Спор природе универсалий реализм номинализм

4. Номинализм и реализм о природе универсалий.

Спор об онтологическом статусе универсалий (общего в вещах) был связан с теологическим догматом Троицы – Если Бог един в трех Лицах, то существует ли он реально и в каком виде?

Реализм: подлинным бытием обладают не сами вещи, а общее в них – универсалии. Представители: Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Номинализм – реально существуют лишь единичные вещи, а универсалии – всего лишь имена вещей, возникающие в разуме человека. Представители: Росцелин, Дунс Скот.

Концептуализм – направление номинализма, признающее реальное существование общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс. Эти общие признаки фиксируются в понятии. Позиция сформулирована Пьером Абеляром.

5.Схоластика. Философия Фомы Аквинского (томизм).

Пять доказательств существования Бога:

  • Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим. Следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог.
  • Причина: все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог.
  • Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого. Следовательно, первоначальной необходимостью является Бог.
  • Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше-хуже, больше-меньше и т. д.). Следовательно, должна существовать высшая степень совершенства – Бог.
  • Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл. Значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет всё к цели, придает смысл всему, – Бог.
  • разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию); их разделение – одна из ключевых идей католицизма;
  • сущность вещи (эссенция) – это «чистая идея», совокупность признаков, черт, назначения, существующих в разуме Бога;
  • существование вещи (экзистенция) – это сам факт бытия вещи;
  • любая вещь, явление обретают существование по воле Бога;
  • бытие и благо обратимы: Бог, давший сущности существование, может её лишить этого; следовательно, мир бренен и непостоянен;
  • сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим: Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от внешних факторов.
  • и вера, и разум участвуют в процессе познания;
  • и вера, и разум дают истинное знание;
  • если разум противоречит вере, значит, он заблуждается;
  • всё существующее делится на познаваемое и непознаваемое разумом;
  • разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
  • не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, и, следовательно, они могут быть познаны через Божественное откровение;
  • философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
  • все остальное (Божественное откровение) может познать только теология.

Темы контрольных работ

  1. Философские идеи Августина Аврелия.
  2. Спор номинализма и реализма о природе универсалий.
  3. Фома Аквинский и расцвет схоластики.
  4. Доказательства бытия Бога в средневековой философии.
  5. Соотношение веры и разума как проблема средневековой гносеологии.
  6. Теоцентризм как религиозно-философское мировоззрение.
  7. Бог как творец и судья. Проблема оправдания Бога за существование зла.
  8. Средневековая схоластика: открытия и заблуждения.
  9. Патристика: синтез христианской веры и античной мудрости.
  10. Пьер Абеляр: конфликт с эпохой.
  11. Философия истории Августина Аврелия.
  12. Учение о креационизме.
  13. Божественное откровение как гносеология эпохи средневековья.
  14. Апологетика: основные идеи.
  15. Мейстер Экхарт и мистическая традиция средневековья.
  16. Библия как основа средневековой философии и культуры.
  17. Понимание человека в средневековой философии.
  18. Природа в средневековых теолого-философских концепциях
  19. Специфика средневековой философии.
  20. Соотношение философии и религии в средние века.
  21. Проблема бытия в средневековой философии.
  22. Проблема добра и зла в средневековой философии.
  23. Неоплатонизм и христианское богословие.
  24. Влияние идей Аристотеля на формирование томизма.
  25. «Бритва Оккама» и распад традиционной метафизики.
  26. Понимание времени и пространства в средние века.
  27. Проблема свободы воли в средневековой философии.
  28. Эстетические представления эпохи средневековья.
  29. Социально-экономические идеи эпохи средневековья.
  30. Этика христианства.
Читайте также:  Особо охраняемые природные объекты понятие

Источник

Номинализм и реализм, спор о природе универсальных понятий

Спор номиналистов и реалистов является одним из самых ключевых в средневековой философии. Из-за чего все началось, подлинно не известно. Источники выдвигают две наиболее часто встречающиеся версии: рассмотрение вопроса о троичной сущности Бога и ответ на вопрос Порфирия во введении к Категориям Аристотеля («существуют ли роды и виды самостоятельно, или же они существуют только в мыслях?»). В конечном итоге спор вышел за рамки первоначальной темы и влился в рассмотрение диалектики единичного и общего. Так в философии появились реалисты и номиналисты.

Реализм — философское направление, признающее существование общего, общих понятий (идей) вне вещей, до существования вещей в божественном разуме. У данного ответвления были свои «оттенки». Крайний реализм, признающий самостоятельное существование универсалий как идеальных сущностей, обладающих бытием независимо от чувственных предметов и раньше их, исходил из Платона. Его разновидностью явился умеренный реализм, для которого универсалии существуют вне нашего ума, но свойственны вещам как формы; представляется очевидным, что он опирался на учение Аристотеля.

Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.

