Способности природные задатки развитие музыкальных способностей

Формирование и развитие музыкальных способностей

Музыкальность (в широком смысле) – способность восприятия и виденья мира в форме музыкальных образов такое восприятие мира тесно связано с наличием у человека специфических способностей. Теплов выделял следующие специальные способности:

— способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

-способность произвольно оперировать музыкально – слуховыми представлениями

— способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, таким образом, музыкальность – комплекс способностей необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Основным характерным признаком является – эмоциональная отзывчивость человека на музыку.

Музыкальные способности – комплекс психических свойств личности, помогающих успешно осуществлять музыкальную деятельность.

Музыкальность включает в себя музыкальные способности.

Виды музыкальных способностей:

музыкальный слух и его разновидности (звуковысотный, мелодический, гармонический, полифонический, темброво-динамический, фактурный, внутренний, абсолютный, относительный).

музыкальная память и её разновидности (двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая)

музыкальный ритм (связан с чередованием опорных и неопорных звуков, долей)

музыкальное мышление и виды (наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое), оно связано с содержанием музыкального произведения.

В современной науке центральный вопрос о наследственности способностей (врожденность). Большую роль играет соц.среда. Проблемы муз.способностей изучали: Теплов (ладовое чувство), Тарасов, Ветлугина.

Формирование и развитие муз.способностей осущ. в различных видах муз.деятельности. Формирование осущ. под воздействием соц.факторов: семейное окружение, школа, СМИ, квалификация преподавателя, соц.статус родителей. Биологические факторы представлены задатками и передаются от родителей по наследству.

Существует проблема наследуемости способностей. Ещё Платон показал, что способности являются врождёнными, а всё, что человек знает, является воспоминанием о его пребывании в мире идеальных знаний. Английский учёный, Френсис Гальтон, в своей работе «Наследуемость таланта. Его законы и последствия» (1869), представляет концепцию, согласно которой гениальность и талант передаются по наследству, из рода в род, при этом факторы внешней среды не играют никакой роли. Существуют 2 группы учёных, которые признают большую роль труда в развитии способностей и достижении высоких результатов деятельности человека. Американский учёный Джейсон в 70гг. 20в. отмечал, что развитие способностей возможно до определённого предела, отпущенного природой, а преодолеть этот предел (или генетический предел мозга) невозможно. При этом гениальность даётся человеку, как подарок судьбы. Учёный Ганс Айзенк писал, что в структуре успеха таланта 80% составляет генетические факторы, и лишь 20% зависят от социальных условий, к которым относятся семья, школа, удача, случай. Американский избиратель Томас Эдиссон писал, что гений – это 99% пота и лишь 1% вдохновения. Б. Теплов «Психология муз. способностей» (1947) – впервые классифицировал муз. способности и раскрыл основные условия их развития. Он выделил следующие муз. способности: ладовое чувство, муз. – слуховые представления; чувство муз. ритма. Гармоническое развитие муз. способностей возможно в результате приобщения ребёнка к различным видам муз. деятельности с раннего детства. При этом проявление муз. способностей строго индивидуально, у одних людей в силу природных задатков, такие способности ярко выражены; у других людей эти способности формируются и проявляются лишь в результате труда и порушения в муз. деятельность. Поэтому нельзя говорить об отсутствии у человека муз. способностей вообще, т. к. их проявление зависит во многом от воспитания и обучения человека. На лицо лишь разная степень выраженности природных муз. задатков. Таким образом современная наука включает в себя различные школы и направления по вопросу наследуемости муз. способностей. Одни учёные тяготеют к биалогизаторским школам (теориям), согласно мнению которого, муз. способности передаются человеку вместе с генами, другие учёные тяготеют к социологизаторским школам (теориям), согласно которым, муз. способности развиваются главным образом под воздействием социальных факторов. Соврем наука считает,что формирование и развитие способностей осуществляется только в деятельности, поэтому чем к большему кол-ву видов деятельн привлекать ребенка с детства, тем больше вероятность развития его природных данных, формирование способностей и реализация наследственного, гинетического компонента.

Читайте также:  Природное богатство есть часть

Соц факторы влияющие на развит способней:

1) семейное окружение; 2) школа; 3) СМИ современной коммуникации; 4) статус(социальный) и уровень образования родит,материальная обеспеч.

Таким образом биолог факторы в стр-ре способност представлены задатками, кот передаются по наследству и явл предпосылками для развития любых способностей человека,но задатки развив под воздействием социальных факторов.

Источник

6. Музыкальные способности, их структура, факторы формирования и развития.

Проблема музыкальности тесно связана с понятием музыкальной способности.

Способности – особенности человека, помогающие ему успешно приобретать знания, умения и навыки и использовать их в практической деятельности.

Способности развиваются на основе природных задатков.

Задатки связаны с такими особенностями нервной системы как: чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Чтобы способность проявилась необходимо прикладывать много труда (попробовать себя в этом деле). Это же относится к музыкальной способности.

Музыкальные способности делятся на 2 группы:

1.Общие музыкальные способности – проявляются в различных видах музыкальной деятельности.

2.Специальные музыкальные способности – проявляются в каждом конкретном виде музыкальной деятельности.

Музыкальная педагогика различает:

Музыкальность, Музыкальная способность, Музыкальные задатки.

Музыкальность (в широком смысле) – способность восприятия и виденья мира в форме музыкальных образов такое восприятие мира тесно связано с наличием у человека специфических способностей. Теплов выделял следующие специальные способности:

— способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

-способность произвольно оперировать музыкально – слуховыми представлениями

— способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, таким образом, музыкальность – комплекс способностей необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Основным характерным признаком является – эмоциональная отзывчивость человека на музыку.

Музыкальные способности – комплекс психических свойств личности, помогающих успешно осуществлять музыкальную деятельность.

Музыкальность включает в себя музыкальные способности.

Виды музыкальных способностей:

Читайте также:  Природные условия солнечной энергетики

музыкальный слух и его разновидности (звуковысотный, мелодический, гармонический, полифонический, темброво-динамический, фактурный, внутренний, абсолютный, относительный).

музыкальная память и её разновидности (двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая)

музыкальный ритм (связан с чередованием опорных и неопорных звуков, долей)

музыкальное мышление и виды (наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое) музыкальное мышление связано с содержанием музыкального произведения.

В современной науке центральный вопрос о наследственности способностей (врожденность). Большую роль играет соц.среда. Проблемы муз.способностей изучали:

Теплов (ладовое чувство), Тарасов, Ветлугина.

Формирование и развитие муз.способностей осущ. в различных видах муз.деятельности. Формирование осущ. под воздействием соц.факторов: семейное окружение, школа, СМИ, квалификация преподавателя, соц.статус родителей. Биологические факторы представлены задатками и передаются от родителей по наследству.

7. Диагностика музыкальных способностей: приемы, способы, методика.

Диагностика Музыкальных Способностей – это процесс выявление уровня развития муз.способностей.

Необходимость осуществление Д.М.С. диктуется следующим:

1.необходимость профессионального отбора на начальном этапе обучения;

2.необходимость выявления степени выраженности музыкальных способностей;

3.необходимость осуществления контроля за динамикой развития музыкальных способностей.

Диагностика – это система приемов и способов выявления уровня развития, осуществляется с помощью системы заданий (тестов). Содержание диагностики получается из тестов – задания на выявление той или иной музыкальной способности. К тестам существуют требования:

— степень сложности тестов должна соответствовать возрасту и уровню подготовленности ученика.

Требования к методике провидения диагностики:

1.необходимо создавать спокойную доброжелательную атмосферу в аудитории.

2.задания должны быть доступны.

3.задания необходимо предъявлять от простого к сложному, с учётом индивидуальности ученика.

4.одну музыкальную способность тестируют с несколькими способами тестов.

5.нельзя быть уверенным в полученных результатах тестов на 100% (диагноз ставить ребёнку сразу не следует).

Становление ребенка как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей — — искусства слышать, видеть, чувствовать, думать, которые состоят из 3-х компонентов:

Читайте также:  Brocard ароматы природы сирень

1.муз.опыт – общее представление о музыке, наличие интереса и предпочтений, что ребенок ищет и ждет от музыки.

2.муз.грамотность – способность воспринимать музыку, как искусство неразрывно связанное с жизнью, способность воспринимать музыку эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого, умение на слух определять характер музыки.

3.творческое развитие – качество личности, характеризующееся способностью к саморазвитию. Это высший показатель овладения человеком муз.искусства.

В качестве параметров оценки творчества можно выделить:

1.Самостоятельность замысла, осознанность, логичность.

2.Оригинальность и индивидуальность, изобретательность, аргументированность.

3.Художественность воплощения (символика, метафоричность).

4.Опора на имеющийся муз.опыт.

Источник

Оцените статью