Способности природные основы способностей

О природных способностях и их развитии

Пожалуй, каждый из нас хоть однажды задумывался о своих способностях и талантах. Есть ли они у вас, как их найти, как развивать – и это далеко не все, что мы хотим узнать по этой теме. Подробно разобраться в феномене природных способностей нам поможет эксперт по вопросам карьеры и поиска призвания, психолог, интернет-тренер и прекрасная мама двух дочек Ольга Струговщикова.

Что такое способности?

Учебник по психологии на этот вопрос отвечает так: «это психологические особенности личности, от которых зависит степень успешности освоения навыков, умений и знаний. При этом способности не сводятся только к наличию этих навыков, умений и знаний».

Другими словами, способности помогают человеку легко обучаться выполнению различных дел. То есть когда вы чему-то легко и быстро учитесь, когда на лету схватываете какие-либо виды деятельности, значит, у вас есть к ним способности.

Существует расхожее мнение, что все способности даны нам от рождения, подарены природой. Поэтому мы с этим “набором” ничего не можем сделать. Но это совершенно не так.

На практике каждый из нас обладает определенным комплексом анатомо-физиологических особенностей. Говоря простыми словами, каждый человек уникален и отличается от других на уровне строения тела, органов и особенностей их работы. Это называется задатками. Часть нам достается в наследство от предков и родственников, другая является исключительно нашей, сформированной за 9 месяцев пребывания в мамином животике.

То есть в нас заложены определенные задатки, предрасположенности к конкретным способностям. Но их формирование и дальнейшее развитие происходит пожизненно.

Раскрытие природных способностей зависит от двух основных моментов

  1. Окружение, например, правильный учитель или кружок;
  2. Собственная мотивация, упорство, настойчивость в развитии.

Таким образом, все, что вы сейчас имеете, является результатом деятельности врожденных природных данных и ваших собственных действий до настоящего времени. Но это далеко не предел ваших возможностей. У вас есть огромный потенциал, и множество талантов находятся в зачаточном состоянии и ждут своего выхода в свет. Вы можете их развить, главное – желание.

Читайте также:  Выращивание арбузов при природном земледелии

Как определить свои способности?

Найти ответ на данный вопрос довольно просто. Наверняка вы легко их перечислите. С другой стороны, в поиске собственных талантов существуют определенные сложности. Например, способности даются нам без усилий, словно сами собой. Поэтому мы не ценим их и не замечаем. Они получены «просто так» и воспринимаются совершенно естественными, они не видятся особыми или выдающимися. Мы даже представить не можем, что другие этого не умеют. Нам кажется, что абсолютно все вокруг могут делать так же.

Еще одна сложность поиска способностей заключается в том, что они могут проявиться только в действии. Если вы никогда не пробовали заниматься каким-то делом, то не сможете открыть к нему свою предрасположенность. То есть вы не узнаете, обладаете ли талантом к вождению автомобиля, бухучету, плаванию или игре на трубе, пока хотя бы раз не попробуете сделать это.

Следующая сложность проявления природных способностей связана с тем, что для этого требуются определенные условия и время. Недостаточно однажды попробовать плавать, чтобы сделать однозначный вывод о наличии таланта или его отсутствии. Нужно выделить время для обучения конкретному умению, и в процессе станет понятно, насколько легко или сложно оно вам дается, есть ли в вас задатки к этому виду деятельности.

Четвертая сложность практически сводит на «нет» определение любых способностей. Это сравнение себя и своих достижений с другими людьми. Талант – это именно то, чем мы отличаемся друг от друга. И если кто-то выполняет работу тяжело и долго, а вам она дается легко и быстро, то сразу видно какие у кого таланты. Конечно, сравнение показывает, имеете ли вы склонность к определенному виду деятельности. Но учитывайте, что способности могут быть развиты на разном уровне. Поэтому если вы что-то делаете эффективно и легко, но в сравнении с другим человеком проигрываете, то это говорит не об отсутствии у вас таланта в этой области, а о возможностях для развития и роста.

Заключительный момент – низкая самооценка. Она является причиной неверных мыслей «у меня нет талантов». У каждого есть способности. Нужно только их разглядеть и научиться ценить. Как правило, человек имеет все задатки для овладения любимой работой. Если они еще не развиты достаточно хорошо, то это свидетельствует о страхах, сомнениях и запретах. Обычно их внушают нам воспитывающие взрослые или мы сами приходим к ложному выводу, что эти задатки не нужны, что они хуже других или что это вообще не таланты.

