Спектакль синяя птица мхат 1908

Соскучиться по свету


О самой легендарной «Синей птице» в постановке 1908 года во МХАТе им.Горького

За свою огромную театральную историю «Синяя птица», которую поставил еще сам Станиславский, мало изменилась. Правда, старшее поколение зрителей с сожалением говорит, что спектакль сильно сократили. А в остальном, как и 100 лет назад, Тильтиль и Митиль заново познают чудеса нашего мира, заключенные в повседневности.

Занавес открывается, и дети в своих кроватках вновь мечтают жить в таком же богатом доме, как у их соседей. В этот момент появляется фея, больше похожая на Бабу-Ягу. А все потому, что люди ослепли в своей суете и не замечают красоты простых вещей. Чтобы прозреть и вновь познать истинную суть вещей, Тильтиль получает волшебную шапку от Бабы-Яги, которая теперь видится ему прекрасной феей. И только прозрев и увидев красоту мира, люди могут начать совершать добро. Как это делают Тильтиль и Митиль: отправляются в путешествие за Синей птицей, чтобы спасти девочку. И только в финале они понимают, что Синюю птицу невозможно взять в руки – потому что мечта (а образ Синей птицы – это и есть мечта, радость, смысл жизни) должна быть не достижимой!

Мне больше всего запал в душу тот момент, когда главные герои попадают в Страну Воспоминаний, к своим предкам. Меня осенило! Вспоминая ушедших родных, мы оживляем их. И вообще в спектакле очень много темных сцен, во время которых оживают во мраке светящиеся предметы. Но именно такое количество темноты дает возможность соскучится по свету и испытать радость, когда он появится. Ведь и Синяя птица – это, прежде всего, свет.

ПОДДЕРЖАТЬ «ТЕАТРАЛ» —>

Дорогие друзья, спасибо, что читаете наш журнал и наш сайт! Мы работаем для вас. Мы делаем все, чтобы вы получали актуальную, объективную и всестороннюю информацию. Сегодня это дается особенно непросто. Мы можем рассчитывать только на свои силы. И на вашу помощь. Самим нам не выжить. Поэтому, если у вас есть возможность и желание нас поддержать в любой форме – будь то добровольное пожертвование, реклама или подписка, мы будем вам очень благодарны. И будем понимать, что не просто честно делаем журнал и сайт для вас. Мы делаем это вместе!

Источник

Настоящая «Синяя птица» в горьковском МХАТе

В спектакле «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка есть строки, которые служат напутствием для детей уже больше века.

Первый спектакль, который увидел мой сын в театре, — «Синяя птица» на сцене МХАТ им. М. Горького. Тогда ему было 10 лет, а сейчас 24. Сын учится на последнем пятом курсе во ВГИКе, на факультете «Режиссура игрового кино», в Мастерской Владимира Хотиненко, и в настоящее время работает над своим третьим фильмом.

Читайте также:  Арк кибл ужасной птицы

Спектакль «Синяя птица» 14 лет назад стала для него тем маяком, определившим дорогу в «царство будущего». Мой сын, увидев на сцене похожего на него мальчика, — дерзкого и при этом очень доброго, решил стать режиссером, чтобы потом ставить такие же спектакли, как «Синяя птица» Станиславского. Он жил в Белгороде, с бабушкой и дедушкой, учился в школе, а в девятом классе каждую пятницу садился на поезд «Белгород-Москва», чтобы учиться искусству театра в ГИТИСе у выдающихся режиссеров: Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича. На подготовительных курсах. 10 часов в поезде – туда и обратно. А в понедельник утром возвращался рано утром в Белгород, чтобы успеть на уроки. Сейчас сын занимается кинематографом, но в его планах – постановка в театре спектакля «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина. Свой первый фильм «Послевкусие» он снял по мотивам «Варшавской мелодии», а теперь хочет рассказать эту историю, соединив язык кино и театра.

В спектакле «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка есть строки, которые служат напутствием для детей уже больше века: «Великие радости: радость быть справедливым, радость завершенного труда и радость созерцания прекрасного».

Театр дает возможность созерцать прекрасное и при этом учиться трудолюбию и справедливости. Несмотря на все мифы о театральных интригах, театр справедлив по сути. Чтобы получить благодарность зрителей, цветы и гонорар за труд, необходимо дать все лучшее, что в тебе есть. Кто любит, тот любим, — это правило, безусловно, распространяется на театр, но при этом одной любви недостаточно. Еще необходимы труд и вера в том, что делаешь.

