Способности уровни развития способностей природа способностей

51.Понятие и виды способностей,уровни развития способностей.

Различают способности разного уровня — учебные и творчес­кие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, уме­ний и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. С этой точки зрения различают, напри­мер, способности к усвоению, изучению математики и творческие математические способности. Разумеется, резко обособлять учеб­ные и творческие способности нет оснований: учебная деятель­ность обычно включает в себя и элементы субъективного твор­чества.

Различают также общие умственные способности и специаль­ные способности. Общие умственные способности — это способ­ности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требова­ниям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умст­венная активность, критичность, систематичность, быстрота умст­венной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание. Специальные способнос­ти — это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности — музы­кальной, художественно-изобразительной, математической, лите­ратурной, конструктивно-технической.

Уровни: 1-репродуктивный( умение овладевать,усваивать знания но по алгоритму)

2-Творческие(создание чего-то нового и оригинального)

Одаренность- это единство общих способностей человека,обуславливающих диапазон его интеллект возможностей,уровень и своеобразие его деятельности.

Талант-высшая ступень развития способностей к определенной деятельности,проявляющаяся в своеобразной оригинальности и эффективности подхода к решению задач.

Генеальность-часто конфликты с окружающими ,они саркатичны и у них особый юмор.

52.Развитие способностей и формирование личности.

Успешное осуществление той или иной деятельности даже при наличии способностей зависит от определенного сочетания ка­честв личности. Одни только способности, не сочетающиеся с соответствующей направленностью личности, ее эмоционально-волевыми свойствами, не могут привести к высоким достижениямИнтересы проявляются в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях. Склонность — стремление выполнять соответствующую деятельность. Интересы и склонности личности не всегда совпадают. Можно интересо­ваться музыкой и не иметь склонности к занятиям ею. Можно интересоваться спортом и оставаться только, «болельщиком» и знатоком спорта, не делая даже утренней зарядки. Но у способных к определенной деятельности детей и взрослых инте­ресы и склонности, как правило, сочетаются.

Интересы и склонности к определенной деятельности разви­ваются обычно в единстве с развитием способностей к ней. Например, интерес и склонность ученика к математике застав­ляют его усиленно заниматься этим предметом, что в свою очередь развивает математические, способности. Развивающиеся математические способности обеспечивают определенные дости­жения, успехи в области математики, которые вызывают у уче­ника радостное чувство удовлетворения. Это чувство вызывает еще более глубокий интерес к предмету, склонность еще больше заниматься им.

Читайте также:  Вред природе от электроэнергетики

Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целе­устремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значитель­ным достижениям.

. Для развития способностей требуется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд. Как правило, способности всегда сочетаются с исключи­тельной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талант­ливые люди подчеркивают, что талант — это труд, умноженный на терпение, это склонность к бесконечному труду.

Развитые способности должны сочетаться с такими чертами личности, как высокая идейность и принципиальность. Человек может в полной мере развить свои способности, мобилизовать большую энергию и силу для достижения результата, пока он трудится не ради личной славы и выгоды, а ради блага своего народа, всего человечества.

Очень важны такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе.

Очень важна и такая черта характера, как скромность. Уве­ренность в своей исключительности, питаемая неумеренными по­хвалами и восторгами, часто губительна для способностей, так как в этом случае формируются зазнайство, самовосхищение и самолюбование, пренебрежение к окружающим. Человек перестает работать над совершенствованием продукта своего труда, пре­пятствия вызывают у него раздражение и разочарование, а все это тормозит развитие способностей.

Источник

19.Понятие о способностях. Природа человеческих способностей. Виды и структура способностей.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Способности делятся на общие- индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности; и специальные свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности. Выделяют следующие виды специальных способностей: умственные и специальные; учебные и творческие; математические; конструктивно-технические; музыкальные; литературные; художественно-изобразительные; физические способности.

Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии: Задатки, Способности, Талант, Гениальность.

Современные представления о природе способностей заключаются в том, что природа эта многогранна, на каждую отдельную способность влияет и наследственность, и условия физиологического созревания и роста, и разного рода психогенные факторы, опыт человека и другое.