Читайте также:  Определи природное сообщество основные

Конечно, можно обратиться к опросникам и тестам для определения способностей. Но это займет слишком много времени и сил, поскольку для каждой способности нужен отдельный тест. К тому же, большинство из них покажут только известные вам таланты, умолчав о нераскрытых дарованиях.

Для поиска своих способностей стоит начать с самоаудита. Но непременно понадобится и взгляд со стороны: близким, друзьям и коллегам проще разглядеть ваши дарования. Дополнительные подсказки дадут ваши собственные мечты, ведь в них часто отражается заложенный в нас природный потенциал.

Развивайте свои способности и открывайте новые возможности! Успехов вам!

Источник

8. Понятие о способностях. Природные и социальные предпосылки способностей.

Проблемы психологии способностей всегда были в центре внимания отечественных и зарубежных специалистов. Это одна из важных и актуальных проблем воспитания. Она беспокоит родителей, учителей и самих учащихся.

Способности – индивидуально-психологические особенности, которые являются субъективными условиями успешного выполнения конкретной деятельности. Способности не сводятся к наличию у индивида знаний, умений, навыков. Они проявляются в скорости, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

В изучении способностей выделяют три основные проблемы: происхождение и природа способностей, типы и диагностика отдельных видов способностей, формирование способностей.

Весомый вклад в изучение способностей внес Борис Михайлович Теплов.

Исходными предпосылками для развития способностей являются природные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Вместе с тем биологическая наследственность особенностей человека не определяют его способности. Мозг концентрирует в себе не те или иные специфические человеческие способности. А только способность к формированию этих способностей (С.Л.Рубинштейн).

Уровень развития способностей зависит от:

1)качеств знаний и умений, от меры их объединения в единое целое;

2)природных задатков человека, качеств природных нервных механизмов элементарной психической деятельности;

Читайте также:  Памятник природы стратотипический разрез гжельского яруса каменноугольной системы

3) «тренированности» самих мозговых структур, которые берут участие в осуществлении познавательных и психомоторных процессов (Б.И.Додонов).

Задатки– наследственные особенности периферического и центрального нервного аппарата – являются существенными предпосылками способностей человека. От задатков к способностям – таким есть путь развития личности.

Задатки многозначны, они могут развиваться в разных направлениях, переходить в различные способности.

Задатки бывают разных видов. Одни из них не определяют ни содержание способностей, ни уровень возможных достижений; они лишь придают своеобразие процессу развития способностей, облегчают или затрудняют их развитие. К этой категории задатков можно отнести, например, типологические особенности нервной системы.

Другие задатки влияют на содержательный блок способностей. Только благодаря хорошим задаткам способности могут развиваться очень быстро даже в неблагоприятных жизненных условиях.

В психологии выделены две стороны развития способностей – общая и личностная. Анализ, проведенный Б.М.Тепловым, свидетельствует о том, что не считая наличие в способностях общепсихологического, «родового», они всегда являются индивидуальными.

Способностями тесно связаны наклонности, т.е. избирательная направленность индивида на необходимую деятельность. В основе этой направленности лежит стойкая потребность.

Наклонности – предпосылки развития способностей.

Качественная и количественная характеристика способностей.

Качественная характеристика.Способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, как набор «переменных величин», позволяющий идти к цели разными путями. Рассмотрим это на примере развития и воспитания некоторых видов способностей.

В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания различных способностей. Это открывает возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себя, трудясь упорно.

Компенсаторные возможности способностей человека выявляются, например, специальным воспитанием людей, лишенных зрения и слуха.

В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности человеку легче обнаружить большие успехи и достижения.

Количественная характеристика.Проблема количественных измерений способностей имеет большую историю в психологии. Еще в конце 19 – начале 20 века ряд психологов (Кеттел, Термен, Спирмен и др.) для осуществления профессионального отбора для массовых специальностей, выступили с предложением выявлять уровень способностей обучающихся.

В качестве способа измерения способностей тогда же стали использоваться тесты умственной одаренности.

Источник

Оцените статью