- 13. Язык как общественное явление. Общественная природа языка. Статус и функции языка в обществе. Связь языка и культуры.
- 14. Факторы языкового развития. Устойчивость и изменчивость языка в историческом развитии. Понятия языковой диахронии и синхронии.
- 4.Природа языка и его сущность. Функции языка
- 45. Социальная сущность языка и его основные функции
13. Язык как общественное явление. Общественная природа языка. Статус и функции языка в обществе. Связь языка и культуры.
Язык – необходимое условие существования и развития человеческого общества и немыслим в отрыве от материальности. Это общественное явление, занимающее особое место среди других общественных явлений и обладающее специфическими чертами. Основная функция языка – быть средством общения.
Язык обслуживает общество абсолютно во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому, он не может быть отождествлен ни с одним из других общественных явлений. Язык не является ни формой культуры, ни идеологией определенного класса, ни надстройкой в самом широком понимании этого слова. Эта особенность языка целиком и полностью вытекает из особенности его главной функции – быть средством общения.
Существенным признаком языка как общественного явления выступает его способность отражать и выражать общественное сознание.
1.коммуникативная функция – основная социальная функция языка. Общение – передача от одного лица другому какого-то сообщения с той или иной целью. Общение совершается в результате коммуникативной деятельности двух или нескольких лиц в определённой ситуации и при наличии общего средства общения.
2.экспрессивная функция – способность выражать информацию, передавать её и оказывать на собеседника воздействие.
a)Информативная функция – единство выражения и передачи сообщения
b)Эмотивная – передача чувств и эмоций
c)Волюнтативная – волеизъявление говорящего
3.аккумулятивная функция – средство накопления знаний и опыта потомков.
4.перцептивная функция – способность языка быть воспринятым
5.сигнификативная функция – обозначает и различает идеальное и материальное. С этой функцией связан мыслительный процесс обобщения.
Связь языка и культуры. Национальный язык есть форма национальной культуры. Он связан с культурой и немыслим вне культуры, как и культура немыслима без языка. Язык не идеология, которая является основой культуры.
14. Факторы языкового развития. Устойчивость и изменчивость языка в историческом развитии. Понятия языковой диахронии и синхронии.
Факторы языкового развития:
— условия жизни общества (техника, производство и т.п.);
— межъязыковые контакты (взаимовлияние языков, межъязыковое заимствование);
массированные (завоеватель приходит и подавляет язык);
избирательные (один язык заимствует у др. слова, выражения);
— языковая политика (статус языка в обществе).
— различные импульсы, возникающие в связи с целенаправленной тенденцией к усовершенствованию существующей системы языка (ср. например, тенденцию к созданию симметричной системы фонем, рассматриваемую специально ниже); к внутренним причинам относим также разнообразные тенденции, направленные на приспособление языкового механизма к физиологическим особенностям человеческого организма.
Устойчивость язык. системы проявляется в фонетики и грамматике.
Подвижность же лежит в лексике.
Устойчивость языка (3 уровня оценки системного состояния языка в обществе)
— система (множество единиц данного языкового уровня (фонологических, морфологических, синтаксических и т.п.) в их единстве и взаимосвязанности; классы единиц и правила их образования, преобразования и комбинирования);
— норма (исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период);
— узус (общепринятое носителями данного языка употребление языковых единиц — слов, устойчивых оборотов, форм, конструкций).
Языковая синхрония – состояние языка, его форм, в конкретный исторический период (исторический срез). Синхроническое изучение языка без учёта тенденций его развития.
Языковая диахрония – изучение языка с точки зрения сравнения отдельных его форм и как целое на нескольких исторических срезах с целью выявления причин и внутренних закономерностей его развития. Означает переход языка от одного состояния к другому (как минимум 2 исторических среза).
Первоначально доминировало диахроническое изучение языка.
Источник
4.Природа языка и его сущность. Функции языка
Язык— это абстрактная система ,выражающаяся в речи. Речь динамична. Язык универсален, системен, а речь последовательна.
1.. Натуралистический (биологический) подход к языку( Шлейхер_)
Природа языка- это природное явление. Язык рождается ,развивается, устаревает и умирает.
Некоторые ученые считали язык явлением биологическим, поставили его в один ряд с такими явлениями жизни человека, как способность есть, пить, ходить и т.д. Получилось, таким образом, что язык якобы наследуется и заложен в самом биологическом существе человека.
Такой взгляд на природу языка в корне неверен. без помощи язык не развивается. Язык формируется в результате воздействия окр.среды. Теперь хорошо известно, что язык не наследуется, не передается от старших к младшим, подобно передаче некоторых биологических признаков расы (цвет волос, форма лица и т.д.). Ребенок начинает говорить не на языке родителей, а на языке окружающих его.
2. Психический подход к языку
Язык –индивидульный дух. Вильгельм Гумбольдт. Язык – явление психическое.
