Совокупность всех законов природы

Логос – законы природы

Термин древнегреческой философии – «Логос» – одновременно означает «слово» и «смысл».

В язык философии этот термин был введен Гераклитом и использовался для обозначения универсальных закономерностей, которым все сущее в природе подчиняется. Внешняя созвучность термина с житейским обозначением человеческого «слова» использовалась Гераклитом для того, чтобы как иронический парадокс показать пропасть между Логосом как законом бытия и речами людей, совершенно ему неадекватными. Философ говорит о том, что, как и подобает Слову, Космический Логос «окликает» людей, но они, если и услышат это, не способны его схватить и постичь.

Гераклит с сожалением свидетельствует, что в большинстве своем люди оказываются глухи к прописным истинам и присоединиться к Логосу неспособны.

Термин «Логос» в античной философии очень многозначный и имеет глубокое содержание. Еще раз напомним, что с одной стороны он означает «мысль», «слово», а с другой стороны – «смысл» вещи или события. Получается двузначность: мысль и смысл.

Подобная двузначность обнаруживается и в славянских языках. По-древнерусски «мудрость» означает вещь, получается, что вещий – это тот, кто знает мудрость вещей, например, Вещий Олег. Вещь, речь, мудрость это органически связанные между собой понятия и реалии, а Логос – это Всеобщее, Универсальное, Единое в природе, обществе, мышлении.

Если понятие Логоса ввести как универсальную связь вещей, как космическую закономерность, тогда полная внутренняя свобода означает такое состояние, при котором сознание человека полностью определяется Логосом. Еще К. Маркс писал о том, что сущность человека не является абстрактом одного индивида, а это совокупность всех общественных отношений.

Если принять существование единой сущности всех вещей, как единство всех космических взаимодействий, тогда Логос и будет этой сущностью и внутренним законом каждой вещи. В этом случае для человека следование Логосу и будет являться следование своему внутреннему закону.

Точки зрения разных мыслителей

В учении Гераклита отражается еще и физичный аспект Логоса определением «Слова-Мысли-Закона», обладающего чертами всеобщности. Гераклит пытается отразить то, что вкладывал в понятие Логоса как процесса, объективное упорядочение действительности посредством Мысли-Слова, которое нашло свое выражение в законах природы.

Гераклит, таким образом, использует понятие Логоса с целью описания действительности как единого организма, у которого есть свой центр в виде огня, наполненного сознательностью и разумностью. Логос из этого огня проистекает, все творит и упорядочивает.

Гераклит отождествляет в своих пределах бытие и сознание, поэтому у него легко уживается логическая и физичная часть Логоса. Он считает Логос той точкой, в которой бытие и мышление тождественны. Через соприкосновение с Логосом философ отождествляет собственное мышление с бытием, познавая тем самым истину.

Таким образом, собственную истину Логос обретает в учении Гераклита, который внес в свою теорию качественную характеристику, открыв категорию качества, необходимую при описании явлений на их сущностном уровне.

Читайте также:  Рынков оценка природных ресурсов

Видение Космоса для философов того времени характеризуется представлением о нем как упорядоченном, едином живом организме. Это можно выразить словами «Все есть одно», где множественность проявляется реальным единством, а чувственный опыт – это лишь иллюзия или проявление божественного.

Логос или, по крайней мере, его следы обнаруживают себя с милетской школы. Еще Фалес высказывал мысль о том, что «Все есть вода». Здесь нет Логоса как мерила, но есть попытка философа связать единство с множественностью. Фалес объясняет построение Космоса своей «водной» теорией через испарения. Вода у Фалеса является сосредоточием информации, а также механического и душевного начала, источником зарождения жизни.

Своя вариация Логоса есть у Анаксимандра, который утверждает, что рождение качественного и множественного происходит из бескачественной, беспредельной, неопределенной смеси. Анаксимен – еще один представитель милетской школы, считал, что роль первоначала выполнял воздух.

