Сознание продукт развития природы

43. Сознание – продукт развития материи. Отражение и его законы. Развитие форм отражения и происхождение сознания.

Может показаться правдоподобным допущение, что материя в процессе развития превращается в сознание. Если мы говорим, что что-то возникает => возникновение – превращение чего-то во что-то. Тогда сознание – результат превращения материи. Но так сказать нельзя, т.к. материя перестаёт в таком случае быть субстанцией. Субстанция не может перестать быть субстанцией => материя не может превратиться в созн-е.

Проблема м.б. решена в том случае, если в сознание превращ-ся не материя, а к.-л. признак, её св-во. Нужно найти такое cв-во материи, к-ое в р-те развития превращается в сознание.

Такое св-во первоначально искал Дидро, он считал, что у материи есть некая пассивная чувствит-ть. Отражение – св-во материи, материя развив-ся, отраж-е развив-ся тоже и становится сознанием. Отражение – атрибут материи, оно не возникает, оно всегда присуще материи. Отраж-е – это внутренняя сторона любого материального взаимод-ия, сторона движения, взаимодействия (предметы, взаимодействуя др с др, вызывают изменения). Взаимод-ие означает, что предметы, воздействуя др. на друга, изменяют др. друга. Т.е. изменения одного предмета вызваны изменениями др. предмета. При взаимод-ии предметы откладывают отпечатки др. на друга. В силу того, что предмет способен к взаимод-ию, он воспринимает действия на него др. предмета. Отражение – способность материальных объектов в изменениях собственной структуры, св-тв, воспроизводить природу др. предметов при взаимод-ии с ним. Отражения нет, если нет взаимод-ия. На самом деле, любой предмет способен отражать св-ва др. предметов. Примеры отражения: 1) игра в бильярд – шар, натолкнувшись на др. шар, воспринимает скорость и направление толкнувшего его шара. 2)если на фотоплёнку объектив подал световые лучи — они передали ему свои св-ва.

Вся материя обладает св-ом, в чём-то родственным сознанию. Отражение долгое время не становится сознанием, это происходит только на высшем этапе развития. Для материи усложнение – значит развитие. Для отражения развиваться значит – отображать полноту отражения, что явл-ся критерием развития.

Сущ-ет закон отражения, связанный с полнотой: предмет может отразить только те св-ва др. предметов, которые соответствуют его уровню сложности, т.е. только те св-ва, которые он в принципе и сам может иметь.

1) простой предмет не может отразить всех св-тв более сложного предмета.

2) высшее способно отражать св-ва более простых предметов, т.к. высшее наделено более сложным содержанием. Фотон, например, столкнувшись с молекулой, не может отобразить св-ва мол-лы. Зато мол-ла может отобразить св-ва фотона – его энергию. Если, например, в обществе наступает разруха, соц. какстрофа, то с/х животные (коровы, гуси) не смогут отразить эту катастрофу на соц. уровне, а могут отразить только на своём уровне – похудеть, заболеть, умереть.

Читайте также:  Горение природного газа азота

Высшее обладает большей степенью полноты, чем низшее. С развитием материи повышается полнота отражения. Биологическая материя обладает большей полнотой, чем химическая. Идеальное – универсальная форма, в которой может отразиться любое материальное содержание. В развитии форм отражения есть качественные скачки:

Самые радикальные скачки – в процессе биологической эволюции. 1ый – возникновение первоначальных идеальных форм отражения. 2ой – возникн-ие абстрактного мышления, которое отличает психику животных и психику человека.

Потенциально сознание не ограничено в отражении.

В большинстве случаев отражение явл-ся материальным. Идеальным отражение явл-ся у животных. Например, бильярдный шар – материальное отражение, как и фотография. Окаменевшее ископаемое (раковина) – материальное отражение к.-л. организма.

