Современный человек независим от природы

Современный человек стал менее зависимым от прямого влияния природной среды. Однако по мере развития цивилизации, роста

Современный человек стал менее зависимым от прямого влияния природной среды. Однако по мере развития цивилизации, роста потребностей и требований к качеству жизни зависимость человека от природы возрастает. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите доводы в пользу своих суждений.

achievement

Мой город — то место, где ощущаешь на себе зависимость человека от природы. Как же хорошо прогуляться, вдыхая чистый, свежий ветерок! Но вокруг шахты и металлургические предприятия, поэтому о таких прогулках остается только мечтать. 🙁

Зависит ли человек от природы

Конечно, поскольку он является ее неотъемлемой частью. Еще недавно было мнение, что человек стал царем природы и полноправным хозяином. Сегодня уже не звучат такие мысли, ведь очевидно, что человек — песчинка в масштабах мира. Мы строим большие города, меняем ландшафты, поворачиваем реки, но землетрясение или извержение вулкана могут уничтожить города, а то и все человечество. Не подлежит сомнению, что зависимость от природы лишь усугубляется по мере развития цивилизации. Приведу примеры:

  • Население планеты увеличивается, а значит, необходимо осваивать все больше площадей под поселения и хозяйственные нужды.
  • Технический прогресс требует все больше энергии, что приводит к увеличению потребности в полезных ископаемых. Чем меньше энергоносителей, тем выше зависимость от них.
  • Чем выше нагрузка на почвы, тем меньше объемы урожая.

Кроме того человек зависит от природы биологически. В это понятие входит совокупность факторов, которые обеспечивают существование. Например, без воздуха организм не протянет более 2-х минут, без еды — недели, а без воды — считанные дни.

Влияние человека на природу

Оно велико, но, к сожалению, носит больше негативный характер. Неразумные действия наносят ущерб, который невозможно возместить. Яркий пример — вырубка лесов, от чего страдают птицы и животные. Эти места становятся пустынями, ведь за счет корневых систем удерживался плодородный слой. Чтобы повысить урожайность, человек вносит удобрения, но это дает лишь кратковременный эффект, ведь почве необходим отдых.

Промышленность, отходы, бытовой мусор — все это приводит к постепенному увяданию, и неминуемо вызовет гибель природы. А поскольку, как я уже упоминал, мы являемся ее частью, то и человечеству не светит ничего хорошего. Стоит задуматься!

Источник

Урок окружающего мира в учебном курсе «Мир и человек»

1. Ребята, сегодня у нас первый урок последнего раздела нашего учебника и всего нашего курса “Мир и человек”. Название этого раздела, на мой взгляд, немного необычно. А в чём его необычность?

На доске запись: “Как нам жить?”

Оказывается, этот вопрос волнует многих людей нашей планеты, независимо от того в какой стране они живут и на каком языке общаются между собой. Но главное, что эти люди неравнодушные к судьбе нашей планеты, нашего общего дома.

Читайте также:  Природные зоны поверхности земли

Я убеждена, что и мы с вами не должны оставаться в стороне и попытаться поискать ответ на этот вопрос.

А знаете ли вы, что такое конференция? И возможно ли наш урок назвать “урок-конференция”?

Словарик:Конференция – собрание, совещание разных, в том числе и учебных организаций, для обсуждения каких-нибудь особых вопросов”.

(Дети читают на рабочей страничке толкование слова “конференция” и обсуждают поставленный вопрос).

А теперь я предлагаю, размышляя над нашим особым вопросом “Как нам жить?” и “Человек и его место в природе”, вспомнить то, что мы знаем, изучили.

  1. Уральские горы разделяют Европу и Азию;
  2. Америку открыл Христофор Колумб;
  3. Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур – реки нашей страны;
  4. Южнее Антарктиды есть другие материки;
  5. Если бережно относиться к использованию воды, света, т.е. экономить электроэнергию, то природа сохраниться и людям будет жить легче;
  6. Пустыня Сахара расположена в Южной Америке;
  7. Путешественники ходили друг к другу в гости с острова на остров пешком;
  8. Собирание съедобных растений и охота на диких животных – древнейшее занятие человека;
  9. Экосистема – это такое содружество живой и неживой природы на земле, в котором все чувствуют себя как дома.
  10. Экологическая система – это ячейка живой оболочки Земли.

