к достижению которого стремится субъект. Задача – цель, данная в определенных условиях. Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Это предмет потребности или узнанная потребность – то, ради чего совершается действие. Потребность – исходная форма активности живых существ (состояние напряжения из-за нехватки чего-либо или объективной нужды). Структура активности человека как субъекта деятельности по Б.Г.Ананьеву Человек в процессах труда, познания и общения. Деятельность Молярные уровни активности в системе Действия «субъект-личность» Макродвижения Молекулярные уровни активности Микродвижения в системе Спонтанно-двигательная активность «субъект-индивид»

Читайте также:  Природные ресурсы северной осетии доклад

Источник

53 Леонтьев а. Н. О социальной природе психики человека. — вф, 1961, № 1, с. 30—31.

56 Поэтому некоторые зарубежные этнографы поступают неправомерно, механически перенося наблюдения, касающиеся этнической психологии отставших в своем развитии племен (в частности аборигенов Океании) на современные народы (см. подробнее: Андреева Г. М. Социальная психо­логия, с. 228).

67 См.: Рогачев П. МСвердлин М. А. Нации — народ — человечество, с. 30; Калтахчян С. 7’. К вопросу о попятил «нация», с. 39,

58 Бурмистрова Т. Ю. Некоторые вопросы теории нации, с. 106; Ср.: Коз­лов В, И. О понятии этнической общности, с. 107—108; Он же. Некото­рые проблемы теории нации. — ВИ, 1967, № 1, с. 90.

59 Горячева А. И. О некоторых категориях социальной психологии, с. 214; Разов В. II. О некоторых элементах национальной психологии, с. 75—76.

68 Рогинский Я. Я. О психотехническом исследовании разных племен и на­родов. — В кн.: Наука о расах и расизм. М.; Л., 1938, с. 80—104; Алек­сеев В. П. Расизм в современной антропологии. — В кн.: Против расизма. М., 1966, с. 7—26; Рощин С. К. Психологическая наука и расизм, с. 160—176.

99 Такой подход они оправдывают тем, что «в конечном счете плодотворнее

направить критику на недостатки нашей науки, чем на предполагаемые недостатки людей, которых мы изучаем» (Коул М., Скрибнер С. Культура мышления, с. 210—211).

109 Именно это в значительной мере сближает гипотезу Сепира-Уорфа с нео­позитивизмом (см.: Брутяп Г. А. Гипотеза Сепира-Уорфа. Ереван: Лупе, 1968, с. 33-39).

иг Я М,Г Врутян Г. А. Гипотеза Сепира-Уорфа, с. 47—48.

113 См.: Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление, с. 66.

115 Коул M., Скрибнер С. Культура и мышление, с. 58.

116 Коул М.у Скрибнер С. Культура и мышление, с. 60.

120 См.: Ахманова О. С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Учпед­гиз, 1957, с. 51; Брутяп Г. А. Гипотеза Сепира-Уорфа, с. 58—60.

  1. Впрочем, такая дополнительная информация может иметь одинаковый
  1. ДробижеваJI.М. Об изучении национальных установок. — Тезисы док­ладов на сессии Отделения истории АН СССР, посвященной 50-летию ленин­ского декрета о создании ГАИМК, Института археологии АН СССР и ито­гам полевых археологических и этнографических исследований в 1968 г. Д., 1969, с. 58-62.
  2. Дробижева Л. М. Духовная общность народов СССР. Историко-социоло­гический очерк межнациональных отношений. М., 1981, с. 34. ‘

Источник

Оцените статью