Социальный аспект природы языка

Общественный характер языка

Язык представляет собой сложную знаковую систему, главной функцией которой является обеспечение процесса общения между людьми в ходе совместной деятельности. Помимо коммуникативной природы, язык имеет еще и гносеологическую функцию, выступая важнейшим инструментом познания действительности, организации исследовательской деятельности и мыслительных процессов.

Будучи основным средством коммуникации, язык характеризуется социальной природой. Это значит, что он возникает, развивается и функционирует только в коллективе носителей. То есть язык имеет общественную обусловленность. Особенно ярко это проявляется в процессе речевого развития детей, которые только начинают овладевать системой языка. Как известно, от качества речевой среды, в которой воспитывается ребенок, зависит его уровень речевого развития. Это происходит потому, что детям язык не дан в готовом виде от рождения. Ребенок рождается лишь с биологическими предпосылками к овладению речью, однако формирование и развитие речевой функции происходит в процессе коммуникативной деятельности. Усваивая определенные нормы и правила речи, ребенок одновременно приобретает те речевые черты, которые накладывает на его речевое развитие окружающая его языковая среда. Так, дети, выросшие в местностях, где сохранились особенности диалектного произношения, усваивают его в качестве нормативного. Известны случаи, когда ребенок по подражанию усваивал и некоторых артикуляционные особенности родителей (например, картавость, шепелявость и проч.).

Ребенок, изолированный от общества людей, никогда не овладеет языком сам, более того, при упущенном благоприятном периоде для формирования речевых навыков поставить речь будет очень сложно, практически невозможно.

Социальная природа языковых единиц и форм бытования языка

Говоря об общественной природе языка, следует отметить, что содержание, которое присуще языковым единицам, также имеет социальную природу. Например, значение слов, отраженное в толковых словарях, представляет собой пример общественного содержания языкового знака, поскольку оно формируется входе исторического развития языка в ходе многолетней социальной практики. Другим примером общественного содержания языка является коммуникативная роль предложения: именно оно выступает в качестве основной единицы передачи информации.

Социальная обусловленность языкового развития подчеркивалась материалистической диалектикой. В частности, Ф. Энгельсу принадлежит теория трудового (общественного) происхождения языка. Согласно мнению философа, на заре развития человечества именно потребность в успешном осуществлении совместной трудовой деятельности привела к формированию второй сигнальной системы, которая надстраивается над первой, данной человеку в органах его чувств. При этом биологические и социальные предпосылки формирования речи складывались параллельно: усложнение форм коммуникации привело к профилированию речевого аппарата, а также к развитию определенных участков мозга, ответственных за речепорождение и восприятие сказанного.

При этом социальный характер языка и здесь проявляется в том, что, хотя у всех представителей человечества артикуляционный аппарат устроен сходным образом, специфика произношения звуков обусловлена конкретным типом фонетической системы того или иного языка. Даже в пределах национального языка произношение может значительно варьироваться в говорах и в литературном варианте речи.

Читайте также:  Лекарство от аллергии природные

Влияние общества на организацию языковой системы проявляется в том, что, специализируясь на обслуживании определенных общественных групп, язык «расслаивается», приобретая неоднородность. Возникают социолекты, которые представляют собой относительно замкнутые языковые системы, характерные для определенных общественных групп. Также появляются территориальные диалекты, связанные с особенностями расселения людей и закрепившимися в связи с этим характеристиками языка, который они используют. Формируется также тот вариант общенационального языка, который признается в качестве эталонного, — литературный язык, а также присущая ему система норм.

Общественные функции языка

Общественная природа языка проявляется не только в его организации, но и в особенностях функционирования. Язык, являясь базовым средством коммуникации и познания, одновременно выполняет и ряд других важнейших социальных функций, а именно:

  • функцию развития абстрактного мышления: человек способен мыслить отвлеченными категориями благодаря языку, в котором они объективируется;
  • функцию социализации индивида, то есть, усваивая язык, человек усваивает одновременно и систему норм, правил, ценностей, принятых в данном обществе;
  • функцию консолидации социальных общностей. Известна роль общенационального языка в процессе становления наций как особых этнических общностей. Также язык позволяет человеку в значительной мере идентифицировать себя с определенной этнической группой, определить свою принадлежность к социально-профессиональной общности;
  • функцию передачи исторического и культурного опыта: посредством языка осуществляется трансляция культурных ценностей от одного поколения к другому.

Наконец, язык выступает одним из средств формирования национальной картины мира, потому что через заложенные в нем архетипы, метальные конструкты, концепты и смыслы человек усваивает систему представлений о жизни и действительности, характерную для данной этнической общности.

Таким образом, язык выступает как явление общественной природы, которое неразрывно связано с жизнью социума.

