Социальное общественная природа человека нет да

Социальная природа человека

Человек – это представитель вида Homo sapiens, который отличается от других живых организмов наличием высшей нервной деятельности и речевой функции обусловленной второй сигнальной системы.

Человек — «существо общественное»

Человека признают биосоциальным существом. Как биологический вид он имеет все признаки и свойства живого: от способности к дыханию, до обмена веществ. Кроме того, человек может вступать в различные отношения с другими живыми организмами, например, быть хищником или являться компонентом биоценоза.

Но при этом человек существует внутри социального пространства, что, безусловно, накладывает отпечаток на его развитие и формирует отличия от других компонентов биосферы. Описание социальной природы человека целесообразно начинать с определения общества.

Общество – это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления многообразия материальных и духовных благ при формировании определенных норм образа жизни.

Подобные объединения существ возможны и в животном мире, но социальная природа человеческих контактов заключается в приобретении людьми возможности осваивать элементы общественной жизни.

Только общество может позволить человеку стать личностью, усвоив некоторые образцы поведения. При этом человек руководствуется не инстинктами, но и общественным мнением, социум позволяет людям обуздать зоологические инстинкты, выработать социальный язык, воспринять обычаи и традиции, а также накопленный годами опыт общественных отношений.

Социализация человека и становление его личности

Так как в обществе человек становится личностью, то целесообразно дать определение данному понятию.

Личность – это понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Таким образом, личностью называют человека и индивида, который обладает следующими характеристиками:

  • является субъектом сознательной деятельности;
  • обладает совокупностью социально значимых черт;
  • является индивидуальностью и обладает неповторимостью.

Индивидуальность личности формируется в ходе воспитания и различных аспектов человеческой деятельности. Личностью становятся, прежде всего, в процессе социализации.

Социализация – это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.

Процесс социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни, даже в зрелом возрасте. Успех социализации зависит от того, насколько она может усвоить ценности и нормы поведения, которые приняты в данной культуре, а также сможет реализовать собственное «Я» в процессе жизни. Окружающая среда может влиять на целенаправленный процесс развития личности путем обучения и воспитания, или непреднамеренно.

Выделяют несколько стадий процесса социализации человека (или стадий жизненного цикла):

Эти жизненные циклы связываются между собой процессом смены общественных ролей, приобретением нового статуса, сменой привычек и характера образа жизни. Согласно степени достигнутого результата социализации она может быть начальной, ранней, зрелой, продолженной.

Читайте также:  Космические снимки природных явлений

Многие ученые считают, что человек получает социальную природу с момента собственного зачатия, даже во внутриутробном развитии. Все это обусловлено наличием второй сигнальной системы. Такого элемента высшей нервной деятельности больше нет ни у кого из существующих биологических видов на Земле. Развитие социальной природы человека связано с возникновением у человека в процессе эволюции трудовой деятельности способности к речи. Ее развитие определяет возникновение внутри коры больших полушарий головного мозга специализированных центров.

Функция данных нервных центров заключается в анализе, понимании устной и письменной речи, в контроле осмысленного произношения слов. Человеческая речь уникальна по своей сути, и она может описать происходящее в будущем, настоящем и прошлом.

Наличие речи значительно повысило способность человека отражать происходящее во внешней среде, используя опыт поколений и продолжать становление сознания и мышления. Человек мыслит словами, они отражают уровень его сознания и мышления, являются проявлением умственной деятельности.

Человек также обладает способностью к мышлению, что иллюстрирует его биосоциальную природу. Мышление позволяет при помощи слов представить и выразить собственное индивидуальное отношение к предметам, явлениям, и состоянию собственного организма.

Мысль человека является обобщенным отражением действительности. Человек также обладает способностью к абстрактному мышлению. Оно позволяет развивать не только собственные способности, но и формировать культуру, устанавливать законы природы, использовать собственные знания в практической деятельности.

Проявление всей полноты мышления заключается в процессе овладения языком, логикой, понятиями, другими продуктами общественной деятельности, которые являются критериями истинности мышления.

Человек разумный является уникальным существом и обладает членораздельной речью, сознанием и самосознанием, способностью к творческой деятельности, многообразию духовной жизни. Человек обладает базовыми биологическими потребностями в еде, крове, воспроизведении, но вместе с тем не менее важными для него становятся потребности в индивидуальной самореализации, открытии своего уникального потенциала, усвоении норм цивилизации и культуры. Человека даже называют венцом творения природы, что в какой-то мере справедливо.

Таким образом, социальная природа человека позволяет трактовать его как элемент общественной жизни, который выражает собственный внутренний мир в контексте общественных отношений, приобретая при этом определенные навыки, обучаясь и развиваясь.

Источник

2. Общественная природа человека

Понятие природы человека – предельно широкое, с его помощью мож-но описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограни-ченность.

Природа человека – это уникальное в своей противоречивости единст-во материального и духовного, природного и социального. Однако с помо-щью этого понятия мы можем лишь увидеть трагическую противоречивость «человеческого, слишком человеческого» бытия. Доминирующее начало в человеке, перспективы человека остаются для нас скрытыми.

Природа человека – это та ситуация, в которой находится каждый человек, это его «стартовые условия». Сам М. Шелер, как и другие предста-вители философской антропологии (М. Ландманн, А. Гелен и другие), скло-няется к признанию телесно-духовной природы человека. Человек не может «выпрыгнуть» за пределы своей телесной организации, «забыть» о ней. В понятии природы человека отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения «сущего».

