Социологической теория природы человека

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЧЕЛОВЕКА. БИОЛОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛЫ В УЧЕНИЯХ О ЧЕЛОВЕКЕ.

В вопросе о природе человека сложились три школы: биологическая, социологическая и психологическая. Биологическая школа. Философы считают, что сущность человека заключается не столько в том, что человек разумное существо, сколько в том, что он существо изначально биологическое, инстинктивное. Они полагают, что его биологическая, инстинктивная природа, сущность дана ему от рождения, и что она всегда и всюду определяет его жизнедеятельность и неизменна. Арнольд Гелен — человек — это животное, биологическая неспециализированность которого делает его ущербным существом, поскольку он плохо, в сравнении с другими животными, оснащен инстинктами и не может вести чисто естественное существование. Это делает человека существом незавершенным и открытым миру. Деятельность — это компенсация изначальной биологической неполноценности человека, его неспециализированности. Биологические механизмы — врожденные инстинкты. Важнейшие из них: 1) инстинкт заботы о потомстве; 2) инстинкт восхищения перед цветущей жизнью и сострадания перед жизнью гибнущей; и 3) инстинкт безопасности. Биологическая ущербность человека предопределяет его социальную жизнь и все особенности ее развития и его социальную жизнь. Конрад Лоренц — самым важным и первичным инстинктом человека выступает агрессивность. Имеющиеся в культуре, действия, социальные нормы, ритуалы обусловлены природными инстинктами и, прежде всего, врожденной агрессией человека. Социальные нормы и ритуалы есть не что иное, как переориентированные инстинкты агрессии. Для К. Лоренца человек — заложник врожденных инстинктов, прежде всего агрессивности, и именно они ведут к полной деградации и его самого, и общества, в котором он живет. Основные направления и течения биологической школы в учениях о человеке: 1). Антропосоциология — теория, устанавливающая непосредственную связь социального положения отдельных людей и социальных групп с анатомо-физиологическими признаками человека (размер и форма черепа, рост, цвет волос и глаз и т.п.) и рассматривающая на этой основе общественные явления. 2). Евгеника — изучает законы наследственности, генетику человека. Объясняет наличие социального неравенства психической и физиологической неравноценностью людей. 3). Расовая теория сводит общественную сущность людей к их биологическим, расовым признакам, произвольно разделяя расы на «высшие» и «низшие». 4). Социал-дарвинизм – рассматривает в качестве главного двигателя общественного развития борьбу за существование и естественный отбор. Социологическая школа. Социоцентризм — методологический подход, который в определении человека, его сущности устанавливает приоритет социума, культуры, полагая, что человек, его жизнь и поведение целиком зависимы от общества. Истоки такого подхода можно обнаружить у французских материалистов XVIII века (К. Гельвеция и др.), которые сформировали представление о человеке как продукте социальной среды и воспитания. С точки зрения К. Маркса, человек — это деятельное существо. Он сам творит и преобразует среду, а вместе с ней и свою природу. К. Маркс показывает, что биологическое единство человека никогда не играло сколько-нибудь заметной роли в истории. Человек есть «совокупность общественных отношений». Основание человеческой жизни образует коллективная практическая деятельность, поэтому она есть подлинно-родовой способ жизни человека. Это значит, во-первых, что человек неразрывно связан с обществом, является его продуктом. Человек определяет себя самого, равно как меняет самого себя в той мере, в какой существует и изменяется весь комплекс общественных отношений. Это означает, во-вторых, что человек, его сущность находится в развитии. Человеческая сущность не может обретаться ни в одном отдельно взятом человеке, а должна отыскиваться в истории человеческого рода. Человек изначально не рождается общественным существом, он им становится вместе с развитием общественных отношений, меняясь вместе с ними. Проблема человека в марксизме решается в связи с обществом и только на его основе. Человек изменяет социальную среду, приспосабливая ее для себя, в такой мере и сам человек меняется с изменением среды. Психологическая школа. Общей чертой психологической школы является то, что человек, его мотивы поведения и само бытие рассматриваются только как проявление его психики, а именно соотношения сознательного и бессознательного. 3. Фрейд — открыл целое направление в философской антропологии и утвердил бессознательное в качестве важнейшего фактора человеческого измерения и существования. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению. Бессознательное становится причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства и т.д. Психика человека состоит из трех пластов. Самый нижний и самый мощный слой — «Оно» (Id) — находится за пределами сознания. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного — это «Я» (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа — «Сверх-Я» (Super Ego) — это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. Бихевиоризм. Бихевиористы считают, что на основе поведения человека в той или иной ситуации нужно выводить правила воспитания людей в их совместной жизни. Гештальтпсихология — исследует природу человека, приходит к выводу о принципиальной несводимости целого (гештальткачество) к сумме его составляющих (частей). Представители этого направления утверждают, что целое вообще нечто другое, нежели сумма его частей. Таким образом, и биологическая, и социологическая, и психологическая школы абсолютизируют значение какого-то одного момента человеческой природы, недооценивая тем самым другие моменты, что, согласно современной научной парадигме, является методологически неверным. Более корректно говорить о равнозначном воздействии на формирование человеческой сущности всех трех факторов. Иными словами, человек – это биопсихосоциальное существо.