Источник

Лекция 2. Природа, сущность языка План лекции:

Выявление природы языка является одной из проблем языкознания. Выявить природу языка — это значит определить к каким явлениям он относится: биологическим, психическим, общественным (социальным). Существует много ответов на этот вопрос. а) Натуралистический (биологический) подход к языку Некоторые ученые считали язык явлением биологическим, то есть они поставили его в один ряд с такими явлениями жизни человека как способность есть, пить, ходить и т.д. Эта точка зрения возникла в середине XIX века под влиянием развития естественных наук, получалось так, что язык заложен якобы в самом биологическом существе человека и может передаваться по наследству. Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкого исследователя Августа Шлейхера (1821-1868). Наиболее отчетливо натуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах как » Теория Дарвина и наука о языке»1863, » Значение языка для естественной истории человека» 1865. В работе «Теория Дарвина и наука о языке» Шлейхер прямо указывал, что «законы, установленные Дарвином для видов растений и животных, применимы, по крайней мере, в главных чертах своих и к организмам языков». Наиболее ярко влияние теории Дарвина проявляется в перенесении Шлейхером положения о борьбе за существование в растительном и животном мире на язык. Шлейхер убежден, что в настоящем периоде жизни человечества победителями в борьбе за существование оказываются преимущественно языки индогерманского племени. Он переносит на языки установленный Дарвином закон изменчивости видов. По его мнению, те языки, которые, по выражению ботаников и зоологов, являлись бы видами одного рода, в языкознании признаются за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного изменения. Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в способности языка к эволюции. В этой связи Шлейхер заявляет: «Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов — растений и животных». Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения, в который языки всё более и более отдаляются от достигнутой наивысшей ступени развития и их формы терпят ущерб. При всех недостатках натуралистическое направление в языкознании должно рассматриваться как этап поступательного движения науки о языке. Ценным следует считать стремление представителей этого направления, в частности Шлейхера, применять к изучению языка точные методы естественных наук. Ошибочным в концепции Шлейхера и его последователей явилось слишком прямолинейное перенесение на язык законов, присущих биологическим организмам, которые, действительно растут, развиваются, а затем дряхлеют и умирают. Языки, конечно, тоже возникают, развиваются и иногда умирают. Но смерть эта носит не биологический, а социально-исторический характер. Язык умирает только с исчезновением говорящего на нем общества, коллектива людей. Также ошибочным является утверждение сторонников этой теории, что язык может передаваться по наследству. Например, если новорожденного ребенка поместить на необитаемом острове и если он там выживет, то он будет прекрасно бегать, лазать, но говорить не будет. Ведь ребенок начинает говорить не на языке родителей, а на языке окружающих его людей. Однако, несмотря на ошибочный характер натуралистической концепции в языкознании, следует всегда учитывать тот факт, что сравнение языка с живым организмом способствовало утверждению системного взгляда на язык как на объект, обладающий собственной структурой. б) Психический подход к языку Другая известная точка зрения на природу и сущность языка — это то, что язык — явление психическое. Одним из виднейших представителей, который представлял психологическую точку зрения на язык был Гейман Штейнталь (1823-1899). Наиболее четко и последовательно психологическая концепция Штейнталя представлена в его работе «Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения». Штейнталь считал язык явлением психическим, которое развивается на основе законов психологии. Он отрицал роль мышления в становлении языка, придавая значение психике. Логику Шлейхер вовсе исключал, утверждая, что «категории языка и логики не совместимы, также мало могут быть соотнесены друг с другом как понятие круга и красного». Таким образом, он категорически отрицал участие мышления в развитии языка. Всё внимание Штейнталь сосредотачивал на индивидуальном акте речи, рассматривая язык как явление психического порядка. Языковеды, поддерживающие эту теорию, утверждали, что язык возникает как результат психики человека. Но в таком случае язык должен быть индивидуальным у каждого человека, как и индивидуальна психика каждого человека. Между тем этого никогда не бывает. Язык отдельного человека возникает и развивается только в коллективе под влиянием речи коллектива. в) Язык — явление социальное Наконец, существует точка зрения, что язык явление социальное. Ф. Энгельс: «Язык также древен, как и сознание… Подобно сознанию, язык возникает из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми». Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое. Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Именно этой своей функцией он отличается от других общественных явлений — таких как, например, производство, техника, наука, мышление и др. Датчанин Ельмслев в своей книге «Пролегомены к теории языка» дает исчерпывающую характеристику языку как явлению: «Язык человеческой речи — неисчерпаемый запас разнообразных сокровищ. Язык неотделим от человека и следует за ним во всех его действиях. Язык — инструмент, посредством которого человек формирует мысль и чувства, настроения, желания, волю и деятельность. Язык инструмент, посредством которого человек влияет на людей, а другие влияют на него. Язык — первичная и самая необходимая основа человеческого общества. Но он также конечная необходимая опора человеческой личности, прибежище человека в часы одиночества, когда разум вступает в борьбу с жизнью и конфликт разрождается монологом поэта или мыслителя. Но язык не внешнее явление, которое лишь сопровождает человека. Он глубоко связан с человеческим разумом. Это богатство памяти, унаследованное личностью и племенем. Язык настолько глубоко пустил корни в личность, семью, нацию, человечество и саму жизнь, что мы иногда не можем удержаться от вопроса, не является ли язык не просто отражением явлений, но их воплощением, тем семенем, из которого они выросли. В силу этих причин язык всегда привлекал внимание человека, ему удивлялись, его описывали в поэзии и науке». г) Язык как система знаков Язык рассматривается как система знаков. Знак — можно определить как своеобразную материальную единицу, создающую язык как явление. Применительно к языку термин знак можно определить следующими пунктами: 1. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь. 2. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует. 3. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой. 4. Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.

Читайте также:  Приведенные параметры природных газов

Источник

Оцените статью