Сегодня я сама смотрела «Синюю птицу» во МХАТе имени Горького и вернулась в «страну воспоминаний», к своим бабушкам, дедушкам. «Дети и не знали раньше, что люди не уходят навсегда, пока из вспоминают живые», — это из «Синей птицы» Мориса Метерлинка. Мои близкие, ушедшие на небо, для меня живые. А еще я нашла настоящую «Синюю птицу». В прямом и в переносном смысле. Моя «Синяя птица» оказалась в театре. Когда я была маленькой, с утра до ночи играла в театр, — рисовала, лепила куклы, строила домики, разыгрывала сцены. Мы переезжали с одного города в другой, с одной квартиры в другую, но для меня это было неважно, потому что в каждом новом месте я строила свой кукольный домик. Если не было места, то под столом. Театр может быть совсем крошечным…Размер не имеет значение. Театр – он в сердце… и рождается вместе с человеком. Впервые в жизни я счастлива, потому что нашла свой мир – театр, свою «Синюю птицу» и все три радости: «быть справедливым», «радость завершенного труда» и «радость созерцать прекрасное». Но я не буду ее собственницей. Если она захочет от меня улететь, пожалуйста! «Синяя птица» должна путешествовать по разным городам и странам. Хотелось бы, чтобы спектакль «Синяя птица» гастролировал по России, и чтобы его могли увидеть дети и взрослые в самых отдаленных от столицы городах России.

Справка спектакль «Синяя птица» — визитная карточка МХАТ им. М. Горького. Спектакль в 1908 году в постановили К. С. Станиславский, Л. А. Сулержицкий, И. М. Москвина. Восстановил режиссер – Народный артист России К. К. Градополов. Спектаклю была суждена долгая жизнь. Он поставлен в 1908 году и с тех пор идет без изменений с постоянным успехом у зрителя. Это «Синяя птица» счастья в исполнении нового поколения актеров МХАТ им. М. Горького. Феерически прекрасный спектакль, наполненный музыкой и великолепно оформленный, вызывает живой отклик в душах детей уже не одного поколения. Притягивает и манит зрителей сцена, где на глазах совершаются невероятные чудеса: оживают молоко, хлеб, огонь, вызывая у ребенка чувство причастности к вещам знакомым, но доселе не открытым его внутреннему взору. Поиск счастья сроком более столетия – такого старожила нет ни в одном театре мира. Приходите в театр, и отправьтесь «длинной вереницей за синей птицей»

Читайте также:  Птица летающая над пустыней

Лика Глебова
Фото: Дмитрий Коробейников

Источник

>«Синяя птица» Московский Художественный Театр 1908

44761_600 - копия (350x644, 623Kb)

Это единственный спектакль, поставленный Станиславским и доживший до наших дней. В 2008 году МХАТ имени Горького, в репертуар которого спектакль попал после разделения на «мужской» ефремовский и «женский» доронинский коллективы, отметил 100-летие постановки. «Синюю птицу» показали зрителям более 4,5 тысяч раз, никто не знает точно. Проще подсчитать, сколько поколений выросло под замечательную музыку Илья Саца — «Мы длинной вереницей идем за синей птицей»…»

«Метерлинк доверил нам свою пьесу по рекомендации французов, мне незнакомых», – вспоминал Станиславский. С 1906 года рукопись неизданной «Синей птицы» была в распоряжении Художественного театра, но спектакль показали лишь осенью 1908-го, в дни празднования десятилетия МХТ.

Длительность и затруднённость работы над ней были вызваны тем, что Станиславский, восхищаясь сказкой Метерлинка, категорически отверг полуиронически использованный драматургом сценический язык банальных детских феерий. Отказавшись от авторских ремарок, он самовластно изменил предложенные пьесой незамысловатые условия игры. Он строил спектакль как создание взрослой – а никак не детской – фантазии и верил, что её вольный каприз (диктат свободного вдохновения) подскажет неведомые способы, позволяющие воплотить на сцене то «таинственное, ужасное, прекрасное, непонятное», чем жизнь окружает человека и что увлекало режиссёра в пьесе. Знавший о его планах Метерлинк корректно отступал перед авторитетом режиссёра, но не скрывал, что тот, на его взгляд, рвётся «за пределы возможностей сцены».

