Стадии развития психологии от животного до человека

1.5. Развитие психики в филогенезе

Филогенез (от греч. phyle – род, племя и genesis – рождение, происхождение) – это процесс развития всего живого (от растений к животным, а от них — к человеку).

Существуют различные подходы к пониманию того, кому может быть присуща психика:

1) панпсихизм (французские материалисты) утверждает всеобщую одухотворенность природы. В соответствии с данной теорией психика присуща всей природе, всему миру (в том числе и камню);

2) биопсихизм (Т. Гоббс и др.) понимает психику как свойство живой природы (т.е. она присуща и растениям);

3) нейропсихизм (Ч. Дарвин и др.) считает, что психика свойственна только организмам, имеющим нервную систему;

4) мозгопсихизм (К.К. Платонов и др.) находит психику только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, поскольку у них узелковая нервная система без выраженного головного мозга);

5) антропопсихизм (Р. Декарт и др.) полагает, что психика присуща только человеку.

Согласно А.Н.Леонтьеву,критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности. Подчувствительностью понимается способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т,п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности выступает способность образовыватьусловные рефлексы – закономерную связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и, следовательно, существовать.

Выделяют три основныестадии развития психики в филогенезе (см. табл. 1.5):

1.Стадия элементарной чувствительности. На данной стадии животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.). Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически.Инстинкт – это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида; врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.

2.Перцептивная стадии психики. На данной стадии у животных (птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов (предметное восприятие); животное способно обучаться, у него появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3.Стадия интеллектуальной психики (как наивысший уровень развития перцептивной психики) характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации в ближайшем будущем. В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных-хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности и действует только в пределах наглядной ситуации.

Читайте также:  Самый редкий окрас животного

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Ее главная отличительная особенность – наличие сознания. Согласно А. Н. Леонтьеву, сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык.Сознание иличность – качества, которые отличают человека от животных. Но возникают сознание и личность на определенной стадии культурной эволюции человека, вот почему их нет у животных. Сознание, разум человека развивались в процессетрудовой деятельности, которая появляется в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.

Стадии развития психики в процессе филогенеза

(по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)

Стадия психического отражения

Уровни психического отражения и его характеристика

Виды живых существ, достигших этого уровня развития

Источник

Лекция 2. Эволюционное развитие психики.

Мы уже говорили о том, что предметом психологии является психика. По словам автора одного из учебников (Ю.Б.Гиппенрейтора), «психология – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству». Психикой называется отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга. Мозг человека – самая высокоорганизованная материя. История развития мозга — это история развития психики, потому что психическое отражение связано с деятельностью мозга.

В процессе эволюции животных психика развивалась по биоло­гическим законам — от простейших до сложных форм. Удовлетворение своих потребностей животное осуществляет пу­тем активных движений в окружающей среде, которые характеризуют его поведение. Сделав элементарное движение, животное корректирует его, намечает изменения, если двигательный акт не способствует успе­ху в нахождении пищи или среды обитания. Поиск на ос­нове возникшей потребности определенных движений и действий, на­целенных на ее удовлетворение — в этом сущность разви­тия психического отражения.

Самый существенный труд о развитии психики животных был создан А. Н. Леонтьевым — «Проблемы развития психики». На первой стадии находятся простейшие, паукообразные и др. Самая характерная особенность психики этих живых организмов состоит в отражении отдельных свойств окружаю­щего мира — света, тепла, движения. У простейших животных нервные клетки разбросаны по всему телу. Нервная система впервые появляет­ся у кишечнополостных животных. Она реагирует на раздражение ( медуза.)

Читайте также:  Лось очень сильное животное

А. Н. Леонтьев приводит пример с пауком. Если насекомое попадает в пау­тину, паук сразу к нему направляется и опутывает его своей нитью. Почему у паука такое поведение? Оказалось, что для паука важно только то, какова вибрация паутины, которую создают крылья насе­комого. Если вибрация прекращается, то паук к насекомому переста­ет двигаться. Понятно, что любое движение для паука имеет смысл пищи.

У дождевых чер­вей нервные клетки соединены между собой, образуя цепочку.

У позвоночных нервная система подразделяют на перифери­ческую и центральную.

Т.о., на этой стадии развития психики окружающий мир отражает элемен­тарные свойства окружающего (света, тепла и др.) способствует удов­летворению основных жизненных потребностей.

На втором этапе развитияживотные отражают предметы целиком. Американские ученые проводили такой опыт. 1). На глазах у коровы прятали лакомство за ширму, вместо него ей давали обычную пищу. Отвергнув ее, животное искало лакомство, по­иск прекращался, когда корова находила лакомство. 2). В еще одном слу­чае первую группу жаб вскармливали капустой, а вторую — дождевы­ми червями. Затем перед каждой положили мох и гвозди. Жабы из первой группы набрасывались на мох, из второй — на гвозди. Т.е., биологический смысл пищи не является для земноводных постоянным. На этой стадии находятся все млекопитающие, у которых нервная система разделяется на цен­тральную, периферическую, вегетативную.

Третий этап психического развития — стадия интеллекта. На ней находятся высшие млекопитающие — человекообразные обезьяны, собаки, кошки, дельфины. «Рассудочное» пове­дение животных этого уровня характеризуется использованием ору­дий для преобразования ситуации.

1). Обезьяна по кличке Султан, находи­лась в клетке, к потолку которой подвешивали банан. Султан вначале пытался достать банан, но безуспешно. Затем обезьяна придвинула ящик под висящий банан и вновь попыталась дотянуться до него. Че­рез какое-то время, сильно оттолкнувшись, Султан изловчился и сорвал плод. 2). В другом случае обезьяна находилась в клетке, в которой лежа­ла палка. За клеткой находился плод. Достать рукой его не удавалось. Тогда обезьяна взяла рукой палку и ею через прутья клетки дотяну­лась до приманки, придвинула ее к себе. 3). В Сухумском питомнике вожак обезьян сидел поодаль и наблюдал за всем стадом. Некоторые обезьяны добывали еду попрошайничеством. Как только их добыча превышала допустимые нормы, вожак мгновенно оказывался рядом и ее отнимал.

Читайте также:  Тривит можно ли животному

4). В одной из телепередач приматолог рассказывала о своих наблю­дениях за обезьянами. По ее словам, если ста­до меняет местожительство, то вожак распределяет между членами обязанности: кто что несет, кто за кем смотрит, чтобы не отстал, рез­вясь.

Существуют серьезные различия между психикой человека и животного.

Первое отличие состоит в различии мышления человека и жи­вотного. Человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Человек способен поступать сознательно.

Второе отличие человека от животного заключается в его спо­собности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуа­ции животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. Так, если обезьяна только что пользовалась палкой как орудием для подтягива­ния плода, то через некоторое время животное может изгрызть ее или спокойно смотреть, как это сделает другая обезьяна. Животные не живут в мире постоянных вещей. Орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно. В отличие от животного человек живет в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудием со­обща с другими людьми, заимствует опыт использования орудия у од­них и передает его другим людям.

Третьим различием является различие в чувствах. Предме­ты и явления действительности могут вызывать у животных и у челове­ка положительные или отрицательные эмоции. Но только в челове­ке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и сорадоваться с другим человеком. Только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

Четвертое отличие психики человека от психики животных заключается в условиях их развития. Развитие пси­хики животных шло по законам биологической эволюции, то раз­витие человеческой психики под­чиняется законам исторического развития. Только человек присваи­вает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику.

Источник

Оцените статью