* связь между языком и мышлением очень тесная ( но мы не можем утверждать)
Он видел в языке проявление «духа народа». Но отождествлять язык и сознание вряд ли возможно. Если бы язык отдельного человека возникал по веле¬нию его индивидуального сознания (или «духа народа»), это при¬водило бы либо к формированию множества индивидуальных языков либо к исчезновению разли¬чий между ними. К тому же нельзя отождествлять сознание и язык: сознание идеально, язык материален.НО индивидуален не язык, речь.
3. Язык — явление социальное
Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое. Но язык не внешнее явление, которое лишь сопровождает человека. Он глубоко связан с человеческим разумом.
Фердинанд де соссюр говорил, что язык возникает как потребность в передачи информации. Общество диктует законы языку. Язык –общение, речевая ситуация.
Языковое общение всегда основывается на усвоении (стихийном или сознательном) данного языка участниками общения, не на врожденном, а на приобретен¬ном знании. За редкими исключениями языковое общение носит преднамеренный, осознанный характер. Это значит, что, пользуясь языком, можно отвлечься от ситуации, говорить о том, чего в данную минуту нет, о прошлом и будущем, обобщать и строить предположения, т.е. мыслить, можно обращаться к воображаемому собеседнику. Содержание ин¬формации, передаваемой языком, в принципе безгранично, как без¬гранично само человеческое познание. Языковое общение выступа¬ет как качественно особый обмен информацией — не просто сооб¬щение каких-то фактов или передача связанных с ними эмоций, но и обмен мыслями по поводу этих фактов.
- Коммуникативная — основная социальная функция языка, так как язык — главная форма общения, которая даёт возможность людям понять друг друга.
Источник
45. Социальная сущность языка и его основные функции
Язык является социальной категорией, т. е. выполняет определенные функции в обществе. К таким функциям можно отнести функцию воздействия (с помощью языка один человек воздействует на другого, например, начальник отдает распоряжение подчиненным). Другие функции – функция общения, функция формирования и выражения мыслей и т. д. Воздействие социальной среды на язык и речевое поведение людей изучает социолингвистика – особое направление в языкознании, которое возникло и сформировалось в самостоятельную научную дисциплину в ХХ в. В разных ситуациях общения необходимо использовать разные языковые средства. Это хорошо понимали задолго до возникновения социолингвистики. Представление о том, в каких ситуациях, при исполнении каких ролей каким языком надо говорить, формируется по мере того, как человек из ребенка превращается во взрослого. Этот процесс называется языковой социализацией, т. е. языковым «вхождением» в данное общество, его тоже изучает социолингвистика. В некоторых обществах (государствах, странах, отдельных территориях) используется не 1 язык, а 2 или несколько. Обычно один из них – государственный и в этом смысле общеобязательный. Чтобы нормально жить в обществе, разговаривать с другими людьми, продвигаться по социальной лестнице, необходимо знать государственный язык, даже если он не родной. Социолингвисты ставят перед собой и еще одну задачу: регулировать развитие и функционирование языка (или языков), не полагаясь целиком на самопроизвольное течение языковой жизни. При этом надо учитывать, что одни люди легко принимают разные новшества, другие, напротив, отстаивают традиционность; некоторым нравится строгость иностранных научных терминов, а другие выступают за самобытность. Изучая различия в оценках, можно выделять социально более или менее престижные формы речи, а это немаловажно для развития языковой нормы. Направление социолингвистики, которое занимается этими вопросами, носит название языковой политики.
Язык является социальной категорией, т. е. выполняет определенные функции в обществе. К таким функциям можно отнести функцию воздействия (с помощью языка один человек воздействует на другого, например, начальник отдает распоряжение подчиненным). Другие функции – функция общения, функция формирования и выражения мыслей и т. д. Воздействие социальной среды на язык и речевое поведение людей изучает социолингвистика – особое направление в языкознании, которое возникло и сформировалось в самостоятельную научную дисциплину в ХХ в. В разных ситуациях общения необходимо использовать разные языковые средства. Это хорошо понимали задолго до возникновения социолингвистики. Представление о том, в каких ситуациях, при исполнении каких ролей каким языком надо говорить, формируется по мере того, как человек из ребенка превращается во взрослого. Этот процесс называется языковой социализацией, т. е. языковым «вхождением» в данное общество, его тоже изучает социолингвистика. В некоторых обществах (государствах, странах, отдельных территориях) используется не 1 язык, а 2 или несколько. Обычно один из них – государственный и в этом смысле общеобязательный. Чтобы нормально жить в обществе, разговаривать с другими людьми, продвигаться по социальной лестнице, необходимо знать государственный язык, даже если он не родной. Социолингвисты ставят перед собой и еще одну задачу: регулировать развитие и функционирование языка (или языков), не полагаясь целиком на самопроизвольное течение языковой жизни. При этом надо учитывать, что одни люди легко принимают разные новшества, другие, напротив, отстаивают традиционность; некоторым нравится строгость иностранных научных терминов, а другие выступают за самобытность. Изучая различия в оценках, можно выделять социально более или менее престижные формы речи, а это немаловажно для развития языковой нормы. Направление социолингвистики, которое занимается этими вопросами, носит название языковой политики.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник