Специфика бытия природы человека общества

3. Специфика человеческого бытия.

Бытие отдельного человека представляет собой диалектическое единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что:

  • без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен;
  • здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности. Однако общеизвестно, что дух может оказать как позитивное, так и негативное влияние на жизнедеятельность человеческого тела;
  • человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Все другие природные тела, в том числе и высшие животные, функционируют достаточно предсказуемо. Целесообразная человеческая деятельность зачастую регулируется не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными потребностями, мотивами.

Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом — реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

Духовное бытие, включает в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.

Под духовным, не претендуя на охват всей его сущности, подразумевается единство сознательного и бессознательного в деятельности человека, нравственность, художественное творчество, знания, материализующиеся в конкретных символах и предметах. Индивидуализированное духовное бытие – это прежде всего сознание индивида, его осознанная деятельность, включающая в себя элементы неосознанного или бессознательного. Такая форма духовного бытия существует и есть необходимость хотя бы кратко охарактеризовать самое важное в нем. Индивидуальное человеческое сознание – это прежде всего быстротечность происходящих в нем процессов и скрытость их от любого внешнего наблюдения. Поскольку носителем сознания является человек, то конкретные явления сознания возникают и исчезают попутно с жизнью и смертью отдельных людей. Хотя функционирование сознания неотделимо от существования тела, деятельности мозга и нервной системы индивида, но полностью его сводить к этому нельзя. Фрагменты сознания, конечно же, формируются в определенных областях человеческого мозга, но они не имеют постоянного “места прописки”, скорее всего они внепространственны, а мысли, образующиеся в процессе деятельности сознания, являются идеальными образованиями, или индивидуализированным духовным бытием. Составным и необходимым элементом сознания выступает бессознательное, которое есть не что другое, как неосознанное сознание. Процесс формирования сознания можно очень упрощенно представить так:1) попытка осознания, осмысления события или процесса; 2) сам процесс переработки, осмысления; 3) наконец, завершение этого процесса и получение результата в виде мысли или идеи. Бессознательное в этом процессе присутствует на втором этапе, когда уже кое-что есть, но это “кое-что” пока трудно выразить, поскольку оно полностью еще не осознано.

Читайте также:  Конфликт имеет двойственную природу

Индивидуализированное духовное в определенной степени, хотя и не очень значительной, связано с эволюцией всеобщего бытия, в целом же оно является относительно самостоятельной формой бытия. Вообще оно существует и дает о себе знать благодаря тому, что есть другая форма духовного бытия – общечеловеческое духовное бытие, которое, в свою очередь, также является относительно самостоятельным и не могло бы существовать без индивидуального человеческого сознания. Поэтому эти формы бытия можно и нужно рассматривать только в неразрывном единстве.

Предметно-вещественным проявлением общечеловеческого духовного бытия выступают литература, произведения искусства, производственно-технические предметы, нравственные принципы, идеи о государственном и политическом устройстве общественной жизни. Эта форма духовного бытия практически вечна, правда, сугубо в человеческом времяизмерении, так как ее жизнь детерминирована существованием человеческого рода.

Индивидуализированное духовное бытие и общечеловеческое духовное бытие, хотя и являются искусственно созданными, но без них существование человечества было бы невозможно.

Источник

13.Природа как основа человеческого бытия.Взаимодействие природы и общества.

В широком понимании слова «природа» — это бытие, Все­ленная, объективный мир в бесконечном многообразии его форм. В этом значении общество является частью природы. В бо­лее узком понимании «природа» — это часть объективного мира, с которой взаимодействует общество.Понятие «природная среда» имеет важный практический смысл, потому что акцентирует внимание на той части природы, в центре кото­рой находится человек и которая является средой его обитания.

Сегодня природная среда включает в себя земную кору, почвенный покров, воду, растительный и животный мир, нижние слои атмосферы и ближний космос.

Таким образом, между природой и обществом существует диалектическое единство. Но между ними есть и глубокое качест­венное отличие. Оно проявляется в том, что общество представ­ляет собой качественно более высокую форму организации мате­рии. В силу этого законы природы и законы общества, невзирая на объективный характер и тех и других, существенно отличают­ся друг от друга:

Читайте также:  Природный национальный парк байкал

а) если законы природы действуют как «слепая» необходи­мость, то законы общественного развития реализуются через соз­нательную, целеустремленную деятельность людей;

б) если законы природы вечны, то законы общества ограничены временем существования человеческого общества, а некоторые — рамками одной или нескольких общественно-экономических формаций;

в) если в природе действуют и динамические, и статические закономерности, то общественные законы носят только статиче­ский характер и представляют собой законы-тенденции, в кото­рых историческая необходимость пробивает себе путь через массу случайностей;

г) общественные законы познавать сложнее, чем законы при­роды, потому что они действуют более скрыто, через людей, внешне, случайно. Важнейшее различие общества и природы находит свое выра­жение в принципиальном отличии человеческого труда от деятельности животных. Первым и главным здесь является то, что человек активно влияет на природу, а не просто приспосаблива­ется к ней, что характерно для животных.

Всю историю взаимодействия общества и природы подразде­ляют на четыре периода: 1) присвоения; 2) аграрный; 3) индуст­риальный; 4) ноосферный.

Первый период — присвоения — определяется способом добы­вания средств существования. Второй и третий отвечают домини­рующему виду производства — сельскохозяйственному или про­мышленному. Четвертый связывается с возникновением ноосфе­ры. А что такое ноосфера?

Ноосфера — это сфера разума (от греч. noos — разум), сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность выступает опреде­ляющим фактором развития.

5.1 Взаимодействие природы и общества

Связь общества с природой, как уже отмечалось, состоит не только в их общем существовании, в активном взаимодействии друг с другом. В системе «природа — общество» более подвиж­ным является второй элемент, причем темп исторического разви­тия общества непрерывно ускоряется.

Сначала рассмотрим основные направления влияния приро­ды на общество:

Читайте также:  Красота зимней природы стихотворение

1.природа дает средства к существованию. Она предоставля­ет материалы и энергию, необходимые для жизнедеятельности людей. Общество находит в природе пресную воду для жизни, потребностей сельского хозяйства и промышленности, воздух — для дыхания и горения, а также природные пути сообщения, строительные материалы и т. п.;

2.природа влияет на размещение производительных сил об­щества и специализацию экономики.

3.природа ускоряет или замедляет развитие производитель­ных сил.

4.природа может уничтожать результаты человеческой дея­тельности.

5. природа влияет на формирование и развитие общественно­го сознания.

Мы рассмотрели влияние природной среды на общество. Но взаимодействие общества с природой осуществляется и путем его обратного влияния. Это проявляется в таких направлениях.

1) общество расширяет объем и пределы использования при­родной среды.

2) общество изучает и осваивает природу «вглубь». Это прояв­ляется, с одной стороны, в изучении уже известных естественных явлений на уровне микропроцессов, а с другой — в открытии и промышленном использовании неизвестных раньше свойств и законов природы;

3) общество усиливает интенсивность использования природ­ных ресурсов.

4) общество влияет на структуру окружающей природной сре­ды.

5) общество направляет свои усилия на воссоздание природы.

Источник

Оцените статью