Последняя матер-ая форма отражения, к-ая возникает у живого, наз-ся раздражимостью. Раздражимость связана с тем, что живое облад-ет способностью и тенденцией к самосохранению. Сущность жизни – самосохранение. Должна существовать специфич-я форма отражения, которая должна отражать внешние факторы в аспекте возможности самосохранения. Раздражимость проявл-ся в 2х реакциях:

1) избегание некоторых факторов;

2) усиление контакта с к.-л. др. факторами.

Раздраж-ть как мат форма обладает важной для самосохр-я чертой: автоматич-ски делит на полезное и вредное для самосохр-ия. Если бы живая материя не могла оценивать факторы, она бы не могла самосохраняться. Раздраж-ть – это р-ция нервной системы на внешние материальные факторы. Раздражимость – хар-ая черта и жив, и чел. Но она явл не самой активной формой ид отражения. Раздражимость не допускает опережающих контактных р-ций. Полезная форма отражения, когда содерж-е контакта отражается, хотя самого контакта ещё нет. Раздражение появл-ся вслед за возникн-ем ощущ-ий, с помощью к-ых можно определять полезное и вредное для самосохранения. На уровне раздажимости существует абстрагирование – логический процесс отделения от объективного содержания любого фрагмента и удерживание в качестве отдельной мысли. Варианты абстрагир-я:

  • Обобщение — содержание общего отделяется от содержания единичного, особенного. Физически этого не возможно.
  • Анализ – о разложении к.-л. содерж-я на части, к-ые м не совпадать с физ частями.
  • Индукция – восхождение от массы единичного к общему.
  • Дедукция
  • Синтез (логический)
  • Восприятием (ощущение – фрагментарно): даёт целостную картину, путём синтеза разных ощущ-ий.
  • Представлением (птицы) – может существовать без непосредственного возд-я на органы чувств. Мы способны прдставлять то, что сейчас воспринимаем.
  1. явления – они воспринимаются непосредственно органами чувств, отражаются ощущениями, восприятиями => в представлениях.
  2. сущность – что-то внутреннее по отношению к явл-ям. Сущность не может ощущаться, представляться. Это внутренние з-ны, общее, стоящее за явл-ми. ПР, разрезав апельсин, не узнать его сущности. Сущность отращается только в понятиях и системах понятий – некий абстрактный образ. Сущность не явл раздражителем для нервной с-мы. Сущности и з-ны – не раздраж-ли, они должны отражаться на новом уровне – абстрактное логическое мышление – умение мыслить понятиями.
Читайте также:  Lorena canals путь природы

Источник

26. Сознание как продукт развития материи. Концепция отражения.

Происхождение сознания – это вопрос, который относится к компетенции целой системы наук: эволюционной биологии, физиологии и психологии. Философия выясняет наиболее общие стороны этого процесса.

Марксистская концепция возникновения сознания рассматривает его в качестве закономерного продукта развития материи, необходимость которого заложена в самой природе материи. Исследуя эту способность далее, научная философия ввела понятие отраженияспособность взаимодействующих субстратов воспроизводить свойства друг друга; всеобщее свойство материи, закономерным этапом развития которого является возникновение ощущений, становление психики и ее высшей формы – сознания. Философское понятие: отражение – глубокое сопоставление сущности человека и окр.мира, мыслящей материи и природы.

3 закономерности отражения:

1. Полнота отражения зависит от характера субстрата отражения. Чем сложнее, богаче содержанием является субстрат, тем шире диапазон свойств, которые он может воспроизвести.

2. Субстрат способен отобразить только те свойства, которые присущи ему самому.

3. Высшая форма материи способна воспроизводить качество низшей. Человек может понять химич, физич. и биологич.законы.

В развитии психики можно выделить 2 ступени: животная психика и психика человека. Если животная психика отображает внешние качества вещей, то сознание отображает не только явления, но и их сущность. Возникновение такой формы психики, главным для которой становится отображение существенных свойств, сущностей, законов, связано с производящим характером человеч.существования (трудом). Сознание человека имеет не приспособительную, а производящую природу, ибо человеч.сознание – мысленное производство человеч.существования и человеч.сущности.

