Формирование и развитие музыкальных способностей
Музыкальность (в широком смысле) – способность восприятия и виденья мира в форме музыкальных образов такое восприятие мира тесно связано с наличием у человека специфических способностей. Теплов выделял следующие специальные способности:
— способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
-способность произвольно оперировать музыкально – слуховыми представлениями
— способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, таким образом, музыкальность – комплекс способностей необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Основным характерным признаком является – эмоциональная отзывчивость человека на музыку.
Музыкальные способности – комплекс психических свойств личности, помогающих успешно осуществлять музыкальную деятельность.
Музыкальность включает в себя музыкальные способности.
Виды музыкальных способностей:
— музыкальный слух и его разновидности (звуковысотный, мелодический, гармонический, полифонический, темброво-динамический, фактурный, внутренний, абсолютный, относительный).
— музыкальная память и её разновидности (двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая)
— музыкальный ритм (связан с чередованием опорных и неопорных звуков, долей)
— музыкальное мышление и виды (наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое), оно связано с содержанием музыкального произведения.
В современной науке центральный вопрос о наследственности способностей (врожденность). Большую роль играет соц.среда. Проблемы муз.способностей изучали: Теплов (ладовое чувство), Тарасов, Ветлугина.
Формирование и развитие муз.способностей осущ. в различных видах муз.деятельности. Формирование осущ. под воздействием соц.факторов: семейное окружение, школа, СМИ, квалификация преподавателя, соц.статус родителей. Биологические факторы представлены задатками и передаются от родителей по наследству.
Существует проблема наследуемости способностей. Ещё Платон показал, что способности являются врождёнными, а всё, что человек знает, является воспоминанием о его пребывании в мире идеальных знаний. Английский учёный, Френсис Гальтон, в своей работе «Наследуемость таланта. Его законы и последствия» (1869), представляет концепцию, согласно которой гениальность и талант передаются по наследству, из рода в род, при этом факторы внешней среды не играют никакой роли. Существуют 2 группы учёных, которые признают большую роль труда в развитии способностей и достижении высоких результатов деятельности человека. Американский учёный Джейсон в 70гг. 20в. отмечал, что развитие способностей возможно до определённого предела, отпущенного природой, а преодолеть этот предел (или генетический предел мозга) невозможно. При этом гениальность даётся человеку, как подарок судьбы. Учёный Ганс Айзенк писал, что в структуре успеха таланта 80% составляет генетические факторы, и лишь 20% зависят от социальных условий, к которым относятся семья, школа, удача, случай. Американский избиратель Томас Эдиссон писал, что гений – это 99% пота и лишь 1% вдохновения. Б. Теплов «Психология муз. способностей» (1947) – впервые классифицировал муз. способности и раскрыл основные условия их развития. Он выделил следующие муз. способности: ладовое чувство, муз. – слуховые представления; чувство муз. ритма. Гармоническое развитие муз. способностей возможно в результате приобщения ребёнка к различным видам муз. деятельности с раннего детства. При этом проявление муз. способностей строго индивидуально, у одних людей в силу природных задатков, такие способности ярко выражены; у других людей эти способности формируются и проявляются лишь в результате труда и порушения в муз. деятельность. Поэтому нельзя говорить об отсутствии у человека муз. способностей вообще, т. к. их проявление зависит во многом от воспитания и обучения человека. На лицо лишь разная степень выраженности природных муз. задатков. Таким образом современная наука включает в себя различные школы и направления по вопросу наследуемости муз. способностей. Одни учёные тяготеют к биалогизаторским школам (теориям), согласно мнению которого, муз. способности передаются человеку вместе с генами, другие учёные тяготеют к социологизаторским школам (теориям), согласно которым, муз. способности развиваются главным образом под воздействием социальных факторов. Соврем наука считает,что формирование и развитие способностей осуществляется только в деятельности, поэтому чем к большему кол-ву видов деятельн привлекать ребенка с детства, тем больше вероятность развития его природных данных, формирование способностей и реализация наследственного, гинетического компонента.
Соц факторы влияющие на развит способней:
1) семейное окружение; 2) школа; 3) СМИ современной коммуникации; 4) статус(социальный) и уровень образования родит,материальная обеспеч.
Таким образом биолог факторы в стр-ре способност представлены задатками, кот передаются по наследству и явл предпосылками для развития любых способностей человека,но задатки развив под воздействием социальных факторов.
