Спектакль жар птица мариинского театра

Петрушка
Жар-птица
Рубины

Как утверждал Стравинский, балет — «единственная форма сценического искусства, которая ставит в краеугольный камень задачи красоты и более ничего». Он действительно по-особенному любил этот вид искусства, оставив потомкам целую россыпь гениальных сочинений. В рамках фестиваля в Мариинском театре покажут легендарные балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», созданные Стравинским специально для Русских сезонов Дягилева. Увидят сцену и более поздние сочинения — «Свадебка», «Пульчинелла» и посвященный Чайковскому «Поцелуй феи», а также балеты на музыку композитора — «Симфония в трех движениях» и «Рубины», вторая часть балета «Драгоценности» в хореографии Джорджа Баланчина.

Мировая премьера – 13 апреля 1967 года, New York State Theater, Нью-Йорк
Премьера в Мариинском театре – 30 октября 1999 года

Авторы и постановщики

Музыка Игоря Стравинского (Каприччио для фортепиано с оркестром)
Хореография Джорджа Баланчина

Сценография – Питер Харви
Костюмы – Каринска
Консультант по костюмам – Холли Хайнс
Концепция света – Рональд Бейтс
Балетмейстеры-постановщики: Карин фон Арольдинген, Сара Леланд, Элиз Борн, Шон Лавери

Постановка балета Джорджа Баланчина «Рубины» («Драгоценности») подготовлена в сотрудничестве с Фондом Джорджа Баланчина и выполнена в соответствии со стандартами стиля и техники Баланчина (Balanchine Style® and Balanchine Technique®), установленными и предоставленными Фондом Баланчина
Мариинский театр благодарит госпожу Беттину фон Сименс за постоянную поддержку в реализации проекта «Балеты Баланчина в Мариинском»

Источник

Петрушка
Жар-птица

Как утверждал Стравинский, балет — «единственная форма сценического искусства, которая ставит в краеугольный камень задачи красоты и более ничего». Он действительно по-особенному любил этот вид искусства, оставив потомкам целую россыпь гениальных сочинений. В рамках фестиваля в Мариинском театре покажут легендарные балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», созданные Стравинским специально для Русских сезонов Дягилева. Увидят сцену и более поздние сочинения — «Свадебка», «Пульчинелла» и посвященный Чайковскому «Поцелуй феи», а также балеты на музыку композитора — «Симфония в трех движениях» и «Рубины», вторая часть балета «Драгоценности» в хореографии Джорджа Баланчина.

Премьера – 13 июня 1911 года, Русский балет Дягилева, театр Шатле, Париж
Премьера в Государственном академическом театре оперы и балета, ныне Мариинском (постановка Леонида Леонтьева по хореографии Михаила Фокина) – 20 ноября 1920 года
Премьера постановки Гэри Криста – 6 февраля 2010 года

Продолжительность балета 40 минут

Авторы и постановщики

Музыка Игоря Стравинского
Хореография Михаила Фокина (1911)

Либретто, декорации и костюмы Александра Бенуа
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Постановщик – Гэри Крист
Художник по возобновлению декораций – Батожан Дашицыренов
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Ответственный репетитор – Игорь Петров

Читайте также:  Птицы пустынь и полупустынь

Краткое содержание

Во время масленичного гуляния в балагане дается представление. Три куклы – Арап, Балерина и Петрушка – пляшут вначале для зрителей, а потом и среди зрителей. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим.
Жалкий, одинокий Петрушка влюблен в Балерину и ревнует ее к самовлюбленному и глупому Арапу. Балерина равнодушна к Петрушке. Фокусник жесток с ним. Петрушка пытается помешать флирту Балерины с Арапом, но Арап прогоняет его.
Преследуя Петрушку, он вырывается за пределы балагана и на глазах у гуляющей толпы убивает несчастного соперника. Зовут будочника. Но появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь смерть куклы, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка, который грозит кулаками своим мучителям.

Поставленный для дягилевского «Русского сезона» 1911 года «Петрушка» стал звездным часом всех его создателей. Для композитора Игоря Стравинского – триумфальным, хотя и первым опытом реализации собственного замысла спектакля, истории балаганного Петрушки, рассказанной оркестровым сочинением, где рояль бы играл преобладающую роль. Для любителя петербургской старины, либреттиста и художника Александра Бенуа – возможностью окунуться в дорогие сердцу детские воспоминания о городских ярмарках и балаганах. Хореограф Михаил Фокин в «Петрушке» в полной мере реализовал свои реформаторские идеи о выразительности движения, «говорящем» характере пластики. А пронзительно воплотивший эти идеи исполнитель главной партии Вацлав Нижинский с ролью получил не только обожание публики, но и будто бы конспект собственной судьбы. Лишенная доставлявших удовольствие мелодий партитура, в которой смерть героя обозначена звуком брошенного на пол бубна, так непохожие на традиционно балетные завернутые носками внутрь ноги Петрушки и трагедия одиночества на фоне красочной ярмарочной толпы – эти ингредиенты «Петрушки» стали не только ингредиентами парижского успеха, они обозначили смену балетных эпох.