Материализм заключается в выведении сознания из предшествующих способов существования и развития форм материи. Включая в себя «опыт», итог бесконечной эволюции материи, сознание становится в реальное отношение к бесконечному миру самой своей внутр.природой. Являясь итогом бесконечного развития материи, сознание получает способность к бесконечному познанию, заложенную в природе сознания и реальном отношении сознания к бесконечному миру.

27. Сознание как свойство человека. Психофизиологическая проблема.

Сознание возникает в результате бесконечного развития материи и является свойством, функцией высокоорганизованной материи – человека. Связь сознания с человеком изучается рядом частных наук: психологией, физиологией, морфологией мозга и др. Философия выясняет наиболее общую сущность связи человека и его сознания.

Часто сознание определяют как свойство мозга. Однако мозг – это биологич.орган, а сознание – соц.явление; и поэтому утверждать, что оно есть свойство мозга, значит рассматривать качественно более сложное явление как свойство более простого, биологич.органа. Социальное не может быть свойством биологического.

Читайте также:  Бытовой природный газ давление

Ленин: человек мыслит при помощи мозга. Мозг выступает в качестве непосредственного носителя мысли.

Важной проблемой психофизиологии является связь психики и мозга (сознания и материи).

В истории науки выдвигался ряд психофизиологических концепций.

1. Исторически более древними из них являются 2 противоположные концепции: тождества души и тела (психического и физиологического) и независимости души от тела. Концепция тождества в античной философии выражена в представлениях о материальности души (атомизм); душа и тело, по сути, имеют одинаковое строение (Демокрит: все состоит из атомов). Концепция независимости выражена в религиозных и идеалистич.взглядах; считали, что связи между душой и телом нет, они противоположны друг другу.

2. В 17-18в. возникла концепция психофизиологич.параллелизма: психика и физиология обладают самостоятельным, отличным друг от друга содержанием, однако они существуют одновременно.

3. Концепция психофизиологич.взаимодействия: психика и физиология обладают отличным друг от друга содержанием, взаимодействуют: психическое влияет на телесные процессы, телесные на психические.

4. Концепция психофизиологич.монизма говорит, что психическое и физиологическое – 2 стороны одного 3го начала, которое одни трактовали с позиций материализма, другие – с позиций идеализма. Однако это основание не нашли.

5. В материалистич.философии научная формула физиологич.основ психики была разработана отечественным физиологом И.М.Сеченовым, который рассматривал физиологич.явления как основу более сложных – психических.

6. Развернутое обоснование концепции физиологич.основ психики дал русский физиолог И.П.Павлов. Там, где раньше видели только психическую деятельность (большие полушария головного мозга), он обнаружил новую сложнейшую область чисто физиологических явлений – высшую нервную деятельность. Павлов считал, что психическое и физиологическое – это высший и низший уровни деятельности мозга.

Проблема связи между психикой и физиологией привела к возникновению психифизиологич.парадокса: Мозг имеет нейронное строение, причем нейроны практически одинаковы и их число ограниченно. Психика представлена бесконечным многообразием образов, понятий, ощущений, восприятий. Возникает вопрос: как на основе конечного числа однородных нейронов возникает бесконечное многообразие психич.образов? Откуда берется это многообразие в голове? Как однообразное становится многообразным?

В ходе научных изучений был сделан вывод, что бесконечное многообразие образов возникает не из деятельности мозга, а на основе бесконечного многообразия действий человека, его практич.деятельности.

В свете представлений совр.психологии, физиологии, научной философии в соотношении психического и физиологического можно выделить 3 осн.момента: 1) Возникая из физиологич.процессов и существуя на их основе, психическое находится в глубокой зависимости от физиологического, что является подтверждением идеи зависимости психического от материального мозга. 2) Являясь функцией мозга, психическое подчинено своим собственным законам. При этом специфич.законы психики зависят от физиологических, как законы высшего уровня зависят от законов низшего уровня. 3) Психика оказывает обратное влияние на физиологич.процессы, играет ведущую роль в поведении.

Источник

Оцените статью