(Дети прослушивают данные высказывания и в таблицу на рабочей странице выставляют “+”, если они с высказыванием согласны, и “-”, если они с высказыванием не согласны. После выполнения задания учитель вывешивает на доску контрольный лист, и учащиеся проводят самоконтроль и самопроверку выполненного задания).

  1. Учёный, изучающий экосистемы.
  2. Живые организмы, поедающие другие организмы.
  3. Газ, необходимый для дыхания всем живым организмам.
  4. Что получает экосистема из космоса?
  5. Мельчайшие “мусорщики”.
  6. Организмы, перерабатывающие отходы и остатки живых организмов.
  7. Орган растения, в котором происходит превращение веществ неживой природы в органический материал для всех организмов.
  8. Подкормка для повышения урожая растений.
  9. Организмы, которыми питаются “едоки”.
  10. Верхний плодородный слой земли, из которого растение получает воду и питательные вещества.

Дети, мне кажется, я слышу чьи-то голоса. Кто-то разговаривает…

Да это же наши знакомые Лена и Миша. Послушаем их…

Лена: Человек, развивая науку и технику, нарушает природные экосистемы. Значит, он может жить без них?

Миша: Нет, Лена, ты не права. Человек, как и любой другой организм, нуждается в других членах своей экосистемы, ведь он должен дышать, питаться, участвовать в круговороте веществ.

И вновь вот уже в третий раз мы слышим одно и тоже слово. Кто из вас обратил на него внимание? Действительно, это слово “Экосистема”. (Вывешивается на доску).

А что же такое экосистема?

(Дети справляются в словарике на рабочей страничке и дают разные определения.)

– Естественные – природные;
– искусственные – это экосистемы, созданные руками человека.

Приведите пример естественных экосистем; искусственных экосистем.

5. Постановка проблемы.

Дети, как вы думаете, в какой из перечисленных вами экосистем есть место для человека, для нас с вами?

II. Совместное открытие знаний.

  • два хозяйства человека;
  • где живёт человек;
  • как сказываются на жизни людей достижения науки и техники, чем они полезны, чем вредны и какие опасности таятся в их использовании.
Читайте также:  Какая бывает природа цвета

2. Самостоятельное знакомство с двумя видами хозяйства человека по страницам учебника.

  • Чем занимались древние люди?
  • Отличались ли они от диких животных по способу добывания пищи?
  • Если они присваивали готовые природные богатства, то, как могло называться их хозяйство? Образуйте слово от глагола “присваивать”, отвечающее на вопрос какое хозяйство? (Присваивающее).
  • Почему позже люди научились разводить домашних животных и культурные растения?
  • Где люди стали жить?
  • Что стало их основным занятием?
  • Если люди стали производить продукты питания и другие продукты, необходимые для жизни, то, как можно назвать их хозяйство? Образуйте слово от глагола “производить”, отвечающее на вопрос какое хозяйство? (Производящее)

(Экосистема поля, сада, скотного двора, птичника, животноводческой фермы – сельскохозяйственная экосистема)

Это первая искусственная экосистема, которую создали люди. Здесь живут крестьяне, занимающиеся сельскохозяйственным трудом.

Вторая искусственная экосистема, созданная людьми для собственной жизни – экосистема города.

Если поля, сады, скотные дворы напоминают природные экосистемы, то город поражает своим несоответствием с природным окружением. Вместо шороха листьев и пения птиц, мы слышим в городе шум моторов, скрип тормозов, стук трамвайных колёс о рельсы. На равнине взмываются каменные горы из многоэтажных зданий. В городе, к сожалению, мало зелёных растений. Именно из-за недостатка или отсутствия зелени люди – горожане в выходные дни стараются уехать из города на дачу, в лес, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городских шумов. Иногда люди считают, что современный человек почти независим от природы. Это очень опасное заблуждение.

Помни! Человек в прошлом, настоящем и будущем множеством незримых нитей связан с природой. Береги её!

Но, несмотря ни на что, город – это экосистема, которую люди создали для жизни в ней.

    Какие возможности получил человек, создав искусственные экосистемы?
  • В каком соотношении стали находиться естественные и искусственные экосистемы? Почему?
  • В чём заключается сила человека?
  • Всегда ли это шло на пользу человеку и окружающей природе?
  • Круговорот в природе замкнут или нет?
  • Что происходит под влиянием хозяйствования человека? (Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, сокращение плодородия земли, нехватка топлива и т. п.)
  • Какие возникли последствия от применения человеком силы, которой он обладает?
  • К чему это приводит?
  • Что необходимо исправить?
  • Если круговорот станет замкнутым, то такой тип хозяйства можно назвать… (экологическим).
  • Что надо делать? Можем ли мы помочь?

