Специфика бытия живой природы

3.4. Живая природа Происхождение жизни

Бытиеживой природынеобходимо рассматривать в непосредственной взаимосвязи с таким явлением, как жизнь. Быть для живого существа — значит жить, а не быть — значит лишиться жизни, умереть, т. е. перестать существовать в качестве живого организма. Проблема возникновения жизни на Земле постоянно была в центре внимания человека и всегда оставалась для него одной из величайших загадок, в попытках разгадать которую он во все времена использовал всю силу своего ума и фантазии. Но и сегодня, когда исследовательские возможности человека неизмеримо выросли, а биологическиенаукишагнули далеко вперед, эта проблема не может считаться до конца решенной. Именно поэтому наряду с научными представлениями эволюционного возникновения живого вещества из неживого продолжают существовать различные теории происхождения жизни, многие из которых своими корнями уходят в историю и, в частности, висторию философии.

Так, уже в первобытном обществе люди пытались объяснить жизнь посредством существования духов, душ, которыми, по их мнению, наделены не только люди, но и животные, а также все предметы и явления окружающей действительности. Соответствующие верования получили название анимизм (см. главу 1, 1.4).

У Аристотеля(384–322 гг. до н. э.), а затем в средневековойсхоластикеи уЛейбница(1646–1716) мы находим термин «энтелехия» (от греч.entelecheia— имеющий цель в самом себе), истолковываемый как активное начало, движущая сила. Это понятие положено в основу витализма (от лат.vitalis— живой) — философского учения, объясняющего существование живого вещества и его качественное отличие от неживого посредством признания некой бестелесной, иррациональной причины, «жизненной силы», лежащей в основе всего живого. Немало различных идей высказано по поводу божественных актов творения жизни, занесения «спор жизни» на Землю из космоса, пришельцев с других планет, якобы осуществляющих на Земле свой эксперимент, и т. п.

О возможности жизни во Вселенной

Вопрос о том, есть ли жизнь еще где-нибудь в космосе, кроме нашей планеты, вполне правомерен. Уже одна мысль о том, что таких звезд, как наше Солнце, во Вселенной бесчисленное множество, и вокруг них могут, как и вокруг нашей звезды, вращаться планеты (а наличие планет у некоторых звезд — установленный факт), дает основание предположить о возможности жизни еще где-то помимо Земли. Более того, даже относительно Солнечной системы, в космических масштабах просто крошечной и в значительной мере доступной современному человеку для исследований, нет пока достаточной информации, чтобы утверждать о наличии или отсутствии каких бы то ни было форм жизни. Такая задача не может быть решена только умозрительным путем и потребует экспериментальных исследований. Судя же по темпам роста научно-технических возможностей человека, вопрос о наличии или отсутствии жизни в Солнечной системе, помимо Земли, может получить решение уже в обозримом будущем. Однако по поводу всего мироздания (в силу его бесконечности для человеческогопознания) он остается и в видимой перспективе будет оставаться открытым. И это пока все, что можно сказать сегодня по данному поводу. К тому же нет никаких оснований утверждать, что жизнь вообще может существовать таким и только таким способом, каким она проявляется на Земле и воспринимается, осознается разумными существами.

Читайте также:  Сочинение чтобы помочь природе

Источник

2. Основные формы бытия.

Выделим основные, с позиций диалектического материализма, формы бытия, каждая из которых характеризуется общностью специфического способа существования, присущего только этой форме бытия.

В построении общей картины бытия получается пирамида, в основании которой находится неживая природа, над ней, включая ее, надстраивается живая, а еще выше – человек, как единство духа, живой и неживой природы.

2.1. Бытие вещей и процессов неживой природы:

Первая природа – это весь естественный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, эхо, радуга и т.п.).

Специфика бытия заключается в том, что первая природа существует до, вне и совершенно независимо от сознания и действия людей. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени, несмотря на преходящее бытие отдельных вещей, процессов, состояний. Т.о., первая природа исходя из принципов материализма, объективная и первичная реальность.

