Стихи пастернака тема природы

Тема природы в лирике Б. Пастернака

Творчество Бориса Пастернака многообразно и самобытно. У этого поэта имеется своя точка зрения, своя трактовка всех основных жизненных явлений. Поэтому нам так интересно читать произведения этого художника, соглашаясь или не соглашаясь с ним. В любом случае, это обогащает нас опытом, делает богаче и мудрее.

Тема природы занимает одно из главных мест в творчестве Б. Пастернака. Поэт своеобразно изображает мир природы и взаимоотношения человека с ней. Этот мир необычен, сложен и многообразен. Вспомним хотя бы такие произведения Пастернака, как «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Ландыши» и другие.

В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!» лирический герой передает свое предоощущение весны как всемирной жажды обновления жизни. В этой прелестной лирической миниатюре окружающий мир представлен звучащим на многие лады. Здесь и плавность, и шуршание, и грохот природы (клик колес, грохочущая слякоть, шум ливня, «ветер криками изрыт» и т.д.) Все это звуки приближающейся весны. Здесь поэт очень удачно, на мой взгляд, использует прием звукописи: пролетка – ливень – слезы; колеса – клик – слякоть – слагаются – лужи.

В данном стихотворении большое место занимают черные (темные) оттенки цвета («весною черною горит», «обугленные груши», «чернеют проталины»). Но они не кажутся мрачными, так как передают динамику прихода весны. Поэтому здесь черный цвет ассоциируется с цветом показавшейся из-под снега земли. Получается, что черные краски в этом стихотворении являются символом обновления жизни.

Стихотворение начинается с назывного предложения: «Февраль». Это слово ассоциируется с вьюгой, поземкой, холодом, морозом, ветром, а также с февральской лазурью. То есть оно связано с ощущением скорой весны и таянием снега. Таким образом, уже первое предложение в стихотворении заявляет о приближении самой молодой поры года.

В композиции этого произведения, на мой взгляд, можно выделить внутренний и внешний планы. Внешний – это образ приближающейся, во всем чувствующейся весны. Внутренний план повествует о процессе пробуждения поэзии. Лирический герой, прорвавшись в мир обновляющейся жизни, обретает способность «слагать стихи», «писать о феврале навзрыд». При этом в произведении усиливаются и нарастают чувства, ощущения, переживания. Природа и поэзия уравниваются. Поэзию творит включение поэта в мир живой природы.

В1927 году Б. Пастернак пишет стихотворение «Ландыши», вошедшее в его сборник «Поверх барьеров». При произнесении названия этого произведения возникают ассоциации: ландыш серебристый, душистый, «светлого мая привет». В мыслях рисуется хрупкость, чистота, стройность, изящество этого весеннего цветка.

Однако, перечитывая текст Пастернака, убеждаешься, что таких ассоциаций у поэта нет. Стихотворение начинается с неполного предложения: «С утра жара». Образ жары усиливается в последующих строках первой строфы: «грузный полдень», «потное плечо», «жары нещадная резня». Образ жары создается с помощью эпитетов, метафор, а также звукописи. Как эхо, повторяются звуки слова «жара» и сходные с ними: грузный полдень, жары нещадная резня. Поэт гиперболизирует этот образ, усиливает его, используя в первой и второй строфах такие глаголы и глагольные формы, как «хряснет», «обламываясь», «рухнет».

В третьей и четвертой строфах стихотворения мы наблюдаем метафору «жары нещадная резня» и сравнение «Весна здесь сказочна, как Углич». Эти тропы связаны между собой ассоциативно: вид березок напоминает красавиц Древней Руси, а также древнерусскую архитектуру с ее белоснежными свечками соборов под золотыми и зелеными куполами. Совсем, как в Угличе.

Читайте также:  Областного департамента природных ресурсов

В четвертой строфе уже чувствуется присутствие лирического героя. Он способен всмотреться и насладиться миром, укрывшим его от жары. Природа позволяет всматриваться в себя бесконечно:

И вот ты входишь в березняк,

Вы всматриваетесь друг в дружку.