Читайте также:  Пв наручи языка природы

Человек способен осознать противоречивость своей природы, понять, что он принадлежит к конфликтующим мирам – миру свободы и миру необ-ходимости. Человек, как писал Э. Фромм, находится и внутри, и вне приро-ды, он «впервые является жизнью, которая осознает самое себя». Человек не чувствует себя дома ни в одном из миров, он – и зверь, и ангел, и тело, и душа. Осознание собственной конфликтности делает его одиноким и полным страха. По словам испанского философа Х.Ортеги-и-Гассета, человек – это «воплощенная проблема, сплошная и весьма рискованная авантюра…».

Из всех существ во вселенной человек единственный, кто не уверен, что он такое. Человек может перестать быть человечным, но он, даже посту-пая жестоко, делает это по-человечески. Человечность – это нравственная характеристика человека, она отличается от понятия человеческого.

Человеческое – это жизнь, данная вместе с ее осознанием. Из всех живых существ, писал русский философ Вл. Соловьев, только человек осоз-нает, что он смертен.

Итак, природа человека – это противоречие, имманентное (то есть внутренне присущее) человеческому бытию. Но природа человека предпо-лагает также осознание этого противоречия как собственного внутреннего конфликта и стремление его преодолеть. По мнению Э. Фромма, это не теоретическое стремление, это потребность преодолеть одиночество, часто – ценой отказа от одной стороны своей «природы».

Ответов на вопрос, кто я, может быть множество, но все они сводятся к двум, считает Фромм. Один ответ – «регрессивный», он предполагает возврат к животной жизни, к предкам, к природе, погружение в первичную коллек-тивность. Человек стремится стряхнуть с себя все, что мешает ему в этом стремлении, — язык, культуру, самосознание, право. Философия предлагает человеку различные варианты регрессивного ответа: это и натуралистическая «идея человека», и прагматистский ее вариант, и торжество «дионисийского человека» Ф. Ницше.

Явное или неявное следование тому или иному пониманию человечес-кой природы приводит к построению существенно разных философских концепций человека. В философской антропологии раннего Маркса были заложены идеи всецелосоциальной природы человека. Настаивая вслед за Фейербахом на том, что человек есть природное существо, Маркс подчер-кивает, что предметный мир – это мир созданных предшествующими поколе-ниями общественных предметов, который, одновременно, является раскры-той книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед ним человеческой психологией. Осваивая эту книгу, человек и становится человеком. Даже пять внешних органов чувств – продукт всей предшест-вующей всемирной истории. Человек есть общественное существо и всякое проявление его жизни, представляет собой утверждение общественной жиз-ни. В дальнейшем эти положения были заострены.

В шестом тезисе о Фейербахе говорится: сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Иначе говоря, сущность распо-лагается «во вне» человека, в обществе, «совокупности всех общественных отношений». Это истолкование природы человека как всецело общественной имеет ряд следствий. Первое следствие: изучая конкретные общественные отношения, мы изучаем тем самым «живых личностей» (Ленин). Второе следствие: общество развивается неизмеримо быстрее, чем природа, человек никакой мерой не ограничен и находится в непрерывном процессе станов-ления (Маркс). Третье следствие: радикально изменив общественные отно-шения можно кардинально преобразовать природу человека, создать прин-ципиально новых людей.

Читайте также:  Деревья лесной природной зоны

Такой подход в сочетании с концепцией истории как смены общест-венно-экономических формаций, в которой «связь времен» осуществляется почти исключительно через развитие производственных сил, позволил сделать ряд крупных открытий в области изучения человека и общества, но в то же время таил в себе возможность вульгарного социологизма и исто-рического релятивизма.

Из иного понимания природы человека исходит психоанализ. Согласно классической парадигме Нового времени человек есть сознательное сущест-во, абсолютно прозрачное для самого себя. В любое время человек может выяснить источники, механизмы, побудительные мотивы своих решений и действий. Классический психоанализ, созданный З. Фрейдом, открыл, что сознание и психику человека нельзя отождествлять и что такое отождеств-ление есть не более иллюзия интроспекции, самонаблюдения человека. Помимо сознания человеческая психика содержит и бессознательное.

О бессознательном знали и раньше, но рассматривали его только как ослабленное сознание, как то, что находится на периферии сознания и в любой момент может быть подвергнуто сознательному рассмотрению. Фрейд же открыл принципиально иной вид бессознательного, которое не охваты-вается сознанием и в то же время определяет его, а следовательно поведение, деятельность, по сути, всю жизнь человека. Как писал Фрейд, человек не хозяин в своем доме. Бессознательное не порождается бытием, но само есть бытие. Это принципиально новая реальность со своими специфическими формами функционирования, со своим специфическим языком, отличным от языка сознания, наконец, со своими своеобразными методами познания.

Согласно психоанализу, не внешние раздражения, а влечения, исхо-дящие изнутри, определяют по большей части, направленность человечес-кого развития и являются его двигателем. Главным среди влечений является сексуальное влечение (либидо).

Бессознательное – это кипящий котел, содержание которого рвется наружу с целью получить моторную разрядку. Само оно имеет сложный состав и складывается из унаследованных психических образований, анало-гичных инстинкту животных, из всего того, что было вытеснено из сознания в течении жизни. Присутствие бессознательного определяет несколько структур внутреннего мира человека.

Одна из них – это бессознательное, подсознательное. Другая – «Оно», «Я», «Сверх-Я» или бессознательное сознание – дистанция, сосредотачиваю-щая в себе императивы долженствования и социокультурные запреты. В области бессознательного господствует жесткий детерминизм, нет свободы воли, нет ничего произвольного, недетерминированного. Психика подчи-няется двум принципам: реальности и наслаждения. Принципом реальности руководствуется сознание. Принципом наслаждения – бессознательное.

Источник

Оцените статью