Но Станиславский достиг своих целей, и могуществом его фантазии сказка о странствиях детей дровосека перемещала героев Метерлинка и с ними зрителей из одних измерений «жизни человеческого духа» в другие, непредвиденные, всё более усложняющиеся и высокие.

Синяя птица (1908 г.), сцена из 1-го акта

Разраставшуюся на сцене в первом акте спектакля стихию превращений, блистательно сработанную режиссёрами вместе с художником В. Егоровым, критик С. Глаголь называл «чудом освобождения душ из плена немоты» и свидетельствовал, что их разгоравшееся светлое ликование заражало ответным восторгом зрительный зал. А когда в финале сцены «Лазоревого царства» – навстречу ещё не родившимся душам – под удивительную мелодию «радостный хор матерей вдруг раздавался из неведомой глубины», у зрителей, как пишет Л. Гуревич, «слёзы сжимали сердце».

Читайте также:  Спой птичка караоке бар

Благодарный Метерлинк (его супруга, актриса Жоржетта Леблан, будучи в Москве, посмотрела спектакль МХТ) писал Станиславскому в ноябре 1910 года: «Я знал, что обязан Вам многим, но не предполагал, что обязан всем. И мне остаётся одно: склониться до земли перед самым чистым и самым великим художником театра нашего времени, благодаря его от глубины того лучшего, что заключается в моём сердце».

Художник Егоров В.Е. У феи Берилюны. Сцена из спектакля «Синяя птица» М.Метерлинка. Фото. МХТ 1908

Сюжет
(читать ТУТ )

В ночь под Рождество брата и сестру, Тильтиля и Митиль, посещает фея Берилюна. Внучка феи больна, спасти её может только таинственная Синяя птица. Чем же больна девочка? «Ей хочется быть счастливой». Фея отправляет детей на поиски Синей птицы — птицы счастья. В помощь Тильтилю фея даёт волшебную шапочку, которая позволяет видеть невидимое, то, что скрыто от обычных глаз, а доступно только глазам сердца: души Молока, Xлеба, Сахара, Огня, Воды и Света, а также Пса и Кошки. Освобождённые детьми души — символы добра и зла, отваги и трусости, любви и фальши — идут с героями сказки. Одни с радостью приходят детям на помощь, другие (Кошка и Ночь) пытаются помешать.


Тильтиль и Митиль.
С. В. Халютина и А. Г. Коонен

В Стране Воспоминаний дети узнают: «Мёртвые, о которых помнят, живут так же счастливо, как если бы они не умирали». А во Дворце Ночи перед детьми открываются неразгаданные тайны Природы. Но им-то хочется Счастья, Блаженства! Только. кто бы мог подумать?! В волшебных Садах Блаженства есть вредные Блаженства, от которых надо спасаться: Блаженство быть внезапным, Ничего не знать, Спать больше, чем нужно. Дети учатся видеть и чувствовать другие, прекрасные и добрые Блаженства: Блаженство быть ребёнком, Блаженство быть здоровым, Дышать воздухом, Любить родителей, Блаженство Солнечных Дней, Дождя. А ещё есть Великие Радости: Быть Справедливым, Добрым, Радость думать, Радость Завтрашней Работы и Материнской Любви.

Собственно «Синяя птица» есть символ счастья, которое герои ищут повсюду, в прошлом и будущем, в царстве дня и ночи, не замечая, что это счастье — у них дома.

Митиль и Тильтиль.
А. Г. Коонен и С. В. Халютина

Свет — В. В. Барановская, Фея — М. Г. Савицкая

Дедушка — А. И. Адашев, Бабушка — М. Г. Савицкая

Насморк — О. В. Богословская

Внучка — М. Я. Биренс и Соседка Берленго — М.П.Николаева

Время — Н. А. Знаменский и души неродившихся

Время — Н. А. Знаменский и души неродившихся

Кот – Степан Леонидович Кузнецов

Сахар – Владимир Платонович Болтин

Сахар – В. П. Болтин и Митиль — А. Г. Коонен

Тильтиль и Митиль.
С. В. Халютина и А. Г. Коонен

Митиль и Тильтиль.
А. Г. Коонен и С. В. Халютина

Кот – С. Л. Кузнецов, Митиль — А. Г. Коонен, Тильтиль — С. В. Халютина

Влюбленные — М. Я. Биренс и М. А. Жданова

Источник

Оцените статью