10.Сущность сознания. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного
Окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:• сознание существует;• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:• физикализм;• солипсизм;• объективный идеализм;• умеренный материализм. Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах:• головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;• человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект;• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания:• образы, существующие в уме человека, не имеют материальых характеристик — массы, запаха, четких размеров, формы;• сознание может «господствовать» над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;• никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).Тем не менеефизикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:• объективный идеализм — признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;• умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;• сознание присуще всем живым организмам;• сознание — свойство исключительно человеческое. Сознание, как особое свойство материи, неразрывно связано с языком, речью и их развитием. С другой стороны, вне языка, речи невозможно сознание. Без слова — основы “конструкции” языка и речи невозможно обобщенное отражение. Так называемый язык жестов, мимики и т.п. вне слов не в состоянии отражать, и тем самым осуществлять передачу и обмен информацией.
Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием. Самосознание есть определенная форма реального явления — сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, дейсвий. Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе. Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.
Сознание отнюдь не исчерпывает всей психики. Существуют также неосознаваемые психические феномены, определенный класс которых представлен понятием бессознательного. Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания, иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное).Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Зона максимально ясного сознания в психической деятельности сравнительно невелика. Зигмунд Фрейд — австрийский учёный, который первый дал научное обоснование проблемам бессознательного. По определению Фрейда «бессознательное — действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчета, автоматически. Бессознательный характер носит психическая деятельность во время сна, гипноза, лунатизма». Бессознательное, по его мнению, носит врожденный характер. Он утверждал, что поведение человека в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечениями. Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего — подавленными желаниями, то есть желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома человека, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывают влияние на выбор профессии или творчество. Бессознательное является антагонистом сознанию и является вместилищем загнанных природных инстинктов. С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Он считал, что эмоции являются выражением инстинкта самосохранения или сексуального инстинкта (или как он сформулировал позднее, инстинкта Эроса и инстинкта смерти). Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание. Фрейд пытался объяснять проблемы бессознательного с позиций механистически-натуралистического мышления своего времени. Он предполагал, что те эмоции, которые не являются очевидным выражением инстинкта самосохранения или сексуального инстинкта, тем не менее, являются только более скрытыми и сложными проявлениями этих инстинктивно-биологических проявлений.
Источник
12.Сущность сознания. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного.
Проблема сознания является самой трудной познавательной проблемой из всех проблем философии, науки и культуры. Это обусловлено тремя обстоятельствами:
1.Суверенность сознания. Сознание данного человека непосредственно дано только ему, и никому другому.
2. Идеальность, т.е. бестелесность. Сознание не обладает физическими и химическими свойствами (массой, весом, зарядом, валентностью), которыми обладают материальные объекты. Поэтому его нельзя поместить в пробирку, взвесить на весах, измерить термометром.
3.Сложность и изменчивость.
Сознание – философская категория, обозначающая высшую, свойственную только человеку форму отражения объективной действительности и связана с функционированием мозга.
Сознание существует в форме индивидуального (личного) и общественного.
Индивидуальное сознание возникло на базе двух материальных образований:
—биологическое развитие организмов (в первую очередь развитие ЦНС)
—формирование социума (трудовая деятельность и коллектив с формирующимся коллективным сознанием, языком и взаимодействием индивидов со складывающимся обществом), т.е для возникновения сознание требовалось 2 предпосылки: биологическая и социальная ( при наличии социальной предпосылки у собак не вырабатывается сознание, т.к. у них нет биологической предпосылки; в то же время ребенок, с первых месяцев попавший в стаю собак тоже не будет иметь сознания, т. к. нет социальных предпосылок становления и развития).
Индивидуальное сознание становится компонентом общественного сознания тогда, когда включаются в систему коммуникации. (Н-р, идея, возникшая у политического деятеля, становится компонентом общественного сознания тогда, когда о ней пишут, вещают по радио, телевидению)
Общественное сознание формируется из элементов индивидуальных сознаний. Но существует и обратный процесс: каждое индивидуальное сознание само формируется в результате воздействия на него общественного сознания. При этом влияние индивидуального сознания на общественное особенно велико, когда индивидуальное сознание уже достигло зрелости. Влияние общественного сознания на личное особенно значительно в период становления последнего в ходе обучения и воспитания.
В структуре общественного сознания можно выделять уровни и формы. К уровням общественного сознания относятся обыденное (эмпирическое) (возникает в процессе повседневной практики) и теоретическое сознание (формируется целенаправленно деятелями духовной культуры и отражает глубокие, существенные связи бытия). К формам общественного сознания относятся политическое, правовое, эстетическое сознание; мораль, религия, наука, философия.
Сознание человека по Фрейду включает 3 компонента:
1.собственное сознание (то, что человек осознает в данный момент времени: я вижу, я читаю)
2.предсознание (то, что человек может вспомнить: я видел, я читал)
3.подсознание (собирательное понятие, которым обозначаются различные неосознаваемые системы психики)
-чувственное познание (основано на внешних чувствах и выражается в способности к ощущениям, восприятиям, представлениям)
-рациональное познание(абстрактная мыслительная деятельность, оперирующая понятиями, суждениями, умозаключениями)
2.Эмоциональная (включает внутренние чувства человека (радость, горе), аффекты (гнев, ярость), эмоциональные состояния (настроение), элементарные эмоции (жажда, голод)).
3.Мотивационно-волевая (мотивы, интересы, потребности субъекта, воля (выбор цели и внутренние усилия, направленные на ее достижение)).
Важнейшим компонентом сознания выступает самосознание — способность выделять себя из окружающего мира, критически оценивать свои поступки и на основе этого самосовершенствоваться. Самосознание предполагает сопоставление образа Я с определённым желаемым Я, вынесение самооценки и — как следствие — возникновение чувства удовлетворения или неудовлетворения собой.
Отражение – св-во одних материальных систем воспроизводить особенности других материальных систем в ходе взаимодействия с ними.
1.физическое отражени (в неживой природе. Отражение дерева в реке)
2.раздражимость (подсолнух разворачивается в сторону солнца)
3.чувствительность (свойственна животным и возможна при наличии органов чувств)
4.психический (для высших животных есть некая психика)
5.сознательный уровень(высшая форма, есть только у человека)
6.социум (уровень развития мозга, речь, труд)
Бессознательное – совокупность психических явлений, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты (пищевой, половой, самозащиты, агрессии). Благодаря наличию бессознательного, уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются возможности человека в научном, художественном творчестве.
Юнг углубил понимание бессознательного. По Юнгу оно бывает:
1.личное бессознательное (воспоминания о том, что прочувствовано, пережито, узнано индивидом, что больше не удерживается в сознании по причине защитного вытеснения или простой забывчивости.
2.коллективное бессознательное (наиболее глубинная часть человеческой психики, общая для всего человечества, в которой аккумулируется психологический опыт всего человечества и который передается из поколения в поколение)
Источник