Источник

Балет И. Стравинского «Жар-птица»

Жар птица

14, 21, 22 мая 2016 года Мариинский театр представит балет «Жар-птица». Посетить такой спектакль можно всей семьей. Хотя композитор Игорь Стравинский, создавая это произведение, не предполагал целенаправленно, что оно будет предназначаться для детей, все же оно может и должно увлечь юных зрителей, которым уже исполнилось шесть лет – ведь либретто балета создавалось на основе русских народных сказок, а продолжительность спектакля – 50 минут – не позволит детям устать. За дирижерский пуль встанет Гавриэль Гейне – первый американец, окончивший Московскую консерваторию, один из последних учеников Ильи Мусина. В Мариинском театре дирижер работает с 2007 года.
Идея балета «Жар-птица» принадлежала Сергею Дягилеву. Известный антрепренер считал, что в его «Русских сезонах в Париже» не хватает русской народной сказки. Выбор сюжета оказался делом нелегким – все подходящие мотивы уже использовал если не Н. А. Римский-Корсаков, так кто-нибудь другой. И лишь один сказочный мотив оказался «незанятым» – образ чудесной птицы, которая может стать для героя спасением, но может и принести ему несчастья или даже проклятие. Правда, ни одной народной сказки, которая подходила бы для балета полностью, найти не удалось, поэтому пришлось соединить несколько сказок, в которых встречался этот образ.

Читайте также:  Полный определитель птиц калякин коблик

Либретто для балета «Жар-птица» разработал выдающийся хореограф той эпохи – Михаил Фокин. Создание же музыки С. Дягилев первоначально поручил А. Лядову, но тот сочинял слишком медленно. И вот тогда антрепренер обратил вспомнил о И. Стравинского, чье сочинение под названием «Фейерверк» однажды понравилось ему и М. Фокину на концерте – хотя и не имело успеха у публики в целом. Балетмейстеру и антрепренеру запомнилась «искрящаяся», «пылающая» музыка – ведь именно такая нужна была для задуманного балета с его образом огненной птицы.

Композитору было в то время 28 лет, он был не особенно известен – и телеграмма от самого С. Дягилева очень его удивила: работать в таком солидном проекте с истинными мастерами своего дела – это было с его точки зрения большой честью. И. Ф. Стравинский даже волновался, успеет ли он закончить музыку к указанному сроку – и все же рискнул взяться за эту работу.

Scr01

Можно с уверенностью сказать, что С. Дягилев в своем выборе не ошибся. Музыка И. Ф. Стравинского, созданная для балета «Жар-птица», оказалась достойным воплощением мира русских народных сказок. В ней еще ощущается влияние традиций, идущих от сказочных опер Н. А. Римского-Корсакова, но есть и явственные черты собственной творческой индивидуальности И. Ф. Стравинского. Присутствует и такой типичный для русской классической музыки прием, как цитирование подлинных народных мелодий – Хоровод царевен основывается на русской песне «По садику». Оркестровая ткань балета отличается красочностью, являя собой образец очень тонкой звукописи – и это роднит И. Ф. Стравинского и с Н. А. Римским-Корсаковым, и с А. Лядовым, в особенности напоминая его «Волшебное озеро». «Ползущие» хроматические звучания, живописующие зачарованное Кащеево царство, сменяются причудливо-фантастическим «Плясом Жар-птицы», а дикая стихийность «Поганого пляса Кащеева царства» передается зловещими острыми ритмами.
В подготовке премьеры балета «Жар-птица» наряду с Михаилом Фокиным участвовал Вацлав Нижинский. Декорации и костюмы создавали художники А. Бенуа и Я. Головин. В хореографии М. Фокин использовал разные элементы. Партия Жар-птицы, противопоставляемой всем прочим персонажам, основывалась на классическом танце, а обилие прыжков создавало впечатление полета. Пластика движений Царевен, танцующих босыми, создавала образ возвышенных, но вполне земных девушек, ей противопоставлялась гротескная пластика персонажей Кащеева царства. Премьера балета «Жар-птица» состоялась в парижском театре «Гранд Опера» 25 июня 1910 года. Среди зрителей было немало знаменитых людей: композиторы М. Равель, М. де Фалья, Ф. Шмитт и К. Дебюсси, писатели Ж. Жироду, М. Пруст и П. Клодель. Красочный, экзотический и таинственный спектакль потряс публику – после этой премьеры И. Ф. Стравинский, до тех пор малоизвестный композитор, поистине «проснулся знаменитым». В октябре того же года балет – тоже с успехом – был поставлен в Санкт-Петербурге.

Читайте также:  Белые лесные птицы крупные

Подобные посты

Опера Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в Мариинском театра

Опера в концертном исполнении Мариинский театр Концертный зал Композитор Николай Римский-Корсаков Либретто Владимир Иванович Бельский. по одноименной сказке Александра Пушкина Главный хормейстер – Андрей Петренко Дирижер – Валерий Гергиев 23 июня в в Мариинском театре, в концертном зале прозвучит опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Представлено будет произведение в концертном исполнении. Партию Царевны-Лебедь исполняет лауреат премии «Casta diva», победительница […]

«Мама» Музыкальный спектакль для детей

Красноярский государственный театр оперы и балета Композитор – Жерар Буржоа По мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Премьера 15 декабря 2013 года Пьеса и постановка — Вячеслав Цюпа, тексты песен Ю. Энтина Художественный руководитель и хормейстер — Наталия Цюпа Хореография — Маргарита Зима Аранжировка музыкального материала — Сергей Шершов Видеоконтент — Константин Железко 15 июня Красноярский государственный театр оперы и балета пригласит […]

«Золотой петушок» Литературно-музыкальная композиция

Московская государственная академическая филармония Концертный зал им. П. И. Чайковского Начало в 12.00 Цикл музыкально-просветительских программ «Сказки Пушкина» Литературно-музыкальная композиция «Золотой петушок» по одноименной сказке А. С. Пушкина и опере П. И. Чайковского Композиторы – Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, О. А. Козловский Государственная академическая симфоническая капелла России Дирижер – Дмитрий Крюков Анастасия Белукова (сопрано) Руслан Розыев (бас) Леонид Бомштейн (тенор) Максим Сажин (тенор) Петр Татарицкий (автор проекта, режиссер-постановщик) Евгения Кривицкая (автор идеи, партия органа) Олег Чернов (графика) Артем […]

Источник

Оцените статью