Читайте также:  Природное сообщество пруда 5 класс

Самой распространённой ошибкой при рассмотрении природы способностей является отождествление задатков и способностей. Задатки это врождённая «склонность к способностям». Например, если у ребёнка идеально развит слух и в целом слуховой анализатор, то уже в раннем детстве задатки могут превратиться в способности, обучение музыке может сделать из ребёнка талантливого музыканта или композитора. Однако ребёнок не рождается музыкантом или композитором. Строго говоря, нельзя даже сказать, что у него есть задатки к музыке.

Само слово «врождённое» тоже не имеет конкретного смысла. Под ним может пониматься только генетическое или же генетическое + особенности внутриутробного развития. Как известно, нездоровый образ жизни беременной женщины может очень пагубно повлиять на развитие плода.

Также следует понимать, что в русском языке словом «способность» ранее обозначали состояние готовности к выполнению той или иной деятельности («способность к физическому труду», «способен к убийству»). То есть историческое значение слова «способность» полностью совпадает со значением современного термина «компетентность», которая сочетает в себе и ЗУНы (знания — умения — навыки), и личностные особенности. Благодаря, однако, развитию психологии и педагогики, под способностями ныне понимают потенциал человека, который обычно оценивается по скорости освоения ЗУНов.

Структура способностей, состоит из совокупности психических качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности. Различают ведущие и вспомогательные свойства.

Так, по мнению В. А. Крутецкого, ведущими свойствами в математических способностях являются: — получение математической информании (формализованное восприятия, охватывание формальной структуры задачи); — переработка математической информации (логическое мышление, быстрое и широкое обобщение математических объектов, экономичность и рациональность мышления); — хранение математической информации (математическая память); — математическая направленность ума.

Итак, личность как носитель определенных психологических качеств имеет потенциальные возможности для развития способностей. Они превращаются в актуальные, реальные способности, когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря которой достигается успех деятельности. Отсюда становится ясным, что способности очень динамичны, подвижны.

Источник

34. Способности: понятие, виды и уровни развития способностей.

Способности – это индивидуально- психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности .несводимые к знаниям умения или навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. (Б.М. Теплов).

Структура способностей.

Деятельность (трудовая . учебная и т.д), которой овладевает человек , предъявляют высокие требования к его психологическим качествам( особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторики). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития . мнение , что отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности , выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность психических качеств имеющих сложную структуру.

Читайте также:  Низкая калорийность природного газа

Структура совокупности психических качеств ,которая выступает как способность , в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

Способности человека к определенному виду деятельности имеют сложную структуру представляющую собой совокупность особенностей психики. Так, например, в структуру музыкальных способностей включается: музыкальный слух, способность к слуховым представлениям, музыкально-ритмическое чувство. Литературные способности состоят из следующих компонентов: высокого уровня эстетического чувства, потребности к самовыражению, оригинального, совершенного языка, склонности к фантазированию, высокого уровня развития образной памяти.

Успешность выполнения той или иной деятельности зависит от сочетания способностей. При отсутствии задатков к развитию каких-либо способностей их дефицит можно восполнить за счет развития других способностей, либо через приобретение навыков, либо за счет формирования индивидуального стиля деятельности. Такого рода «замещение представляет собой компенсаторные возможности психики.

Развитие способностей.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Так в период с рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно, рук, что является условием для развития общих способностей. Младший и средний школьный возраст — время ускоренного развития специальных способностей. Необходимы ус­ловиями их становления в этот период являются игра, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, которая должна находиться в «зоне потенциального развития»(Л. С. Выготский), т.е. на пределе возможностей ребенка. Кроме того становление способностей осуществляется совместно с развитием волевой сферы человека, а также определяется качеством обучения и воспитания.

Случаи патологического снижения способностей определяются как олигофрения. Она имеет различную степень выраженности: легкая — дебильность; средняя — имбицильность; глубокая — идиотия, что определяет разработку специальных программ, подбор методики и коррекции во вспомогательных учебных заведениях.

По широте и направленности выделяют:

  • Общие способности — благоприятные возможности развития особенностей психики человека, одинаково важные для многих видов деятельности. К ним. например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память и совершенная речь и пр.
  • Специальные способности — определяют успешность человека в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки особого рода. Это, например, математические, музыкальные, технические, лингвистические и пр.

Источник

Оцените статью