Более того, внимательному наблюдателю природа открывает свои тайны. В этом состоит ее удивительное чудо:

Вас кто-то наблюдает снизу:

Такое олицетворение помогает автору подчеркнуть, что природа тоже ждет встречи с человеком, прислушивается и присматривается к нему. Таким образом, в стихотворении показан путь человека к природе.

Осмысление лирики Пастернака, посвященного природе, позволяет нам увидеть, что все его стихотворения глубоко философичны. Они не просто раскрывают красоту русской природы, ее тайны. Эти произведения показывают взаимоотношения и взаимопроникновения природы и человека друг в друга, результатом которого является творчество. Природа для лирического героя – мастерская, где «производится чудо».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник

Природа в творчестве Б. Пастернака

Б. Пастернак

Дойти до самой сути (природа в поэзии Бориса Пастернака)

Стихи Пастернака всегда динамичны, красочны, живописны, природа и стихия в них присутствуют естественно, ненавязчиво. Природа занимает место в поэзии Пастернака по праву, она в ней такая же живая, как сам лирический герой. Именно поэтому у Бориса Леонидовича дождь «усмехнулся черемухе», ветер раскачивает лес ,»жалуясь и плача», росинки «смеются и вырваться силятся», вода «трудилась», стрижи «торжествовали».

Собственные чувства поэт переживает и проживает на фоне природы, вместе с природой, он с ней един. Поэтому почти в каждом стихотворении есть упоминание о природном явлении, о дожде, снеге, ветре, солнечном луче, дереве.

Возьмем одно из самых известных и любимых стихотворений Пастернака » Никого не будет в доме. » Оно стало особенно популярным после того, как композитор Таривердиев написал музыку на эти слова, стихотворение превратилось в песню. Уже начало стихотворения парадоксально: «Никого не будет в доме, кроме сумерек. » Сумерки, явление природы, выступают здесь в роли «кого-то», они будто одушевлены.

Такими же одушевленными кажутся зимний день, снежные комья, крыши, иней:

«Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой,

Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега,— никого.
И опять зачертит иней. «

Каждый скажет, что это стихотворение — объяснение в любви, осторожное, трепетное, нежное. Но все эти эмоции, оттенки автору помогла создать природа, которая легко и красиво вошла в стихотворение, создала тонкую прочувствованную атмосферу.

Еще одно знаменитое стихотворение Пастернака — «Февраль». И опять о природе написано ярко, сочно, неожиданно: «грохочущая слякоть весною черною горит.» Сразу создается настроение, понимаешь, что призыв автора «достать чернил и плакать » — блеф, ирония,что на самом деле сердце предчувствует скорую весну и хочется творить.

И уже возникают картины весны, так оптимистично перекликающиеся с картинами русских живописцев о весне: «Март» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова:

«Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт. «

А вот картины поздней весны, написанные поэтом также эмоционально, страстно, будто бы с использованием красок и холста, а не слов и бумаги:

Читайте также:  Рецепты природных косметических средств

«Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный сад.

Со мной, с моей свечою вровень
Миры расцветшие висят.»

Сколько в этом четверостишии необычных словосочетаний, метафор, тропов: и бронзовая зола жаровень и сыплет жуками, и сонный сад, и то, что сад сыплет, как будто бы он живой, и расцветшие миры — то есть цветущие деревья. На этом автор не останавливается, затем «тополь обветшало-серый завесил лунную межу».

И далее — каждая строка загадочна, слова сказаны так, что не могут не запомниться: «пруд — как явленная тайна», «шепчет яблони прибой», «сад висит постройкой свайной», сад «держит небо пред собой». Наверное, многие из нас видели цветущий сад, но смогли бы мы найти такие слова, чтобы описать увиденное? Очень часто о пруде говорят «таинственный пруд», но «пруд — как явленная тайна» звучит куда интереснее и содержит еще больше таинственности и мистики.

А вот стихотворение «Август», в нем автор также описывает свои чувства, любовь, и фоном опять же выступает природа. Даже, скорее, не фоном, а свидетелем, союзником, сочувствующим другом. И опять все явления природы здесь живые, наделены способностями чувствовать, думать, действовать как люди:

«Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой.»