Влияние Логоса более определенную роль начинает играть в эпоху пифагореизма. В это время, чтобы разобраться, каким образом происходит мера всех вещей, было решено, жестко привязать решение этой проблемы к отождествлению с числами. Логос в этом вопросе начинает проявлять себя как явная информационная программа разворачивания Вселенной в числовых выражениях.

За первооснову мира, отражающую принцип всеобъемлющей абсолютной единичности, взяли монаду (единицу). Посредством Логоса, сообразно числам, Космос начинает разворачиваться вовне. Числами пифагорейцы фиксировали этапы рождения и упорядочивания бытия.

Еще одна мировоззренческая концепция принадлежит Эмпедоклу. У него роль «одного» выполняет Сфайрос, а «многое» выполняет реальное множество стихий: вода, воздух, земля, огонь.

Главная задача Эмпедокла заключалась в устранении разницы между отвлеченным логическим мышлением и физическими явлениями, которые воспринимаются чувствами. В его мировоззрении присутствует идея Логоса, приобретающая свой колоритный характер. Разницу между идеей и чувственно воспринимаемой вещью необходимо сократить, поэтому он прибегает к традиционным стихиям. Они появляются из Сфайроса путем обособления, а в результате рождается множественность и качественная определенность.

Но здесь было одно новшество, которое, по мнению самого автора теории, заключалось в том, что множественность и качественная определенность не могут переходить друг в друга, т.к. лишение качества определенности лишает и саму определенность. Стихии из Сфайроса были своеобразными «корнями», из которых «прорастало» все остальное под воздействием сил Любви и Ненависти.

Сила ненависти приписывалась творчеству и порождению, как разделяющая и упорядочивающая множественность. Сила Любви все объединяла в единое бескачественное вещество. Эмпедокл считал все вещи смесями четырех стихий в разных пропорциях, поэтому из качественных стихий получались качественные вещи.

И у Эмпедокла Логос ниточкой связывает «одно» до чувственно воспринимаемых вещей через основу всех вещей в виде четырех качественных стихий. Чувственно воспринимаемые вещи тоже оказывались видимостью сложного смешения первопричин. Из-за упора на категорию случайности Логос у него оказывается сильно размытым. Случайно перемешиваясь, стихии образуют конкретные вещи, где роль Логоса заметно понижается. В сферу иудейских и христианских учений понятие «Логоса» вошло уже давно и было переосмыслено как слово личного и «живого» Бога, окликавшего этим словом вещи и вызывающего их из небытия.

Читайте также:  Какая природная хозяйственная зона наиболее изменена человеком

Так, например, Филон Александрийский считал Логос «образом Бога». Христианское значение этого термина определено начальными словами Евангелия от Иоанна – «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Земная жизнь Иисуса Христа интерпретируется как воплощение и «вочеловечение» Логоса. Он принес людям откровение, и Сам был этим откровением.

Благодаря понятию «Логоса» гераклитовская картина мира сохраняет стабильность и гармонию при всей своей динамичности и катастрофичности.

Проблема философов: как объединить мир и человека, а в человеке объединить его тело и дух? Как в понятии первоначала объединить человеческое и природное? Необходим был такой принцип, который объединял бы любое тело, включая тело человека, и то, что с телом не связано, и уже названо античными мыслителями душой. В дальнейшем поиски универсального единства мира и человека во всей культуре приобретут более четкие очертания и выльются в проблему бытия.

Размышления, впоследствии ставшие неотделимыми от философии – мысли, парадоксы, загадки, противоречия были сформулированы Гераклитом.

Источник

Законы природы

Зако́ны приро́ды — совокупность объективно существующих законов, действующих в видимом мире (физических, химических, биологических и др.), обусловливающих бытие и развитие как отдельных Божьих творений, так и всего мира в целом; законы мироустройства.

Законы природы — законы Божьи?

В строгом значении термина под Божьим законом обычно подразумевается закон, направленный на духовно-нравственное преображение человека, уподобление Богу.

