Социальную природу человеческого сознания доказывали представители школ

33. Социальная природа сознания. Культура и коммуникации как условия становления развитых форм сознания. Мышление и язык

Только социальные условия могли сыграть решающую роль в формировании сознания: 1. Труд и трудовой процесс, начиная с использованием предметов природы в качестве орудий труда, и заканчивая изготовлением их в совместном труде и общении. 2. Членораздельная речь, для передачи информации при труде и общении, формирование языка. 3. Жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине.

Сознание представляет собой ядро человеческой психики. Формирование и развитие сознания в процессе эволюции происходило через человеческий труд и язык, а сознание, например, ребенка может формироваться и развиваться под воздействием общества, в процессе учебы, социализации и т.д.

Человек оберегает идеальное («идеальный» план жизнедеятельности) в ходе деятельности, приобщаясь к исторически сложившимся формам общественной жизнедеятельности, к культуре в этом случае сознание есть не что, иное, как аспект культуры, ее определенность, свойство.

Существует множество различных видов культуры, поскольку есть множество видов деятельности (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая). Индивид усваивает ее посредством языка, воспитания, общения. Сознание его складывается незаметно и изменяется в ходе жизни. Овладевая существующими в обществе нормами и способами деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Культура может существовать в материальной форме, поскольку объективируется в книгах, статуях, орудия труда. Материальная культура постольку имеет смысл, поскольку наполнена идеальностью человеческого сознания. Своей деятельностью, практикой человек создает свое «второе тело», «вторую природу», специфическую среду обитания — т.е. культуру. Формирование сознания тем самым связанно с формированием культуры, т.к. в ней закреплялись и фиксировались навыки, способы, нормы деятельности и она служит основой передачи всего этого новым поколениям. Люди, вступая в общение, в кооперацию в совместном труде закрепляют в сознании как бы план совместных действий. Тем самым сознание выполняет функцию социальной памяти человечества. Оба этих момента есть свидетельство того, что сознание — необходимое условие воспроизводства человеческой культуры.

Мышление и язык. Становление человеческого общества было одновременно становлением особого типа информационного наследования передаваемого не биологическим путем, а через некоторые внешние объекты, создаваемые человеческой деятельностью. Овладение этими объектами требовало воспроизведения определенного типа действия. Причем овладение человеческой речью, человеческими способами поведения в принципе не неосуществимо индивидуально. Родившись, человек может войти в человеческое общество через связи с другими людьми. Поэтому мышление имеет социальную природу. Однако и по своему содержанию и по своей структуре отражало не только отношение человека к внешнему миру, но и связи между людьми.

Читайте также:  Правовая природа транспортных договоров

Мышление человека – понятийное мышление и не могло сложиться вне языка, т.к. именно слово является реальной формой в которой существует понятие, а язык развивался одновременно как средство связи и коммуникации людей, и как форма в которой рождается мышление.

Мышление и язык едины, но не тождественны. Они едины в том плане, что мысль лишена образности и ее всегда бывает необходимо облечь в языковую словесную форму, даже при мыслях «про себя». Иначе говоря, речевой аппарат действует и во время мышления. Язык – это непосредственное действительность мысли. Иначе говоря, в языке мысль получает реальное существование.

Сущность языка в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык – это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Язык – это форма материализации мысли. Это система знаний, служащая средством познания, хранения и передачи продуктов духовной деятельности.

Наряду с естественными языками, человек использует и искусственные языки. Искусственный язык – это специфические формы систем знаков, которые применяются в различных науках. Причина появления таких языков – в необходимости обмена точными данными в науке. В них преодолена многозначность терминов.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

Читайте также:  Коллекция драгоценных природных камней

Источник

21. Возникновения сознания, его социальная природа.

Сознание — одна из двух основных философских категорий после Бытия. Оно обозначает внешнюю форму психического отражения объективного мира в мозгу человека, высший уровень отражательной способности живой материи, духовный мир человечества и отдельного человека, это осознание человеком мира. Сознание включает два уровня: сознание как таковое и самосознание.

Сознание есть результат процесса развития всей природы, включая биологические революции, но оно не есть простой результат развития биологической формы движения. Оно есть результат скачка от биологической формы к социальной форме движения вследствие появления труда у предков человека.

Труд изменил организм предков человека, развил руку и изменил человеческий мозг, благодаря необхо­димости решить в процессе труда целую цепочку интеллектуальных задач. Возникновение сознания — результат возникновения труда. Вторая причина формирования сознания — общение людей, следствие необходимости обще­ния — возникновение речи. Потому сознание имеет причинами труд и речь. Сознание имеет социальную природу.

Сознание — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, создан­ных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны, нельзя отождествлять сознание и пси­хику, т.к. не все психические про­цессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-про­изводственной деятель­ности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в двух формах — общественном и индиви­дуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека — вмести­лище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум чело­века, его мышле­ние — искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом созна­нии. Декарт: сознание — вне­пространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Ге­гель: — одно из воплощений всемир­ного разума. Впервые рассматривает социально — историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её.

Читайте также:  Лирика природы блока урок

Сознание структурно организовано, представляет систему элементов, находящихся между собой в зако­номерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание ве­щей, а также пережива­ние, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его но­выми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необхо­димый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фо­кусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только позна­вательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, на­строение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши на­мерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.

Источник

Оцените статью