Вот настоящая поэзия, где поэт — наравне со всем миром и природа — равна ему. Он не сомневается, что может сказать о лесе «имбирно-красный», «горевший, как печатный пряник». И образ леса явственно, отчетливо встает перед глазами читателя.

Вместе с поэтом и мы переживаем его эмоции, его чувства: да, у нас тоже бывали похожие чувства, мы видели похожие картины и пейзажи, так же смотрели на снег и на деревья, но не знали, как выразить это, как описать. Борис Пастернак подсказал нам нужные слова, те, что могут на самом деле проникать в суть. Недаром очень часто многие из нас повторяют его строчки: «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

Источник

Борис Пастернак — Стихи о природе

Положим,— гудение улья,
И сад утопает в стряпне,
И спинки соломенных стульев,
И черные зерна слепней. И вдруг объявляется отдых,
И всюду бросают дела.
Далекая молодость в.

Борис Пастернак

С утра жара. Но отведи
Кусты, и грузный полдень разом
Всей массой хряснет позади,
Обламываясь под алмазом. Он рухнет в ребрах и лучах,
В разгранке зайчиков дрожащих,
Как наземь.

Борис Пастернак

Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках. Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих.

Борис Пастернак

В траве, меж диких бальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, руки запрокинув
И к небу головы задрав. Трава на просеке сосновой
Непроходима и густа.
Мы переглянемся и.

Читайте также:  Управление природными ресурсами принадлежащими государству

Борис Пастернак

Пронизан солнцем лес насквозь.
Лучи стоят столбами пыли.
Отсюда, уверяют, лось
Выходит на дорог развилье. В лесу молчанье, тишина,
Как будто жизнь в глухой лощине
Не солнцем.

Борис Пастернак

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте.

Борис Пастернак

Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики. Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает ее перед сном.
Порядок творенья обманчив,
Как.

Борис Пастернак

Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака. Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье. Под ним ночные.

Борис Пастернак

За окнами давка, толпится листва,
И палое небо с дорог не подобрано.
Все стихло. Но что это было сперва!
Теперь разговор уж не тот и по-доброму. Сначала все опрометью.

Борис Пастернак

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет. Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет,-
Черной лестницы.

Борис Пастернак

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой. Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к.

Борис Пастернак

А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку,
Сто слепящих фотографий
Ночью снял на память гром.

Меркла кисть сирени. B это
Время он, нарвав охапку
Молний, с поля ими.

Борис Пастернак

Рассказали страшное,
Дали точный адрес.
Отпирают, спрашивают,
Движутся, как в театре.

Тишина, ты — лучшее
Из всего, что слышал.
Некоторых мучает,
Что летают мыши.

Борис Пастернак

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце.

Борис Пастернак

Усмехнулся черемухе, всхлипнул, смочил
Лак экипажей, деревьев трепет.
Под луною на выкате гуськом скрипачи
Пробираются к театру. Граждане, в цепи!

Лужи на камне. Как полное слез
.

Борис Пастернак

Оттепелями из магазинов
Веяло ватным теплом.
Вдоль по панелям зимним
Ездил звездистый лом.

Лед, перед тем как дрогнуть,
Соками пух, трещал.
Как потемневший ноготь,
Ныла вода в.

Борис Пастернак

Слышен лепет соли каплющей.
Гул колес едва показан.
Тихо взявши гавань за плечи,
Мы отходим за пакгаузы.

Плеск и плеск, и плеск без отзыва.
Разбегаясь со стенаньем,
Вспыхивает.

Борис Пастернак

Снуют пунцовые стрекозы,
Летят шмели во все концы,
Колхозницы смеются с возу,
Проходят с косами косцы.

Пока хорошая погода,
Гребут и ворошат корма
И складывают до захода
В.

Борис Пастернак

Пронесшейся грозою полон воздух.
Все ожило, все дышит, как в раю.
Всем роспуском кистей лиловогроздыx
Сирень вбирает свежести струю.

Все живо переменою погоды.
Дождь заливает.

Борис Пастернак

Поезд ушел. Насыпь черна.
Где я дорогу впотьмах раздобуду?
Неузнаваемая сторона,
Хоть я и сутки только отсюда.
Замер на шпалах лязг чугуна.
Вдруг — что за новая, право.

Источник

Оцените статью