Вторая природа – это весь искусственный мир (здания и сооружения, каналы, плотины, космические станции, машины, самолеты, предметы обихода и т.п.), который строго зависит от первой природы, т.к. без нее не могли бы появиться предметы и процессы, произведенные человеком.

Специфика бытия второй природы заключается в том, что это комплексная природно-духовно-социальная реальность, т.к. во второй природе воплощен природный материал и «опредмечены» (по теминологии Гегеля и Маркса) труд и знания людей. Т.о. вторая природа – это нерасторжимое единство природного материала, опредмеченного духовного (идеи), опредмеченной деятетельности конкретных индивидов и социального предназначения данных предметов. Бытие второй природы это преходящее бытие, связанное с временем и пространством человеческого существования, с бытием социального, т.е. это социально-историческое бытие и в этом главное отличие бытия второй природы от первой. Вторая природа дана каждому отдельному человеку, поколениям людей объективно, она существует независимо от их сознания, но в отличие от природы уже воплощает в себе человеческие идеи и цели, и поэтому не может считаться независимой от сознания человека.

Читайте также:  Приказ 288 министерство природных ресурсов

2.2. Бытие живой природы:

— неодухотворенные тела.

Неодухотворенные тела – вся биосфера во всем ее многообразии, представленная флорой и фауной планеты, т.е. все то, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен с окружающей средой, но не обладает сознанием. Суда же можно отнести и человека если условно рассматривать его как вещь среди вещей, тело человека – тело природы среди таких же тел.

Бытие живой природы необходимо рассматривать в непосредственной взаимосвязи с таким явлением как жизнь. Быть для живого существа – это значит жить, а не быть – значит лишиться жизни, умереть, т.е. перестать существовать как живой организм (вернуться в неорганическое состояние). По современным представлениям (хотя это лишь одна из версий происхождения жизни) живое возникло из неживого естественным путем в процессе соединения при определенных параметрах окружающей среды аминокислот, возникших в свою очередь, абиотическим (небиогенным, естественным) путем.

Живой организм – это самоорганизующаяся система открытого типа, т.е. производящая обмен веществ, энергии и информации с окружающей средой и способная к размножению. Бытие живых организмов функционально, т.к. только они могут порождать себе подобных, расти, развиваться, получая извне необходимые для роста и поддержания жизни вещества и выбрасывая в окружающую среду отходы своей деятельности. Еще одним необходимым условием бытия живых организмов является наличие соответствующей и вполне определенной для каждого физической и химической среды (температура, влага, питание и т.п.).

Хотя отмеченные параметры конкретны и поддаются исследованиям, иногда сложно провести границу между живым и неживым, в связи с чем ставится под сомнение приведенное выше определение живого. Например, вирусы вне клеток организма не производят обмена веществ, не размножаются и т.д., что дает основание некоторым ученым относить их к миру неживого. На определенное время прекращаются жизненные процессы и у высушенных семян или простейших микроорганизмов при глубоком замораживании, но при возвращении к прежним условиям, их жизненные процессы восстанавливаются.

Читайте также:  Природные ресурсы часть объектов экологического права

Бытие человека – это единство тела и духа, человек «мыслящая вещь», функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них – с психикой и духовной жизнью индивида. Однако пословица «в здоровом теле – здоровый дух» верна не всегда, хорошо известно как велика роль духа в поддержании немощного тела.

— специфически человеческое бытие;

Особенность человеческого существования состоит в нежесткой, неуниверсальной обусловленности бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в способности контролировать свои фундаментальные потребности в пределах и нормах определяемых обществом, традициями, волей и самосознанием индивида. Неуниверсальность состоит в том, что человек способен подавлять эгоизм телесных потребностей и руководствоваться духовно-нравственными и социальными мотивами (жертвенные поступки и не только).

Бытие человека характеризуется:

— человек как мыслящая и чувствующая вещь (тело);

— человек как индивидуальная особь, вида Homo sapiens, взятая на данном витке его развития, эволюции мира;

— человек как социально-историческое существо.

Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека, но бытие людей не абсолютно независимо от сознания.

Источник

Оцените статью