Читайте также:  Природа просит защиты эссе

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Познавательно:

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСЕСТРЫ I. У пациента 65-ти лет, отмечается непроизвольное выделение мочи по каплям, эпизодически порцией без позыва на мочеиспускание. Он.
Тестовый контроль по теме «Гигиена ЛПУ» 1. Генеральный план больницы решает вопросы: а) размещения больничного комплекса на территории больничного участка.
Протокол осмотра следа шин транспортного средства (фрагмент) ________________ На земляной поверхности грунта, на расстоянии 2,7 м от забора дома по ул.
История возникновения финансов. Этапы развития финансов Термин “финансы” появился в Западной Европе в XVII веке и в переводе на русский означает “денежный платеж”.
Примеры решения некоторых проблем пациента Приоритетная проблема: отсутствие аппетита и извращение вкуса.

Источник

Социологический анализ природы человека

Поскольку человек все-таки живет большей частью в этой, эмпирической ЖИЗНИ, его существование подчиняется социальным законам, эмпирическим связям и зависимостям. Следовательно, дпя понимания сущности человека важна не только метафизика, но и социология его бытия.

Человек живет в обществе, формируется им.

приспосабливается к его стандартам и правилам. Люди какого-нибудь конкретного общества, какой-нибудь страны живут и более или менее одинаковых условиях: в условиях одной культуры, одних нравов и обычаев, од ною языка, но все равно они все разные, непохожие друг на друга. Даже в одной семье дети вырастают разными, хотя воспитываются в одинаковых условиях. Что де- [ лает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?

Первое: особен пости психического склада — темперамент, скорость психических реакции сообразительность нее что передается человеку по наследству.

Второе: опыт детства и воспоминания о детстве. У каждого ребенка свои опыт детства, свои переживания, каждому по-своему открывался мир. каждый по-своему переживал свои детские страхи, неудачи или радости.

Читайте также:  Бхагавад гита природа души

Опыт детства накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Возможно, все наши таланты и способности заложены в родительской (прежде всего материнской) любви. Ребенок, который с детства чувствует эту любовь, живет в атмосфере любви, всю свою жизнь, словно броней, защитен от невзгод и напастей. У него, как правило, все получается в жизни, он талантлив или обладает многими незаурядными способностями. Наоборот, тот, кто вырос без любви, в холодной и суровой атмосфере равнодушия, всю оставшуюся жизнь чувствует себя одиноким, даже если окружен семьей или родственниками, у него все в жизни складывается трудно и тяжело.

Воспоминания детства сопровождают человека до самой смерти и. что интересно, с годами не только не тускнеют, но становятся ярче.

Старые люди с трудом вспоминают, что с ними было двадцать или тридцать лет назад, но хорошо, до мельчайших подробностей, помнят свое детство с самых ранних дней.

Третье: особенности индивидуальной биографии — каждый живет свою жизнь, и все, что с ним случается, и то. как он к этому относится. — совершенно не похоже на жизнь других людей.

Четвертое: противоречивость жизненных ролей. У каждого человека в жизни одновременно несколько ролей, которые он «играет». Например. школьник, когда он разговариваете учителями и. особенно, с директором школы. — это один человек: внимательный, почтительный, глаза его так и светятся знанием и усердием. Но стоит ему выйти во двор, где его ждут друзья, он становится совершенно другим — прыгает. кричит, пинает ногами жестяную банку, и выражение липа у него соответствующее. Третьим человеком он становится, приходя домой и разговаривая с родителями. Это не значит, что он каждый раз притворяется: каждый раз это он сам. у каждого человека много лиц. вернее, много сторон его личности, много ролей. Часто эти роли даже противоречат друг другу и тем не менее образуют единый комплекс его личности — у каждого совершенно своеобразный.

Читайте также:  Понятие природных ресурсов природных комплексов

Все эти четыре момента делают каждого человека как личность неповторимым и уникальным. И эта уникальность выражается в понятии Я. Я v человека появляется с трех-четырех лет. когда он начинает понимать, что есть Я. а есть другие люди. До этого почти все дети говорят о себе в третьем лице. К десяти-двенадцати годам складывается образ Я. У каждого человека есть образ самого себя, сумма представлении о самом себе, каким он себя видит, и этот образ человек проносит через всю жизнь, немного ею исправляя и дополняя Как правило, это довольно симпатичный образ, каждый нормальный человек считает себя более или менее интересным, умным, способным, честным. добрым и т. и

Источник

Оцените статью