Стадии развития философии природы

I. 14. Натурфилософия: основные этапы развития.

Натурфилософия (природа и философия) — философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, опирающееся на понятия, выработанные естествознанием. Границы между естествознанием и натурфилософией, и ее место в философии

исторически менялись. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности. Она обычно именовалась физикой и физиологией, то есть учение о природе. Фактически натурфилософия явилась первичной исторической формой философии. Стихийно-материалистические тенденции древнейшей философской мысли, стремившейся к вытеснению мифологии и к замене ее понятиями общечеловеческого опыта и естествознания, приобрели форму натурфилософии. Древнегреческие натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки. Так, в истории философии и науки важное место занимает атомистическая гипотеза. В эллинистическо-римский из натурфилософии выделяется ряд научных дисциплин, однако, поскольку уровень опытно-математического исследования природы был крайне ограничен, натурфилософия, продолжала оставаться основной формой теоретического осмысления природы. В средние века, когда философия должна была обосновывать теоцентрические представления, натурфилософия почти исчезает с философского горизонта, лишь отдельные элементы античной натурфилософии были приспособлены к креационистским (креационизм — сотворение стр 63 биологическая концепция, трактующая многообразие форм органического мира как акт божественного творения) представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии. Например, восходящая к неоплатонизму метафизика света у христианских теологов 13-14 вв, элементы перипатетической натурфилософии и космологии у Фомы Аквинского. Бурный рост интереса к природе — фв философии эпохи Возрождения нашел свое выражение в новом расцвете натурфилософии, связанной с именами Бруно, Телезио, Кампанеллы, Кардано, Парацельса, Патрици. Возващение к натурфилософии обусловлено развитием производства и науки. Изобретение книгопечатания, компаса, самопрялки , парохода, доменно-металлургического процесса, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания — все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло власть над природой. Итак, философия в эпоху Возрождения воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. Натурфилософия развивалась на основе пантеизма (все есть бог), динамизма (взгляд на мир и природу, согласно которому вся действительность выступает игра сил или движений) и гилозаизма ( рассматривает материю как живую). Особенно широко был использован принцип тождества микрон макрокосмоса. С одной стороны, это привело к злоупотреблению примитивной аналогией между природой и человеческим организмом и к появлению многих фантастических утверждений. С другой же оно усилило принцип целостного природы и порождало ряд глубоких диалектических положений (например, учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения. Однако сравнительно неразвитый уровень естествознания обусловил то, что понимание этих связей носило во многом фантастический характер. Оно включало, например, астрологические суеверия. Страстное стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, алхимией, каббалистической и пифагорейской мистикой чисел и т.п.).

В 17 -18 веках в эпоху бурного прогресса экспериментально — математического и механистического естествознания, когда возобладали аналитические методы и метафизический способ рассмотрения природы, натурфилософия отступает на второй план. В немецкой класс ической философии натурфилософия снова выдвигается в качестве одной из основных философских дисциплин, особенно у Шеллинга, пытавшегося объективно-идеалистически обощить достижения современного ему естествознания. Это был конструктивно-умозрительный период натурфилософии. На идеалистической и телеологической основе Шеллинг выдвигает диалектические идеи о полярности как принципе дифференциации первоначального единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низших. Натурфилософия романтизма (Окен) была хотя и ближе к фактам, но менее плодотворна в отношении выработки понятий, близко к ней стояли Гегель и Шопенгауэр. Исследованиями в сфере органического специально занимались Гете и Карус, стремясь создать натурфилософию, наглядно охватывающую жизненные и полные сил формы. Все большие успехи естественных наук и связанное с этим растущее забвение спекулятивной натурфилософии идеализма и романтизма привели в 19 в. к тому, что натурфилософия скатилась к материализму наконец она исчезла почти полностью. Материалистическую натурфилософию использовал в своих аргументациях марксизм. К началу 20 века в связи с обращением европейской мысли к метафизике возникла новая натурфилософия. Вильгель Оствальд создал натурфилософию неорганического (Энергетизм); Рейнке, Дриш, Паладьи — органического (Витализм). Первая с этого времени стала господствующей, особенно под влиянием интереса, вызванного теорией относительности; при этом натурфилософия принимает все более абстрактную форму.

Читайте также:  Плотность гидратов природных газов составляет

Источник

Вопрос 14. Натурфилософия: основные этапы развития.