Во времена Ветхого Завета такой религиозно-нравственный закон был преподан Израилю. С Пришествием в мир Сына Божьего, совершением им Искупления человека закон Божий был преподан Единой и Истинной Церкви. К исполнению этого закона (а он подразумевает приобщение к Церкви) призваны все люди, вне зависимости от их национальной, региональной, социальной, половой или иной принадлежности.

Законы природы, как установленные Творцом, тоже можно определить как Божественные. Они распространяются не только на людей, но и на весь мир. В отличие от нравственного закона их соблюдение или несоблюдение людьми не зависит от свободы произволения так, как зависит исполнение духовно-нравственных норм. Скажем, закон притяжения действует и на человека, и на бездушный камень. Хочет человек или не хочет, но он подвержен действию этого закона, не может взять его и отменить.

Утверждение материалистов, что наличие законов природы можно объяснить исходя из естественнонаучного знания (без опоры на учение о Творце мира) в действительности основано не на науке, а на вере в вечность и самобытность материи.

Наука может исследовать содержание законов природы (выявлять математические, химические или иные закономерности), но никакая наука, опираясь на атеизма, не в силах объяснить первопричину их происхождения, причину их постоянства.

Читайте также:  Камень альтаир природный декоративный

Напротив, должное, не предвзятое, ответственное отношение ученого к результатам научных исследований окружающего может привести его к правильному выводу о Едином Законодателе, Едином Творце и Мироправителе. Собственно, именно на созерцании мира основано постижение естественного Божественного откровения (см. подробнее: Что такое естественное откровение Божие и естественное богопознание?).

Противоречат ли чудеса законам природы?

Когда говорят «чудеса противоречат законам природы», путают две вещи.

Первое: мы живем в высокоупорядоченном мире, где благоразумно ожидать, что природа ведет себя сообразно определенным законам, если вода 1000 раз закипела при 100 градусах, то и на 1001 она закипит. Наука обращается именно к этой упорядоченности мира.

Второе: мир закрыт, то есть не существует каких-либо сил за его пределами, которые могли бы вмешиваться в происходящие внутри него события.

Тезис первый подтверждается всем нашим опытом — мир упорядочен, более того, упорядочен строго таким образом, что в нем возможна жизнь. Вселенная выглядит удивительно сложной и при этом тщательно сбалансированной и точно настроенной, чтобы поддерживать условия, необходимые для нашего существования.

Из этой упорядоченности, однако, никак не следует тезис номер два (мир закрыт от вмешательств извне). Не существует никакой логической связи между упорядоченностью и закрытостью. «Чудес не бывает» — это просто мировоззренческая установка, и мы не можем ее доказать или опровергнуть, ссылаясь на данные естественных наук, поскольку естественные науки в принципе имеют дело с упорядоченными, повторяющимися явлениями, а не с экстраординарными внешними вмешательствами. Чудеса не противоречат науке и не подтверждаются ей. Они просто находятся вне сферы ее компетенции. Можно сказать, что упорядоченность мира скорее побуждает к признанию возможности чудес – сами законы природы указывают на Законодателя, и нет ничего несообразного в том, чтобы признать, что тот же, Кто является Творцом порядка, является и Творцом чудес.

Цитаты о законе природы

«Если привести аналогию из программирования, то Богом была создана система, в которой у людей права пользователей, а у Него Самого — права суперпользователя. И то, что выглядит для человека, как нарушение законов природы не говорит о том, что Бог противоречит Сам Себе, когда решает напрямую вмешаться в те или иные события (воспользоваться правами суперпользователя)».
Евгений Михайлов

«Чудеса не предполагают совершенного превращения законов природы, но только произведение таких явлений, которые не могут быть изъясняемы этими законами. Если и человек, по своей свободе, может производить некоторые перемены в обыкновенном течении вещей, не нарушая их коренных законов; тем паче это возможно для Творца вселенной. Законы природы суть самые лучшие для достижения обыкновенных, всеобщих целей, но этим еще не исключаются чудеса, как средства к достижению целей высших».
свт. Иннокентий Херсонский

Близкие понятия

Источник

Оцените статью