Способности виды способностей природа способностей

57. Способности. Природа человеческих способностей. Виды и развитие человеческих способностей.

Способности – это то, что не сводится к /ЗУН/, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование не практике.

Способности должны постоянно развиваться, т.к. способность, которая не развивается, которой человек перестаёт пользоваться на практике, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям /музыка, спорт, математика и др./, мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.

Успешность выполнения любой деятельности зависит от сочетания различных способностей. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей, их дефицит может быть выполнен за счёт более высокого развития других.

Всякие способности в своём развитии проходят ряд этапов и для более высокого уровня развития необходимо, чтобы они были достаточно оформлены на предыдущем уровне. Для развития способностей должны быть определённые задатки.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности н.с., составляющие природную основу развития способностей. Например: в качестве природных задатков могу выступать особенности развития различных анализаторов /музыкальные способности/.

Эти врождённые анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, или определенные задатки и определяют природную основу индивидуальных различий между людьми. По мнению Павлова, основу индивидуальных различий определяет преобладающий тип ВНД и особенности соотношения сигнальных систем /1 и 2/

Исходя из данных критериев, можно выделить 3 типологических группы людей:

Художественный тип /1сигнальная система/ — характерно целостное восприятие, повышенная эмоциональность

Мыслительный тип /2 с. с./ — характерно дробление на отдельные части /восприятие/, рассудочные, интеллектуальные реакции на события

Средний тип – равное представительство

Наличие определённых задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Развитие задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями восприятия и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности, если в обществе возникает потребность в тех или иных профессиях. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.

Читайте также:  Природный враг летучей мыши

I) Природные или естественные в основе своей биологически обусловленные

II) Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение

I) природные – являются общими для животного и человека /восприятие, память, способность к элементарной коммуникации/. Данные способности связаны с врождёнными задатками. Но задатки человека и животного не одно и то же. У человека на базе задатков формируются способности. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию специфических человеческих способностей.

Источник

19.Понятие о способностях. Природа человеческих способностей. Виды и структура способностей.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Способности делятся на общие- индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности; и специальные свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности. Выделяют следующие виды специальных способностей: умственные и специальные; учебные и творческие; математические; конструктивно-технические; музыкальные; литературные; художественно-изобразительные; физические способности.

Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии: Задатки, Способности, Талант, Гениальность.

Современные представления о природе способностей заключаются в том, что природа эта многогранна, на каждую отдельную способность влияет и наследственность, и условия физиологического созревания и роста, и разного рода психогенные факторы, опыт человека и другое.

Самой распространённой ошибкой при рассмотрении природы способностей является отождествление задатков и способностей. Задатки это врождённая «склонность к способностям». Например, если у ребёнка идеально развит слух и в целом слуховой анализатор, то уже в раннем детстве задатки могут превратиться в способности, обучение музыке может сделать из ребёнка талантливого музыканта или композитора. Однако ребёнок не рождается музыкантом или композитором. Строго говоря, нельзя даже сказать, что у него есть задатки к музыке.

Читайте также:  Природа является живой системой

Само слово «врождённое» тоже не имеет конкретного смысла. Под ним может пониматься только генетическое или же генетическое + особенности внутриутробного развития. Как известно, нездоровый образ жизни беременной женщины может очень пагубно повлиять на развитие плода.

Также следует понимать, что в русском языке словом «способность» ранее обозначали состояние готовности к выполнению той или иной деятельности («способность к физическому труду», «способен к убийству»). То есть историческое значение слова «способность» полностью совпадает со значением современного термина «компетентность», которая сочетает в себе и ЗУНы (знания — умения — навыки), и личностные особенности. Благодаря, однако, развитию психологии и педагогики, под способностями ныне понимают потенциал человека, который обычно оценивается по скорости освоения ЗУНов.

Структура способностей, состоит из совокупности психических качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности. Различают ведущие и вспомогательные свойства.

Так, по мнению В. А. Крутецкого, ведущими свойствами в математических способностях являются: — получение математической информании (формализованное восприятия, охватывание формальной структуры задачи); — переработка математической информации (логическое мышление, быстрое и широкое обобщение математических объектов, экономичность и рациональность мышления); — хранение математической информации (математическая память); — математическая направленность ума.

Итак, личность как носитель определенных психологических качеств имеет потенциальные возможности для развития способностей. Они превращаются в актуальные, реальные способности, когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря которой достигается успех деятельности. Отсюда становится ясным, что способности очень динамичны, подвижны.

Источник

Оцените статью