Натурфилософия, философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием в Н., ее место в философии исторически менялись. Наиболее значительная роль Н. играла в древности. Фактически Н. являлась первой исторической формой философии. Древнегреческие натурфилософы («фисиологи») выдвинули ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки, например, атомистическую гипотезу. В дальнейшем Н. обычно именовалась физикой, т. е. учением о природе. Само понятие «Н.» (philosophia naturalis) восходит к стоицизму (Сенека). В средние века, когда философия сближается с теологией, Н. почти исчезает с философии горизонта: отдельные элементы античной Н. были приспособлены к креационистским представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии. Рост интереса к природе в философии Возрождения нашел выражение в новом расцвете Н., связанном с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патрици. Н. этой эпохи развивалась главным образом на основе пантеизма (учение, отождествляющее Бога и мир) и гилозоизма (учение, отрицающее границу между «живым» и «неживым, считающее «жизнь» имманентным свойством праматерии). Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектических положений (например, учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения), однако понимание природы в целом носило во многом фантастический характер, включая астрологические и алхимические представления. Стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, каббалистикой и мистикой чисел. В 17-18 вв., в эпоху бурного прогресса механистического естествознания, когда возобладали аналитические методы и метафизический способ рассмотрения природы, Н. отступает на второй план. В немецкой классической философии Н. снова выдвигается в качестве одной из основной философской дисциплин, особенно у Шеллинга, пытавшегося на основе объективного идеализма обобщить достижения естествознания. Шеллинг выдвинул диалектические идеи о полярности как принципе дифференциации первоначального единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низших. Н. Шеллинга развивали Л. Окен, Д.М. Велланский, а также некоторые естествоиспытатели. К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали значение «старой» Н., однако показали ее историческую ограниченность, Характеризуя Н., Энгельс писал, что она «…заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные проблемы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектическим, т. е. с точки зрения их собственной связи, …натурфилософии пришел конец». Диалектический материализм, исходя из ленинского разграничения философского понятия материи и естественнонаучного ее исследования, исключает возможность существования Н. как особой философской дисциплины, возвышающейся над естественными науками и директивной по отношению к ним.

Читайте также:  Деятельность природа человека составить план

Попытки возрождения Н. были предприняты в конце 19- начале 20 вв. В. Оствальдом, Х. Дришем, Т. Липпсом и др., пытавшимися преодолеть с помощью Н. кризис новейшего естествознания. Элементы идеалистической Н. существуют в теории эмерджентной эволюции и в философии А. Уайтхеда.

Дриш Ханс (1867-1941), немецкий биолог и философ-идеалист. Стремился построить систему витализма (учение о качественном отличие живой природы от неживой), (см. «Философию органического», 1909), опираясь на открытые им эмбриональные регуляции (развитие целого организма из части его зародыша). Сформулировал закон, согласно которому ход развития каждой части зародыша определяется ее положением в целом организме, а также фактором энтелехии. Последний, согласно Д., присущ только живой природе и представляет собой интенсивное (непространственное) разнообразие, производящее отбор из числа всех потенциальных путей развития. Закон Д. разрабатывается в современной эмбриологии.

Уайтхед Алфред Норт (1861-1947), английский логик, философ и математик. Совместно с Расселом У. – основатель логицистической школы в философии математики, соавтор книги «Principia Mathematica», которая в значительной степени определила развитие математической логики. Философская эволюция У. Происходила в рамках неореализма. В философских воззрениях У. Выступает стремление к связи и согласованию философии с естественнонаучными открытиями 19-20 вв. В первый период своего творчества (до середины 20-х гг.) У. ставит задачу преодоления т. н. удвоения природы, пытаясь представить природу как единство «событий» – «элементарных факторов чувственного опыта» и «объектов» – «непреходящих элементов в природе», устойчивой стороны преходящих, текучих событий. Такая картина мира позволяет, по мысли У., понять природу как «процесс» и совместить утверждение, что природа независима от мысли, с утверждением о тождественности природы и опыта. Второй период творчества У. связан с переходом его к объективному идеализму, родственному платонизму. У. исходит из онтологического принципа: все существующее должно являться частью опыта – индивидуального для конечных вещей, божественного для мира в целом. Мировой процесс понимается как «опыт Бога», в котором осуществляется переход «вечных объектов» из идеального мира в физический, обеспечивающий качественную определенность «действительных событий» (которые есть процессы опыта, индивидуальные акты). Поскольку «событие» имеет временной характер и постоянно изменяется, оно огранично. Поэтому понятие материи, по У., подлежит замене понятием организма: «наука…становится изучением организмов». Для социологических взглядов У. характерно признание идей движущими силами общества и абсолютизации роли личностей, которые, по У., в конечном счете управляют миром.

Читайте также:  Особенности природных территориальных комплексов

Эмерджентная эволюция (англ. emergent – внезапно возникающий), идеалистическая и метафизическая концепция развития, основанная на абсолютизации качественных изменений в отрыве от количественных, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс возникновения новых высших качеств. Концепция Э. э. сложилась в работах С. Александера английского биолога и философа К.Л. Моргана. Они различают два типа изменений: количественные («результанты»), определяемые алгебраическим сложением исходных элементов, и «эмердженты», несводимые к исходным и не обусловленные ими. В соответствии с градацией «эмерджентов» Э. э. предстает как учение об «уровнях существования», число которых варьируется от трех (материя, жизнь, психика) до нескольких десятков. Низший уровень толкуется как доставляющий лишь условия для возникновения высшего, но не порождающий его; высший включает низший, подчиняя его себе. Э. э. рассматривает в качестве движущего компонента развития некоторые идеальные силы. Так, Александер видит движущую силу Э. э. в «низусе» (лат. – «порыв, устремление») как стремлении к высшему и отождествляет его с божеством как целью развития. У некоторых американских философов Э. э. получает материалистическое истолкование: они усматривают в «эмерджентности» выражение «внутренней динамичности» природы, не преодолевая, однако, общего недостатка Э. э. – ее метафизичность. Теория Э. э. родственна концепциям «творческих эволюций» Бергсона, Уайтхеда, а также теологическому учению об эволюции Тейяр де Шардена.

Источник

Оцените статью