- Методы изучения живой природы.
- Предметы и задачи общей биологии.
- Основные задачи.
- Общие свойства живых организмов.
- Естествознание: методы изучения природы
- Наука о природе
- Что значит изучать природу?
- В каком классе начинают познавать методы изучения природы?
- Природоведение: методы изучения природы
- Наблюдение
- Эксперименты и опыты
- Измерения
- Подведение итогов наблюдений, экспериментов и опытов
- Различия методов
Методы изучения живой природы.
Кроме основных методов существуют специфические: при изучении клетки — цитологические методы, при изучении генов — генетические методы. Так же инструментальные методы, световая и электронная микроскопия.
Предметы и задачи общей биологии.
Под термином «Общая биология» понимают отдельные фундаментальные области биологии (цитология, биохимия, генетика, экология, эволюционное учение, биология развития и т.д.), изучающие наиболее универсальные и общие закономерности, присущие всем живым организмам.
Общая биология отвечает на вопросы:
- Кто такое жизнь?
- Как она возникла?
- Чем живые организмы отличаются от неживых тел?
- Каковы наиболее общие свойства, присущие всем живым организмам на всех уровнях организации?
Предметом общей биологии являются живые объекты различных уровней организации.
Основные задачи.
- Производство продовольствия и медицинских препаратов (для обеспечения питания необходимо иметь высокопродуктивные сорта сельхоз. растений и пород домашних животных). Теоритической основой являются генетика и селекция.
- Разработка методов предупреждения заболевания человека. Решение требует глубокого исследования жизненных процессов и механизмов в отдельных клетках и в организме в целом.
- Охрана природы и преумножение ее богатств. Под влиянием жизнедеятельности человека происходит загрязнение , следовательно, уменьшается численность и гибель многих видов животных и растений.
Общие свойства живых организмов.
Биология является наукой, изучающей жизнь во всех направлениях и общие свойства живого.
По Энгельсу, жизнь – способ существования белковых тел, существенным моментом которого явл. постоянный обмен веществ с окружающей средой, с прекращением которого прекращается и жизнь, что приводит к распаду белков.
Современное определение: живые тела, существующие на Земле – открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.
Для живых организмов характерны свойства, отличающие их от объектов неживой природы:
В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в неживые объекты, но в различных пропорциях. Из 100 элементов необходимы 20. Выделяют обязательные (органогенные) элементы – водород, углерод, кислород, азот.
Так же важны натрий, калий, кальций, магний, сера, фосфор. Все организмы построены из белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.
Клетка – структурно-функциональная единица живого.
Живой организм – открытая устойчивая система, которая при поступлении энергии извне, находится в динамическом равновесии.
Гомеостаз – способность поддерживать постоянство химическо-физических свойств.
Показатели гомеостаза: температура, давление, количество воды, энергия, скорость обменных процессов.
В тканях показатель гомеостаза – количество клеток.
В органах – интенсивность работы.
В популяциях – соотношение возрастных групп и половой состав.
- Способность к самовоспроизведению.
- Воспроизведение себе подобных.
- Передача наследственной информации.
- Главным переносчиком информации явл. хромосомы.
- Наследственность.
Наследственность – способность живых организмов передавать признаки и свойства из поколения в поколение при помощи ДНК и РНК. Закономерности изучает генетика. Мендель предположил, что признаки определяются генами. Ген – участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру белка.
Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития. Изменчивость создает материал для естественного отбора.
Онтогенез – процесс индивидуального развития организма от момента оплодотворения до момента смерти. Развитие сопровождается ростом, продолжительность роста ограничена процессами старения.
Ι. Проэнтогенез-гаметогенез, оплодотворение.
ΙΙ. Эмбриональный период – рождение.
ΙΙΙ. Постэмбриональный – ювенильный, этап зрелости, этап старости.
Филогенез – историческое развитие мира; необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни. Все разнообразие видов растений и животных есть результат эволюции.
Раздражимость – способность живых организмов отвечать на внешние и внутренние раздражители специфическими реакциями.
фототропизм (поворот листьев в сторону солнца);
геотропизм (рост кончика корня по отношению к центру Земли);
таксис (однонаправленное движение К или ОТ источника раздражения);
рефлекс (свойство организма отвечать на действие раздражителей при обязательном участии нервной системы).
Организмы способны двигаться различными способами:
- Амебоидная – с помощью ложноножек (амеба обыкновенная, лейкоциты);
- Реактивная – с помощью выстреливания струи воды (медузы, головоногие моллюски);
- Ресничные – с помощью ресничек — выростов клетки, окруженных цитолеммой, (инфузория-туфелька).
- Жгутиковые – с помощью жгутика – выроста клетки, окруженного цитолеммой, но длиннее реснички (эвглена зеленая, Вольвокс, сперматозоид).
- С помощью сократительных мышц.
- Ритмичность.
Ритмичность – повторение состояний организма через промежуток времени в ответ на изменения внешней среды. Биоритмы (эктогенные – внешние; эндогенные – внутренние).
С одной стороны, живая природа целостна, организованна, подчиняется определенным законам. С другой стороны, природа дискретна, т.е. любая биологическая система состоит из обособленных, но тесно связанных элементов.
Принцип дискретности лег в основу представлений об уровне организации живой материи.
