Способности понятие природа способностей классификация способностей

19.Понятие о способностях. Природа человеческих способностей. Виды и структура способностей.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Способности делятся на общие- индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности; и специальные свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности. Выделяют следующие виды специальных способностей: умственные и специальные; учебные и творческие; математические; конструктивно-технические; музыкальные; литературные; художественно-изобразительные; физические способности.

Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии: Задатки, Способности, Талант, Гениальность.

Современные представления о природе способностей заключаются в том, что природа эта многогранна, на каждую отдельную способность влияет и наследственность, и условия физиологического созревания и роста, и разного рода психогенные факторы, опыт человека и другое.

Самой распространённой ошибкой при рассмотрении природы способностей является отождествление задатков и способностей. Задатки это врождённая «склонность к способностям». Например, если у ребёнка идеально развит слух и в целом слуховой анализатор, то уже в раннем детстве задатки могут превратиться в способности, обучение музыке может сделать из ребёнка талантливого музыканта или композитора. Однако ребёнок не рождается музыкантом или композитором. Строго говоря, нельзя даже сказать, что у него есть задатки к музыке.

Само слово «врождённое» тоже не имеет конкретного смысла. Под ним может пониматься только генетическое или же генетическое + особенности внутриутробного развития. Как известно, нездоровый образ жизни беременной женщины может очень пагубно повлиять на развитие плода.

Читайте также:  Отделка колодца природным камнем

Также следует понимать, что в русском языке словом «способность» ранее обозначали состояние готовности к выполнению той или иной деятельности («способность к физическому труду», «способен к убийству»). То есть историческое значение слова «способность» полностью совпадает со значением современного термина «компетентность», которая сочетает в себе и ЗУНы (знания — умения — навыки), и личностные особенности. Благодаря, однако, развитию психологии и педагогики, под способностями ныне понимают потенциал человека, который обычно оценивается по скорости освоения ЗУНов.

Структура способностей, состоит из совокупности психических качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности. Различают ведущие и вспомогательные свойства.

Так, по мнению В. А. Крутецкого, ведущими свойствами в математических способностях являются: — получение математической информании (формализованное восприятия, охватывание формальной структуры задачи); — переработка математической информации (логическое мышление, быстрое и широкое обобщение математических объектов, экономичность и рациональность мышления); — хранение математической информации (математическая память); — математическая направленность ума.

Итак, личность как носитель определенных психологических качеств имеет потенциальные возможности для развития способностей. Они превращаются в актуальные, реальные способности, когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря которой достигается успех деятельности. Отсюда становится ясным, что способности очень динамичны, подвижны.

Источник

Понятие способностей, условия развития и уровни

Способности – это такие психологические особенности человека, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но от которых зависит их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, человек поддерживает и развивает соответствующие способности [34].

Читайте также:  Природный газ волгоградской области

Предпосылками для формирования и развития способностей являются анатомо-физиологические и функциональные особенности нервной системы человека, называемые задатками.

Выделяют два основных условия развития способностей: 1) активное взаимодействие с окружающим миром; 2) обучение и воспитание.

Выделяют также два уровня способностей:

  1. репродуктивный– обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью. Понятие, соответствующее этому уровню –талант (выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области).
  2. творческий– обеспечивает создание нового, оригинального. Этому уровню соответствует понятие –гениальность (наивысшая степень проявления творческих сил человека).

Классификация способностей

  • наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей;
  • отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства;
  • необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности и т.п.
  1. общие и специальные. Общиеспособности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.Специальныеспособности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других;
  2. теоретические и практическиеспособности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретичес­ким размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей;
  3. учебные и творческиеспособности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формиро­вания качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений;
  4. способности к общению, взаимодействию с людьми,а такжепредметно-деятельностные, или предметно-познавательные (эти способ­ности – в наибольшей степени социально обусловлены). В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.
Читайте также:  Объекты живой природы вода

Источник

Оцените статью