Номинализм (от лат. nomen — имя) — философское учение, отрицающее онтологическое знание универсалий, утверждающее, что реально существуют только единичные вещи, а общее — это результат деятельности разума, который находит связи между вещами. Это направление тоже имело корни в античности: ученик Сократа и основатель философской школы киников Антисфен (435-370) признавал существование только отдельных, единичных вещей.

Согласно номиналистам, общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей образуются нашим умом путём абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие « человек », когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все люди суть живые и одушевлённые существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделённое разумом. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты, которым принадлежал, например, Росцелин (XI – XII в.), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее – только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

Читайте также:  Природные условия хвойных лесов

Однако номиналисты и реалисты сталкивались не только в 1 споре. Например, Антисфен говорил: «Я вижу человека, а не человечность; лошадь, а не лошадность». Платон язвительно отвечал на это: «Естественно, ибо глаза, которыми ты видишь лошадь, ты имеешь, но то, посредством чего видима лошадность, у тебя отсутствует». Нужно отметить, что этот платоновский аргумент и сейчас широко используется церковниками в споре с атеистами: легко утверждать, что неверующие просто лишены некоторого религиозного органа и в этом смысле неполноценны.

Компромиссную позицию при решении вопроса об универсалиях занимали представители концептуализма (от лат. conceptus — понятие) — философского учения, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что в единичных предметах существует нечто общее, на основании чего в познании возникает концепт — понятие, выраженное словом. Одним из последователей данного направления был Пьер Абеляр.

Итогом «божественного» спора об универсалиях было выявление двух позиций философов и на проблему творения мира. Реалисты считали действительным существование самого единства триединого Бога. Они отстаивали традиционный объективно-идеалистический тезис о независимом от материального мира существовании идеального. Реалисты считают, что разум — это главное и в акте творения (Бог творит мир благодаря идеям, образцам, которые изначально у него существуют), так и в акте познания. Номиналисты же считали реально существующими «лики» Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Они отстаивали реальное существование единичного, индивидуальных предметов и явлений, связывая действительно реальное существование с чувственно-конкретным существованием индивидуальных вещей. Номиналисты же утверждают, что главное в творении мира не разум, а воля (Бог творит мир в акте свободной воли).

В разгоравшейся в течение последующих столетий философской борьбе сначала брал верх реализм, выгодный церковникам, а затем стал набирать силу номинализм. На данный момент нет лидирующего направления.

Читайте также:  Каких цветов бывают волосы от природы

Таким образом, спор о природе универсалий между реалистами и номиналистами фактически стал спором между представителями идеалистов и материалистов в вопросе о диалектике общего и единичного. Если реализм рассматривал как нечто идеальное и предшествующее вещи (идеалистическая сторона), то номинализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы.

  1. Какие 2 направления в философии образовались при решении «божественного» спора?
  2. Кто являлся первым представителем реализма?
  3. Существует ли какое-то направление, отражающее «усредненное» мнение об универсалиях?
  4. О чем говорили номиналисты в «божественном» споре?
  5. С чем сравнивают противостояние реалистов и номиналистов?

Источник

Спор об универсалиях: реализм — номинализм

Характерной чертой средневековой философии является спор об универсалиях (общих понятиях, в котором сконцентрировались как онтологические проблемы (что есть реально сущее? Обладает ли общее признаками реального бытия или нет? Как соотносятся общее и единичное в мире?) Так и гносеологические проблемы (каким образом существует идеальное? Как возможно рационально понятийное познание? Как относятся мышление и действительность?).

В трактовке сущности общего, соотношении общего и единичного выделяются две крайние позиции: реализм и номинализм.

Реализм — философское направление, признающее существование общего, общих понятий (идей) вне вещей, до существования вещей в божественном разуме. Концепцию реализма в средневековой философии развили: Августин Аврелий, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский. В отличие от крайнего реализма, утверждающего, что общее существует только вне вещей, Фома Аквинский обосновал позицию умеренного реализма, утверждающего троякое существование универсалий;

  • до вещей в божественном разуме, идеи как вечные прообразы вещей;
  • в вещах, как и сущности, субстанциональные формы;
  • после вещей, в человеческом разуме, как понятия, результат абстракции.

Номинализм (от лат. nomen — имя) — философское учение отрицающее онтологическое знание универсалий, утверждающее, что реально существуют только единичные вещи, а общее — это результат деятельности разума, который находит связи между вещами. Представители этого направления в средневековье: Росцелин, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам, Николай из Отрекура, Иоганн Буридан и др.

Крайности двух противоположных позиций снимаются в концептуализме Абеляра.

Концептуализм (от лат. conceptus — понятие) — философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что в единичных предметах существует нечто общее, на основании чего в познании возникает концепт — понятие, выраженное словом.

Спор об универсалиях выявил две позиции философов и на проблему творения мира. Реалисты считают, что разум — это главное и в акте творения (Бог творит мир благодаря идеям, образцам, которые изначально у него существуют), так и в акте познания. Номиналисты же утверждают, что главное в творении мира не разум, а воля (Бог творит мир в акте свободной воли).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Оцените статью