Источник
Естествознание: методы изучения природы
Люди с древнейших времен стремились к изучению и объяснению объектов и явлений окружающего их мира и использовали для этого различные методы изучения природы. 5 класс средней школы — это тот возраст, когда пытливость ребенка сочетается с серьезностью юного исследователя.
Наука о природе
Естествознание — это особенная область человеческой деятельности. Целью ее является приобретение новых сведений об окружающем мире и накопление знаний.
Что значит изучать природу?
Изучать природу — это значит изучать все, рядом с чем мы живем, все, что нас окружает: растения, птиц, животных, человека, погоду, климат, землю, небо, космос, воду, почву, города, страны.
В каком классе начинают познавать методы изучения природы?
Метод — это весь спектр систематизированных мероприятий, необходимых для достижения желаемого результата.
Познавать окружающий мир малыши начинают с рождения (тянут в рот незнакомые предметы, ощупывают, облизывают, кусают), в детском садике ведутся занятия по познанию мира. В начальной школе уже немного затрагиваются методы изучения природы. 5 класс — это начало более серьезного, более детального, более научного изучения естественных наук.
Природоведение: методы изучения природы
На протяжении всей истории человечества люди изучали то, что их окружает, и в процессе этого делали удивительные, неожиданные открытия.
Науки, изучающие природу, объединяет слово «естествознание». Слово это раскладывается на две основы: «естество» и «знание». В современное естествознание входят следующие области научного знания:
- физика;
- химия;
- география;
- астрономия;
- экология;
- геология;
- астрофизика;
- биология.
Наблюдение
Основным самым простым и доступным, а потому наиболее распространенным методом изучения природы является наблюдение. В нем человеку помогают все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание.
Наблюдение может быть прямым и косвенным. В первом случае за поведением объекта наблюдают непосредственно, во втором информация суммируется на основании физических признаков закончившихся действий.
При помощи наблюдения можно изучить типичное поведение какого-либо вида животного в естественных для него условиях или влияние определенных погодных условий на рост, цветение или плодоношение определенного вида растения, кроме того, можно изучить расположение и движение небесных тел и космических объектов.
В стародавние времена обобщение и сопоставление наблюдений складывалось в так называемые приметы:
- Жаворонки прилетают к теплу.
- Кот на полу спит — жди тепла.
- Облака плывут высоко — ожидается хорошая погода.
- Увидел воробья, барахтающегося в песке — скоро соберется дождь.
- Березы перед дождливым летом дают много сока.
- Высоко летящие гуси — к половодью.
- Золотистый или розовый закат — к ясной погоде.
- Накануне непогоды кровососущие насекомые наедаются вдоволь, муравьи поглубже прячут коконы с детьми и запечатывают выходы из муравейника, гаснут светляки, а стрекозы хаотично мечутся, сбившись в стайки.
- Деревья и другие растения накануне грозы крепче пахнут.
- Лягушки громко квакают к ясной и жаркой погоде.
Чтобы сделать полезный вывод из прямых или косвенных наблюдений, нужно добросовестно обработать и тщательно проанализировать полученные данные.
Обработка и анализ —это обобщение, объяснение, суммирование, сопоставление и сравнение наблюдаемых явлений и фактов. Сначала производится анализ отдельных наблюдений (изменение количества выпавших осадков, температуры, давления, облачности, скорости ветра, качества), после этого их результаты обобщаются и сравниваются.
При наблюдении часто используются увеличительные приборы: лупа, микроскоп, бинокль, телескоп.
Эксперименты и опыты
Для подтверждения научных фактов часто требуются определенные условия, причем не всегда получается дождаться этих условий естественным путем, и тогда на помощь нам приходит научный эксперимент, в ходе которого требуемые условия воспроизводятся искусственно.
Итак, эксперименты (или опыты) проводятся учеными в лабораторных условиях. В ходе такого рода исследований экспериментатор сам воспроизводит различные условия или же природные явления. Например, с помощью такого способа исследования можно выяснить, что происходит с предметом в процессе нагревания или, наоборот, охлаждения или замораживания.
Измерения
И в ходе наблюдений, и во время экспериментов, исследователям приходится проводить различного рода измерения. Измеряют температуру, влажность, давление, скорость, продолжительность, силу, площадь, емкость, мощность, объем, массу. Измерения производят при помощи специальных инструментов. Это:
- термометр;
- весы;
- телескоп;
- микроскоп;
- флюгер;
- гигрометр;
- барометр;
- вольтметр;
- амперметр;
- силомер;
- метеоспутник;
- тонометр;
- лактометр;
- глюкометр;
- облакометр;
- метеозонд;
- рулетка;
- нивелир;
- компас;
- транспортир;
- линейка;
- портновский метр;
- мерный цилиндр;
- мензурка;
- секундомер;
- часы;
- ростомер.
Кстати, измерениями занимается особая отрасль науки — метрология.
Подведение итогов наблюдений, экспериментов и опытов
Когда обработка наблюдений, экспериментов или опытов закончена, их результаты фиксируют в виде:
В отчете записывают цель и задачи, средства и методы, перечисляют всех участников исследований, фиксируют данные об условиях, далее — полученные результаты с подробным описанием и подтверждением фактическими данными.
Различия методов
Основным различием наблюдения и эксперимента является то, что первый метод описывает явление, а второй объясняет его.
Итак, мы познакомились с несколькими методами изучения природы: наблюдением, экспериментом и измерением.
Источник