Вернёмся к понятию “экосистема”.

(На доску вывешивается определение)

Экосистема – это такая взаимосвязь (содружество) живой и неживой природы, при которой все её обитатели чувствуют себя как дома.

  • Ответы на вопросы на стр.59.
  • Выполнение 2–3 заданий по выбору (1, 4, 5, 7, 8).
  • Заполни таблицу на рабочей страничке. Подсчитай сумму баллов, и ты узнаешь, хорошо ли ты заботишься о природе в экосистеме города.
Я выключаю свет, когда выхожу из комнаты. 1
Я выключаю кран, когда выхожу из ванной. 1
Я стараюсь не рвать цветы в лесу и парке. 1
Я не ломаю деревья для костра, а беру валежник. 1
Я всю зиму кормил птиц. 2
Я не беспокою птиц у гнезда. 1
Я сделал жилой домик для гнездования птиц. 3
Я ухаживаю за домашними растениями и животными. 1
Я посадил дерево. 5

13–16 баллов – ты большой молодец, защитник природы. Все могут брать с тебя пример.

9–12 баллов – ты умеешь дружить с природой.

Меньше 9 баллов – тебе есть о чём призадуматься. Постарайся бережнее относиться к окружающей тебя природе.

    Обмен мнениями по выполнению заданий;
  • Что нового узнали на уроке?
  • Почему могущество человека – большая угроза всему окружающему миру?

У человека два пути. Первый – всем людям вместе улететь в космос и расселиться на других планетах. Но если это и станет возможным, то ещё очень не скоро, может через сотни и сотни лет.

Второй путь – приспосабливаться к природе, учиться не разрушать её, не нарушать налаженного хозяйства, попытаться начать восстанавливать погубленное, испорченное. А к нынешней природе относиться бережно, охраняя то, что осталось. Пожалуй, этот путь – единственно возможный.

Задание 1. Блиц – викторина.

Источник

Почему человек так отдалился от природы, от её законов, от естественных условий жизни

Здравствуйте, друзья! Вы когда-нибудь задумывались над такими вопросами: А почему всё в нашем обществе именно так, а не иначе? Ну, почему большинство из нас приняло для себя за норму то, что явно не соответствует здравому смыслу? Каковы первопричины тех или иных шаблонов поведения современного человека? Откуда всё это пошло? В этом ролике и в следующих его частях я изложу своё понимание этих и некоторых других насущных вопросов для нашего общества. Видео поделено на три части для удобства восприятия. Это первая часть видеоролика.

Давайте окунёмся в глубину истории человечества и попробуем отыскать там первопричины, как достижений, так и откровенных провалов нашей цивилизации.

Когда-то наши предки жили большими семьями, общинами, поселениями, а кто-то отдельно от всех. Люди были сами себе хозяевами, сами себя обеспечивали всем необходимым для существования. Реки, озёра и моря обеспечивали человека рыбой и морепродуктами. Поля, леса и горы давали мясо зверей и птиц, фрукты, ягоды, овощи, зерно, строительные материалы для жилья. Человек обладал знаниями и навыками работы с природными ресурсами, которые передавались из поколения в поколение.
Человек всё брал от природы-матушки, всё делал сам и видел результаты своего труда. Он жил природой, питался природой, верил природе, молился природе, был её частью, зависел только от неё и от себя. Человек жил в ладу с природой, со своей совестью и со своей душой.

А что же произошло потом? Почему человек так отдалился от природы, от её законов, от естественных условий жизни и начал создавать вокруг себя искусственные системы для более комфортного проживания, но очень вредного как для физического организма, так и для психического (духовного) здоровья.

А самое главное, почему это стало возможным? Почему ценным стало то, что на самом деле особой ценности не представляет? Почему естественные потребности человека вышли за рамки разумной меры, установленной Создателем этого мира? Почему стало возможным технократическое развитие общества?

Давайте попробуем разобраться со всеми этими непростыми вопросами.

Источник

Читайте также:  Подготовить сообщение царства живой природы
Оцените статью