Источник
6. Музыкальные способности, их структура, факторы формирования и развития.
Проблема музыкальности тесно связана с понятием музыкальной способности.
Способности – особенности человека, помогающие ему успешно приобретать знания, умения и навыки и использовать их в практической деятельности.
Способности развиваются на основе природных задатков.
Задатки связаны с такими особенностями нервной системы как: чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Чтобы способность проявилась необходимо прикладывать много труда (попробовать себя в этом деле). Это же относится к музыкальной способности.
Музыкальные способности делятся на 2 группы:
1.Общие музыкальные способности – проявляются в различных видах музыкальной деятельности.
2.Специальные музыкальные способности – проявляются в каждом конкретном виде музыкальной деятельности.
Музыкальная педагогика различает:
Музыкальность, Музыкальная способность, Музыкальные задатки.
Музыкальность (в широком смысле) – способность восприятия и виденья мира в форме музыкальных образов такое восприятие мира тесно связано с наличием у человека специфических способностей. Теплов выделял следующие специальные способности:
— способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
-способность произвольно оперировать музыкально – слуховыми представлениями
— способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, таким образом, музыкальность – комплекс способностей необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Основным характерным признаком является – эмоциональная отзывчивость человека на музыку.
Музыкальные способности – комплекс психических свойств личности, помогающих успешно осуществлять музыкальную деятельность.
Музыкальность включает в себя музыкальные способности.
Виды музыкальных способностей:
— музыкальный слух и его разновидности (звуковысотный, мелодический, гармонический, полифонический, темброво-динамический, фактурный, внутренний, абсолютный, относительный).
— музыкальная память и её разновидности (двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая)
— музыкальный ритм (связан с чередованием опорных и неопорных звуков, долей)
— музыкальное мышление и виды (наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое) музыкальное мышление связано с содержанием музыкального произведения.
В современной науке центральный вопрос о наследственности способностей (врожденность). Большую роль играет соц.среда. Проблемы муз.способностей изучали:
Теплов (ладовое чувство), Тарасов, Ветлугина.
Формирование и развитие муз.способностей осущ. в различных видах муз.деятельности. Формирование осущ. под воздействием соц.факторов: семейное окружение, школа, СМИ, квалификация преподавателя, соц.статус родителей. Биологические факторы представлены задатками и передаются от родителей по наследству.
7. Диагностика музыкальных способностей: приемы, способы, методика.
Диагностика Музыкальных Способностей – это процесс выявление уровня развития муз.способностей.
Необходимость осуществление Д.М.С. диктуется следующим:
1.необходимость профессионального отбора на начальном этапе обучения;
2.необходимость выявления степени выраженности музыкальных способностей;
3.необходимость осуществления контроля за динамикой развития музыкальных способностей.
Диагностика – это система приемов и способов выявления уровня развития, осуществляется с помощью системы заданий (тестов). Содержание диагностики получается из тестов – задания на выявление той или иной музыкальной способности. К тестам существуют требования:
— степень сложности тестов должна соответствовать возрасту и уровню подготовленности ученика.
Требования к методике провидения диагностики:
1.необходимо создавать спокойную доброжелательную атмосферу в аудитории.
2.задания должны быть доступны.
3.задания необходимо предъявлять от простого к сложному, с учётом индивидуальности ученика.
4.одну музыкальную способность тестируют с несколькими способами тестов.
5.нельзя быть уверенным в полученных результатах тестов на 100% (диагноз ставить ребёнку сразу не следует).
Становление ребенка как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей — — искусства слышать, видеть, чувствовать, думать, которые состоят из 3-х компонентов:
1.муз.опыт – общее представление о музыке, наличие интереса и предпочтений, что ребенок ищет и ждет от музыки.
2.муз.грамотность – способность воспринимать музыку, как искусство неразрывно связанное с жизнью, способность воспринимать музыку эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого, умение на слух определять характер музыки.
3.творческое развитие – качество личности, характеризующееся способностью к саморазвитию. Это высший показатель овладения человеком муз.искусства.
В качестве параметров оценки творчества можно выделить:
1.Самостоятельность замысла, осознанность, логичность.
2.Оригинальность и индивидуальность, изобретательность, аргументированность.
3.Художественность воплощения (символика, метафоричность).
4.Опора на имеющийся муз.опыт.
Источник